Альтернативное образование Реджио-подход

Феномен Реджио.

Часть 2

Дианова Дина
Исполнительный директор
Ассоциации «Педагогическое
сообщество «Реджио-подход»
https://re-study.ru/

Читать часть 1

Педагогика слушания


Высоко ценя потенциал ребенка, воспитатели переносят основной акцент на непосредственное «слушание» детей.

И действительно, педагогическую основу реджио-подхода можно назвать педагогикой слушания. «Слушание» как метафора, выражающая усилия воспитателей получить как можно более глубокое реальное понимание детей и их процессов обучения.

Когда мы в буквальном смысле слушаем детей и даем им время и пространство для самовыражения, мы видим, что перед нами дети, способные самовыражаться значительно более сложным и абстрактным способом, чем мы привыкли думать.

Такие способности детей были обнаружены в садах Реджио-Эмилии благодаря записи и анализу повседневных разговоров детей.

В совместном образовательном процессе подход активного слушания между взрослыми, детьми и средой является необходимым условием и контекстом любых образовательных отношений.
Слушание — это непрерывный процесс, который подпитывает размышление, принятие и открытость по отношению к себе и к другим.

Это необходимое условие для диалога и изменений. Практика слушания повышает уровень внимания и восприимчивости по отношению к культурным, политическим и ценностным условиям. Ясли и школы детства обязуются благоприятствовать этим процессам и регистрировать их посредством педагогического документирования.

Пространственная педагогика


Реджио-подход рассматривает раннее детство как отдельную, самоценную фазу развития человека, в которой дети демонстрируют экстраординарный интерес к миру и мощную мотивацию к его освоению.

И действительно, сам термин, используемый для обозначения детских садов — «школа детства» («Scuola d’infanzia»), не несет в себе значения «подготовительный» и не имеет приставки «пред-» , присущей, например, англо-американскому термину «pre-school» (предшкола). Такое видение ребенка является основополагающим и оказывает сильное влияние на образовательный процесс в садах Реджио-Эмилии. И как следствие, ясли и школы детства пространственно мало напоминают дошкольное учреждение.


«У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и пространство, которое его окружает».

Лорис Малагуцци

Внутренняя и внешняя среда яслей и садов задуманы и организованы как сообщающиеся пространства, стимулирующие взаимодействия, автономию и исследования, любопытство и общение, и являются местами совместного существования и исследований для детей и взрослых. Среда взаимодействует, модифицируется и изменяется в соответствии с проектами и приобретаемым опытом обучения детей и взрослых.

Среда находится в постоянном диалоге между архитектурой и педагогикой. Уход за оформлением, объектами и местами, где осуществляется деятельность детей и взрослых — это часть педагогического процесса, целью которого является психологическое благополучие, формирование чувства непринужденности и принадлежности, а также эстетический вкус и удовольствие от пребывания в группе.

Все это также является необходимыми условиями для обеспечения безопасности среды. Безопасность — это качество, которое возникает из диалога и сотрудничества между различными профессиональными компетенциями, которые должны заниматься этими вопросами, и оценивать, как возможности предотвращения рисков, так и богатство, и качество предлагаемых возможностей.

Конструкция мебели предполагает многофункциональность. Ширмы могут использоваться как детьми для театра теней, так и в качестве разделителя пространства. Дети — прекрасные строители и получают большое удовольствие от сооружения новых построек и их обживания. Ни одна школа детства в конце года не выглядит так же, как в его начале.

Пространство должно способствовать исследованию и самостоятельным открытиям, как для одного ребенка, так и для группы.

Много внимания и усилий уделяется созданию такого дизайна мебели и организации среды и материалов, чтобы ребенок мог максимально легко ими воспользоваться. Материалы для творчества находятся в прозрачных контейнерах, так что дети могут найти нужную вещь самостоятельно.

Зеркала используются в различных целях. Они устанавливаются на потолках над столами, на уровне пола, а также становятся частью игрового оборудования в виде большой треугольной призмы, зеркальной внутри. Таким образом, дети начинают осознавать свое место в окружающем мире, что является ключевым принципом образовательной философии Реджио.

Значимость эстетического измерения в реджио-подходе подчеркивается во всем облике школы. Обстановка затрагивает все органы чувств, материалы могут использоваться по-разному и для множества целей, побуждая детей анализировать оттенки и цвета, текстуры и запахи, и то, как ими пользоваться.

Однако школы окрашены не в яркие базовые цвета, которые, по ошибочному мнению взрослых, так нравятся детям. Вместо этого помещение делается максимально светлым с помощью белых и раздвижных стен, различных источников света. Световые столы для детского творчества также создают необычное рассеивание света. Большие окна позволяют объединить пространства внутри и снаружи в одно целое. Именно дети и привносят цвет в окружающее их пространство — через одежду, личные вещи, собственную живопись, скульптуру и другие, созданные ими объекты из природных материалов и материалов открытого назначения.

В садах Реджио-Эмилии все комфортно и открыто, продуманно для общения родителей, детей и воспитателей.

Это открытая архитектура дома-студии очень интригует и призывает к взаимодействию с пространством, объектами и людьми ее населяющими. «Пьяцца» (площадь) — место общих сборов группы, где могут рождаться и обсуждаться планы, проекты и правила, где дети и взрослые, непринужденно и естественно общаясь, беседуют на разные темы, рассказывают истории и делятся своими мыслями и вспоминают что-то интересное. Дети не обязательно сидят в кругу, кто-то может расположиться на импровизированной сцене, и все в удобных для себя позах.


Особое место — Ателье, это и мастерская художника, и лаборатория.

В первых садах Реджио-Эмилии ателье могло находиться в отдельном от общего пространства помещении. Затем, наряду с большим ателье в групповых помещениях, появились мини-ателье. Сегодня ателье больше не является конкретным местом, это «идея», дети сами распределяют пространство.

Детский сад — это, прежде всего, пространство возможностей. Среда — это не фон, она является миром, с которым можно взаимодействовать, его можно достраивать, трансформировать, перерабатывать. Это среда, стимулирующая различные варианты взаимодействия, в ней есть места, где можно: побыть в одиночестве; что-то делать в компании; поиграть, пообщаться вдвоем; с воспитателем и без него; наблюдать за другими.

Пространство просматриваемо внутри и снаружи. В среде соблюдается принцип удовольствия, желания и инновации. «Ничего без радости» — говорил Лорис Малагуцци. Среда имеет arty вид — говорящие стены заполнены материалами документирования (фотохроника проектов с комментариями взрослых и детскими диалогами), настенными проектами. На стенах и специальных поверхностях — рисунки на керамике, камешках, меди и цементе, скульптуры из глины и медной проволоки, «Дом листьев» (сбор и сортировка листьев), конструкции из «бросового» материала.

В конструктивных проектах активно используются материалы открытого назначения (различные детали, крышки, проволока, картон, упаковка), трубы разных фактур и диаметра, большие деревянные блоки, спилы древесных стволов, ветки, камни и кирпичи.


Обучение в Реджио-подходе — это прежде всего, исследование (исследовательское обучение).

Исследование представляет собой одно из основных измерений жизни детей и взрослых, потребность в образовании, которых находит признание и ценность.

Исследование в рамках сотрудничества между взрослыми и детьми является, прежде всего, одной из ежедневных практик, экзистенциальным и эстетическим подходом, необходимым для понимания сложного устройства мира, феноменов и систем сосуществования. Это также мощный инструмент обновления в образовании.

Исследование регистрируется посредством документирования, выстраивает обучение, переформулирует знания, закладывает основы профессиональных качеств и является на национальном и международном уровнях элементом инновационной педагогики.

Поделиться