Свой опыт Семейное образование самое главное

«Планы и мечты самые простые — чтобы дети выросли счастливыми и гармоничными людьми»

Автор интервью Полина Гольник


Сегодня общаемся с Ариной из С- Петербурга, мамой двух девочек. Для них обеих Арина предпочла путь семейного образования — давайте разбираться почему.

Арина, давай знакомиться? Расскажи о твоей семье всё, что сочтешь нужным.

Муж работает в госструктуре, дома бывает мало. Я не так давно уволилась, неспешно подыскиваю подходящее место, основной упор на детей — учеба, дополнительные занятия, поэтому работа нужна такая, чтобы было время детьми заниматься. Ну и фриланс никто не отменял, выручаю соседей, если что-то надо, например, подшить и т.п.
Постоянно рукодельничаю, шью, готовлю, что-то ремонтирую (сейчас ремонт балкона — утепление и обшивка), девочек привлекаю практически ко всем делам.
Завели перепелок, одну из них вырастили сами, взяли в возрасте 2-3 дня, сейчас пробуем выводить своих цыплят.

Ого! А как же это всё укладывается в необходимость обучать двоих детей школьной программе? Столько разнообразных дел.

Постепенно я перекладываю ответственность с себя на детей.
Настя вчера закончила первый класс. Все тесты на 100% решены.
Научила ее разбираться в вопросах тренировочных тестов, где были ошибки — вводить в поисковик запрос, учиться искать ответ самостоятельно. И вот результат — сама сдала такие предметы, как технология, физкультура (тестирование), хотя вопросы там непростые, и даже я не факт что сама отвечу.
Также учу ее логически рассуждать. Вчера она на учи.ру решала математику и сама себе рассказывала, что и как делать. Это очень забавно слушать. Особенно если учесть, что она довольно молчалива. Но видимо, недавние уроки и просьбы порассуждать вслух, чтобы я могла помочь и подсказать, сработали.

А расскажи, почему вообще решила обучать детей дома?

Низкий уровень знаний, буллинг в школе. СДВГ и сильное чувство социальной справедливости у ребенка.
Младшая посещала сад 1-2 дня в неделю, если чаще — перегружалась и заболевала. Не любит долго находиться в обществе большого количества людей. Развита не по годам, легко усваивает знания, сейчас уже заканчивает курс математики за второй класс, хотя официально только первый закончили.

У обеих были определенные трудности в обучении, где просто нужен был индивидуальный подход, полное откладывание изучения темы на какой-то период времени. Например, с младшей мы четыре раза касались фонетического разбора слова. И только в четвертый раз у нее уложилась в голове логическая схема, которую я вывела, и теперь она щелкает слова легко и безошибочно.
Старшей нужно было время на снятие эмоционального перегруза и расслабление. Сейчас её учеба резко пошла в гору, хотя год назад я не верила, что мы вырвемся из замкнутого круга — пока повторяешь одно, забывает другое.
Соответственно, главная причина недовольства школой — отсутствие индивидуального подхода и гибкого учебного плана (что и понятно — детей много, учитель один).

Какие сейчас впечатления? Что даётся трудно, что легко? В чем СО радость, а в чем мучение?

Сейчас всё уже налажено, поэтому впечатление положительное.
Труднее всего дается соблюдение режима. Дети встают раньше меня, завтракают и начинают заниматься письменными уроками. Но иногда им становится лень, и тогда к полудню только начинается учеба. Соответственно, весь день учеба, занятия детей, и у них нет времени погулять, а у меня нет возможности отдохнуть, пока они гуляют.
Легко даются вопросы ответственности. Дети знают, что и сколько делать, делают, сдают, двигаются дальше. Периодически сами делают уборку дома (без напоминаний, сами). Легко стало с учебой — всегда под рукой интернет и мама, есть возможность быстро разобрать вопрос, не откладывая на потом. Есть возможность двигаться в своем темпе.
СО для нас всех в радость. Да и детям нравится чувствовать себя особенными, не такими, как многие. Поначалу они очень переживали и стеснялись говорить, что учатся дома. Но сейчас им завидуют все их друзья-подружки, чем они и гордятся.


Трудно в основном мне, моим «тараканчикам» — нужно было полностью перенастроить мозг, чтобы организовать процесс обучения с моим минимальным вмешательством, но качественно. Два года у меня ушло на подготовку и принятие решения. Ещё примерно полгода — на настройку процесса, выбор учебников, пособий.

Ну и один из минусов — я с детьми 24/7, и иногда мне очень хочется тишины и покоя. Бывают такие дни, когда возможность быть собой и полностью принадлежать себе становится важнейшей — чтоб не дергали, не отвлекали, чтоб просто побыть наедине с собой и переключиться. Это мой способ отдыха — полная тишина, отсутствие людей. А маме СОшников такое счастье выпадает редко. Вот, пожалуй, это самое сложное для меня.

Арина, спасибо тебе за откровенный рассказ. Действительно, без одиночества бывает очень тяжело. О чём ты мечтаешь сейчас, на что надеешься, какие планы? И что бы ты пожелала родителям, которые только думают о том, чтобы решиться забрать детей на СО?


Планы и мечты самые простые — чтобы дети выросли счастливыми и гармоничными людьми, и разумеется, я буду стараться дать им всё, что пригодится им на жизненном пути. Очень сложно было уйти от оценочной системы, очень сложно было перевернуть восприятие детей из «так надо» в «я хочу узнать, научиться». И мне искренне хочется, чтобы девочки учились всю жизнь — не боялись нового, с интересом погружались в процесс знакомства с новой неизвестной информацией, не пасовали перед трудностями, верили в себя и свою способность справиться с любой сложностью! А еще — мечтаю, чтобы они выросли дружными, любящими друг друга, самыми близкими друг для друга, поддерживающими друг друга в любой ситуации.

Надеюсь и боюсь… Да особо ничего не боюсь — со всем справимся! Надеюсь, что этот опыт будет полезен моим девочкам в их будущей жизни. Моя мама тоже не из тех, кто живет исключительно в системе и по правилам, она тоже часто пробовала выйти за рамки, но в силу определенных обстоятельств ей это давалось труднее, чем мне сейчас с моими детьми. Я выросла еще более свободной и всегда ищу возможности упростить в жизни всё настолько, насколько это возможно, а также учусь получать удовольствие от жизни, от процессов, без вот этих вот «надо», даже когда единственная мотивация к действию — пресловутое «надо».

Что пожелаю? Даже не знаю. Не бойтесь пробовать! Я считаю, лучше один попробовать и даже разочароваться, чем не попробовать и корить себя. Хотя у нас разочарования нет, очень много плюсов и очень много открытий за этот год, а каждая минута ценна тем, что она у нас есть и что мы с детьми — команда.

Поделиться