Алексей Семёнычев Альтернативное образование

Свободное образование против традиционного.

Автор Алексей Семёнычев

На одном из интервью о семейном образовании корреспондент меня спросил: ”В чём отличие семейного образования от обычного?” Тогда я ответил, что разница в том, что мы делаем акцент на развитии личных способностей ребёнка и достигаем того же результата, что и школа, только с меньшими жертвами. Мне и сейчас кажется так, но картину я вижу интереснее и подробнее. В чём смысл отличия традиционного образования от альтернативного? В чём, собственно, “альтернатива” заключается? 

Цель традиционного образования — дать максимально количество знаний за единицу времени, равную девяти-одиннадцати годам. Способы для внесения этих знаний в головы детей совершенствуются год-от года, а тесты улучшаются от ОГЭ к ЕГЭ. Эти успехи вполне измеримы и понятны для наших педагогов. Хотя жизнь упорно доказывает, что это то измерение ни говорит об успешности или неуспешности бедных детей, изнурённо двигающихся от начала года к его неизбежному и всеми ожидаемому концу. Тесты отражают лишь небольшую и малозначащею часть образования ребёнка. Они отражают академическую успеваемость и некотором отрезке времени. Собственно всё. Больше ничего они не отражают.  

( о смысле тестов в статье Альфи Кона )

Но между тем, мы знаем, что кроме знаний школу даёт такие навыки, которые неизмеримы и трудно поддаются прослеживанию в дальнейшей жизни. Это — умение подчиняться старшему, умению молчать и не иметь собственного мнения, не спорить, не доказывать свою точку зрения, жить и учиться так, как завещал великий ФГОС РФ.  

 Что же предлагает альтернативное образование взамен этому монстру? 

Прежде всего смещение акцентов образования на проблематику обучения.

Главным становится умение ребёнком вникать в проблемы культурного, социального, политического и экономического порядка.

Эти слова, которые родителям кажутся, возможно,” не понятно о чём”, на самом деле вполне понятно объясняются.

Самое главное, что эти изменения не стоят Министерству образования ровно ничего. Меняется только отношение к обучению, отношения между преподавателем и учеником, меняется структура, приоритеты обучения.  

Обучение становится ПРОБЛЕМНЫМ. То есть на уроке обсуждаются проблемы. На уроке говорят, на уроке спорят, на уроке доказывают, на уроке учатся быть равными и доступными, учат договаривать, рассуждать. Это может быть на любом уроке без потери академической успеваемости.  

В тоже время диалог, спор, активная деятельность дают невероятный результат — человек начинает уважать себя, свою работу, свои ценности. И, что уж совсем невероятно для современной школы, уважать учителя и своих коллег по школе, независимо от класса и возраста. Их объединит общая идея, общие ценности. 

Именно в диалоге развивается и растёт личность. Возникает уважение к себе и другому, уходит агрессия и приходит взаимопонимание, умение взаимодействовать ради общей цели. 

Что такое культурные, социальные, политические и экономические проблемы?  

Мы говорим с детьми о культурных проблемах, о проблемах взаимодействия культур. Не только русской, но и мировой. О культуре, как едином пространстве. 

Один учитель, у которого в классе кроме русских учились армяне, узбеки и молдаване, предложил, чтобы они подготовили для каласса уроки по своим народам. На нём дети выучили как здороваться и прощаться на других языках, попробовали блюда национальной кухни, послушали стихи на языках и рассказ о стране.  

Политические проблемы самое сложное. О них сразу стараются не говорить. Это чудесная русская традиция быть вне политики. Но нельзя обходить политические проблемы, если уж вы решили научить ребенка жизни. Политика не будет в стороне от него и от вас.

Самое простое и эффективное — внести политику в школу в виде Советов школы или классов, в виде выборов, в виде Президента школы, выбранного на честных выборах.  Одно только участие в выборах Президента и Совета школы даст представление о силе и слабости демократии больше, чем любой учебник.

Дайте детям реально влиять на жизнь в школе. Выборы не должны быть формальностью, созданной только для того, чтобы организовывать праздники. К сожалению, сейчас тема демократии в школах самая сложная. А без нее я не вижу возможности реальных перемен в школе. Эта сторона жизни школы и научит активно обсуждать политические проблемы и идущие за ними экономические и социальные. 

Нет более забитого предмета в школе, чем обществознание. Очень несправедливо! Этот предмет, возможно, один из главных. Вот там то мы и поговорим о социальных проблемах. О коррупции, о выборах, о войне и мире, о феминизме и национальных проблемах. Это же как страшно! Правда? Вдруг у них есть своё мнение, которое они сформировали не в школе, а где-то ещё. В жизни, например. 

  Но и не только там. Разве литература — это предмет о том, как отличить сказку от повести, а метафору от сравнения? Это самое не интересное, что можно изучить в литературе. Но на это уходит огромное время учителей и учеников на уроке. Давайте потратим его на то, чтобы выяснить был ли Базаров славным малым или это будущий террорист и только своевременная смерть спасла его от виселицы. Какой бы интересный спор вышел! 

Давайте на математике, биологии, физике, химии устраивать научные диспуты, конференции, проекты, исследовательские работы. Поменьше писать и по больше спорить и делать. Давайте говорить о моральной ответственности учёного за то, что он изобрёл. Так может эти предметы станут интереснее для всех. Даже для учителя. 

Ребёнок охотно будет описывать на русском языке то, что ему понятно и то, что близко ему. “Таня пошла в лес” — напишет ребёнок, живущий в городе. “Мама взяла ноутбук” — как-то ближе и понятнее. 

Наверно, если сейчас спросить меня, в чём же всё отличие альтернативного образования от традиционного, я б сказал : “ Главное отличие в том, что традиционное образование  —  это педагогика молчания, а альтернативное — педагогика диалога и взаимодействие всех со всеми”. 

Где мы можем сейчас видеть подход, близкий к этому? 

  Иногда я вижу школы, которые используют и исследовательский подход, и проектную работу. Но выглядит это невероятной формальностью. Это жаль, конечно. Идея то правильная. 

Однажды я слушал учителя, который рассказывал великолепные методы работы в классе. И про проекты, и про дискуссии, и про Совет класса даже, про то, что он успевает за урок улыбнуться каждому из своих учеников…. Но в начале лекции он сказал: “Я работаю в школе для одаренных детей. Мне повезло. У меня в классе 18 чудесных учеников, которых я очень люблю. Наверно, то, что я расскажу возможно использовать не везде”. Я больше скажу: это нигде нельзя использовать, ни в одной школе России, если в классе нет такого замечательного учителя и восемнадцать высокомотивированных учеников. Но именно так  красиво и по доброму и должно проходит обучение. 

 Вряд ли в традиционных школах можно всерьёз говорить о политических, социальных проблемах. Нет, нет… Это политика! Не надо про войну и мир, про бедность и богатство, про коррупцию, про свободу слова… Давайте только про отвлечённую науку. Нет. Так не работает.  Здесь молчим, а здесь говорим. 

Да, наука будет. Наука вовремя закрывать себе и другим рот. Надо сказать, что современная школа очень преуспела в этом. На наше счастье, дети живут не только школой. 

Говорить нужно о том, что важно сейчас, о том, чем живёт мир, страна. Как ещё вы научите ребёнка жизни? Как вы объясните, зачем нужно образование (математика, физика, история… на всё есть вопрос:” Мама, а зачем мне это нужно?”)?

Сама школа отрывает ученика от реальности, запирает его в школе, превращая знания в мёртвый и не нужный хлам.  Ребёнок не оценит его и сразу выбросит. Это он и делает сейчас, впрочем.

И правильно делает. Место хлама на помойке. Любимая присказка: ”Выучил и забыл”. 

Иногда я вижу подход диалога и деятельности в некоторых альтернативных школах. Особенно много этого в начальной школе. В семейном образовании, в лучших его примерах всегда найдётся место и разговорам, и спорам, и кружкам и секциями, всегда есть место путешествиям и возможности видеть мир без оценки, возможность принимать мир с радостью и восхищением. 

Движение в этом направлении есть. Оно медленное, но радует, что неизбежное. Рано или поздно мы придём к тому, что мир образования станет миром общения, диалога, совместного творчества.

Школа будет двигаться в направлении гуманизации учёбы. Родители будут стремиться к тому, чтобы вместе с академическим образованием ребёнок получал навыки уважение к человеку, стремление к самореализации и развитию.

Умения бесконфликтного общения будет цениться не меньше, чем математика, например. Значимость их будет доказана опытом, полученным в школе. Да, эти странные понятия и представления о жизни трудно измерить. Но они почему-то всегда очень заметны. Без всякого измерения. 

Поделиться