Стили семейного обучения

Это, конечно. только название -стили. На практике многие родители совмещают разные способы обучения детей дома. Иногда один стиль в начальной школе, а в средней всё меняется. Иногда может быть один год один, потом другой стиль. Это зависит от того, как меняетесь вы, и как меняется ваша семья, и как меняется ваш ребёнок. Начнем…

  1. Анскулинг

По факту он запрещен, но многие родители активно пользуются этим стилем. Особенно красиво он заходит в начально школе.

Анскулинг это отсутствие специальных занятий и строго воспитания. Это такой формат почти абсолютной свободы. Делай что хочешь! На практике это может быть как период абсолютного безделья. Но на практике это метод бывает очень эффективен. Когда ребёнок полон идеями и желаниями. Вот здесь цель родителей- вовремя увидеть желание ребёнка и поддержать его. А потом, возможно, развить в талант. Не развилось в талант? И ладно. Потом будет что-то ещё интересное.

У ребёнка остаётся самое важное – стремление свободно познавать мир и не испытывать особого сомнения в правильности своего выбора. То, что есть сейчас и есть верно – это главный лозунг.

В России анскулинг сложный выбор. Он не поддерживается школами. Но в начальной школе он может быть удивительно эффективен.

2. Расслабленный стиль

Его любят многие родители. Это такое движение в сторону некоторой дисциплины от анскулинга, но всё же ещё не дисциплина. Это поиск между свободой делать всё, что хочешь и фразой «Аттестации как-то сдать всё же нужно».

Немного позанимались, немного отдохнули. Книжку посчитали… Но вот здесь теперь сели и позанимались. А что делать? Математику надо сдать. А вот искусство можно и пропустить, да и литературное чтение, в принципе, не обязательно знать всё. Методом тыка можно всё сдать… А уже если мы всё дистанционно сдаём, так и можно кой чего даже не заметить…

Но вот если ребёнку интересна информатика, программирование или физика, то вот здесь можно позаниматься больше и дольше. Вот сюда будут направлены наши главные силы и финансы[AС1] . Это будет главным и тут не будет ничего расслабляющего и лежачего. Здесь всё будет много активно и напряжённо.

3.Школьный стиль

Его продвинутые хоумкулеры не любят, но всё же он встречается.

Учёба дома превращается в школьную. Но с некоторыми послаблениями.

Родители доходят до того, что и уроки порой длятся 45 минут, а начинаются в 8.30.

Это очень сложно делать, это очень тяжело. Такой стиль требует большой включённости родителей и большого напряжения.

Но и у этого стиля есть свои плюсы. Как правило, эти ребята сдают аттестации, и их академическая успеваемость  — предмет гордости, когда надо показать, что семейное образование не хуже школьного.

4. Классическое семейное образование

Этот стиль соединяет в себе все стили и тоже достаточно популярен.

Есть место для того, чтобы расслабиться. Но и всё на уроках не собрано. Есть место и репетиторам, есть место кружкам, секциями, онлайн занятиям.

Аттестации важны, но не сильно. Экологичность обучения важнее. Родители и дети напрягаются в меру.

Учебники могут быть и из школы, а могут быть и просто красивой книжкой из магазина.  Программа может быть очень важна, но иногда ее можно заменить лекциями у интересного спикера. Важно, что ребёнку интересно и на это уходят силы и деньги.

Однако при большой доле свободы, обязанность сдавать аттестации и ВПРы тоже учитывается при обучении. На это не забивают. Это важно. Нужно показать, что наша учёба двигается, мы следим за успеваемостью ребёнка, а не праздно посещаем многочисленные кружки.

Дети на классическом семейном обучении часто могут быть на заочном обучении по факту. Разница не слишком большая, но лояльность системе помогает доказать. Это успокаивает и родителей, и детей. Они видят, что. В принципе, не слишком отличаются от ровесников и жизнь их прекрасна.

5.Метод Шарлотты Мейсон.

Шарлотта Мейсон пионер семейного обучения в Англии. Жила она довольно долго и умерла в 20-х годах 20 века. Но в 70-е годы американские хоумскулеры вспомнили про неё и ее книги и создали «систему Шарлотты Мейсон».

 Она довольно интересна и очень эффективна для начальной школы.

Шарлотта Мейсон предлагала короткие уроки – 10-30 минут. Маленькие классы ( у нее было иногда несколько детей).

Большое место у неё занимало чтение. Главная особенность книги – она должна быть написано интересным человеком интересно.  Называла она такие книги «живыми». Книги читали, разбирали, обсуждали. Но при изучении книг напрочь отсутствовал пересказ книги. Обсуждали. Перечитывали и никой обязаловки. Только то, что ребёнку понравилось и запомнилось. Так изучались все предметы.

Математику она изучала через прикладное применение. Довольно интересно, этот подход тогда был очень популярен.

Много времени Шарлотта Мейсон уделяла прогулкам в лесах и полях. Составляли дневник, смотрели за природой. Потом искали ответы на вопросы в книгах.

В книгах Мейсон ещё много говорит о религии и ее изучении. Но, как правило, эту сторону методики в России, да и в США не слишком поднимают.

6. Монтессори и Вальдорф

Иногда можно прочитать про эти подходы как про особенные в семейном образовании.

Педагогика семейного обучения строится на правилах обучения в семе, где именно семья и ее традиции и жизненные принципы становятся главными.  В вальдорфской педагогике и в педагогике монтессори есть свои принципы. И в них важна среда, в которой проходит обучение. И педагоги, которые получили соответствующее образование. Дома всё же создать соответствующую атмосферу сложно. И уж точно нельзя приглашать соответствующих педагогов.

Если вы хотите, чтобы ребёнок учился по системе монтерссори или вальдорфа, отдайте его в соответствующую школу, но семейным образованием это уже не будет называться.

7. Семейные школы

Родители часто хотят сократить своё участие в обучении и переложить обучение ребёнка в руки профессионалов, но в более экологическом формате. Для этого и есть семейные школы.

Они дают очень много, но важно понимать, что семейная школа не заменит семейного образования.

Я всё же отнёс бы обучение в семейной школе к семейному формату обучения.

  1. Большинство детей, которые учатся в этих школах, на семейном или заочном обучении.
  2. Роль родителей всё равно остаётся очень высокой. Как правило, такие школы не могут дать полной уверенного образования и реализации личности. Но всё равно их наличие очень важно и здорово, что они есть. Они решают от части проблему обучения и проблему социализации.

Поделиться