Актуальное Альтернативное образование

Коррекционная школа семейного типа в С.- Петербурге

Яровая Анастасия. Со-основатель семейной коррекционной школы «Место для жизни»

Анастасия, открытие коррекционной школы семейного типа, это давно ожидаемый формат. Его актуальность очевидна. Расскажите , как вы приняли решение открыть такую школу.

К решению открыть коррекционную школу меня подтолкнула моя дочь, вернее, жизненные обстоятельства, связанные с тем, что мне не удалось найти для нее подходящую школу, такую школу, о которой я мечтала, которая устраивала бы меня по всем параметрам. Моя дочь – ребенок с особенностями развития. Мы сменили несколько школ, государственных и частных, но везде были существенные недостатки, с которыми я не хотела мириться. За годы коррекционной работы с дочерью у меня сформировалось четкое понимание того, чего я хочу от школы, что важно получить от коррекционной школы детям с ОВЗ.
Я давно уже поняла, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Наши сложные дети нужны только нам. Поэтому я получила второе высшее образование в области коррекционной педагогики, нашла единомышленников и пазл сложился.

Обычно найти единомышленников для школы очень сложно. ка это получилось у вас?

Так совпало, что моя хорошая подруга, — тоже мама девочки с особенностями развития. Наши дочери дружат. Мы задумали и реализуем этот проект вместе. За годы реабилитации мы собрали вокруг своих детей сильную команду из педагогов и специалистов различной направленности. Многие из них поддержали нас в нашем решении открыть школу и захотели присоединиться. Вообще эта идея воодушевляет и объединяет вокруг себя неравнодушных людей. Они готовы помочь «кто чем может»: покрасить стены, провести бесплатный мастер-класс, быть волонтером-тьютором на занятиях. И это придает нам уверенности в том, что все получится!

Несколько практичных вопросов. Каких детей вы приглашаете в свою школу? Какие программы используете? Расскажите в целом об особенностях вашей школы.

Мы – начальная школа для детей с трудностями в обучении без диагнозов (ведь не все родители готовы пройти комиссию, получить диагноз и рекомендованную программу обучения), для детей с задержкой психического развития и детей с легкими интеллектуальными нарушениями. К сожалению, на данный момент мы не обладаем ресурсами для того, чтобы принимать в нашу школу детей с другими особенностями развития.

Школа опирается на адаптированные программы ФГОС АООП ОВЗ вар.7.2 и 9.1. Однако, помимо этого, мы интегрировали в процесс обучения элементы различных педагогических систем, а также современные обучающие материалы, созданные для детей с особыми образовательными потребностями. В основе нашей концепции лежит деятельностный подход и опора на предметную наглядность. Мы практикуем уроки-опыты, уроки-квесты и уроки погружения. Как нашим детям понять и запомнить что такое хлеб и откуда он берется в магазине? Эффективнее всего это сделать практическим путем: смолов муку из зерен и вымесив тесто.

Вторая важная составляющая концепции нашей школы – это формирование и развитие у детей бытовых навыков, навыков самообслуживания. Есть ли смысл в том, что ребенок считает в уме, если при этом он не может самостоятельно одеться, аккуратно сложить свои вещи, убрать за собой крошки со стола? Ответ очевиден. Поэтому навыкам самостоятельности мы уделяем внимания не меньше, чем академическим успехам детей. У нас есть «дежурства», во время которых дети помогают готовить обед, накрывают на стол, убирают и моют за собой посуду, помогают наводить чистоту и порядок в школе, выращивают микрозелень, ухаживают за растениями. Мы учим их застегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое, что так просто дается детям с нормотипичным развитием.
Еще одна фишка нашей школы – это большое разнообразие развивающих занятий во второй половине дня: керамическая мастерская, занятия по кулинарии, арт-терапия, аэройога, музыка. Все они в увлекательной и незаметной для детей форме способствуют их гармоничному развитию. Также продленка в нашей школе – это возможность для общения детей, их совместных игр, дружбы. То есть возможность для их полноценной социальной жизни. А для родителей – это возможность работать и уделять время себе. Этот вопрос очень остро стоит для родителей особых детей. Часто они привязаны к ребенку, живут его жизнью, по его расписанию.

Что, как вам кажется. было и будет в вашей школе самым сложны?

Самым сложным для нас являются 2 вещи. Первое, это то, что два ребенка одного и того же возраста, с одинаковым диагнозом и рекомендованной программой обучения, могут иметь абсолютно разные ментальные возможности, разную степень нарушения мышления, внимания и памяти. То есть, один ребенок в классе бегло читает, а второй не может запомнить буквы. При этом второй ребенок может достаточно хорошо считать, а первый испытывает огромные трудности в усвоении математики. Все наши дети очень разные. Их навыки нельзя измерять по единой шкале оценок. Ведь у каждого из них – свой собственный максимум, своя гора, на которую он может взобраться. Наша задача – помочь ему в этом мягко и бережно. Поэтому в нашей школе индивидуальный подход – это не просто слова. Мы разработали несколько инструментов, которые позволяют сделать обучение таких разных детей в классе эффективным. Кроме того, каждый ребенок проходит несколько диагностических тестирований в год. Это позволяет отслеживать динамику обучения и корректировать программу в случае необходимости.

Вторая сложная для нас вещь – это найти подходящих педагогов: увлеченных своей профессией, не выгоревших, креативных, готовых отдавать детям свою энергию и ресурс, но при этом опытных, владеющих различными коррекционными методиками, понимающих специфику работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Но мы не теряем надежды и уверены, что найдем «наших» педагогов.

Сайт школы Mestoforlife.tilda.ws

Поделиться