Воспитание Демократическое образование Питер Грей

Почему дети страдают.

Наше общество не дает молодежи удовлетворить три основные потребности

Автор: Питер Грей, доктор философии, автор книги «Свобода учиться»

В последнее время сильно выросло количество исследований, касающихся теории самодетерминации (SDT), которая появилась 30 лет назад; её авторами и разработчиками были Ричард Райан и Эдвард Деси. Основная идея SDT заключается в том, что

люди показывают лучшие результаты и живут более счастливой, наполненной жизнью в случае, если они чувствуют, что живут согласно собственным, внутренним желаниям и решениям, а не в соответствии с внешними источниками награждения, наказания, или в соответствии с требованиями других людей.

На настоящий момент существует сотни исследований, подтверждающих или дополняющих эту идею тем или иным образом (для ознакомления см. Ryan & Deci, 2017; Ryan, Huta & Deci, 2008).

Многие исследования в области SDT касаются психологического формирования самодетерминации, и одно из таких исследований привело к развитию подтеории SDT под названием Теория Базовых Психологических Потребностей (BPNT). Согласно этой подтеории, для здорового самоопределения, а значит, для хорошего психического самочувствия и получения удовольствия от жизни, необходимо удовлетворить три базовые потребности — потребность в автономии, потребность в компетентности и потребность во взаимосвязи с другими людьми   (Ryan & Deci, 2017).

Если подумать, теория довольно логична. Кажется очевидным, что для того, чтобы жить собственной жизнью, вы должны свободно выбирать свой путь (автономия); чувствовать, что у вас достаточно умений, чтобы придерживаться этого пути (компетентность) и, поскольку вы социальное существо, вам необходима поддержка друзей и коллег, которые заботятся о вас и дают вам силы, чтобы двигаться по выбранному пути (взаимосвязь с другими людьми).

Но, конечно, социологи (к которым я отношу и себя) никогда не бывают удовлетворены тем, что кажется очевидным с точки зрения здравого смысла, поэтому мы проводим исследования, изучаем данные и пишем статьи с длинными словами и огромным количеством аббревиатур. На данный момент проведены десятки исследований, в рамках которых оценивались чувства автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми. Согласно общему итогу этих исследований, выраженность вышеупомянутых чувств хорошо предсказывает уровень психического благополучия, удовлетворенности жизнью и успешности в различных сферах. Таким образм, у BPNT надежная логическая и эмпирическая база. Эта база касается всех культур и относится в равной мере ко взрослым и детям (для ознакомления см. Vansteenkiste et al, 2020).

Применение положений BPNT к эпидемии психического неблагополучия у детей и подростков


Как знают постоянные читатели этого блога, меня очень заботит, что последние 50 лет наблюдается постоянный рост депрессии, тревоги и самоубийств среди детей и подростков. Этот рост происходил в период постоянного увеличения времени присмотра за детьми, управления ими и их защиты — в школах, во время внешкольных мероприятий, проводимых взрослыми, и дома. В этот же период у детей стало меньше возможностей для свободной игры и других способов отстаивания своих интересов и решения своих проблем. Между этими двумя историческими тенденциями есть причинно-следственная связь.

Давление, постоянное наблюдение и осуждение со стороны взрослых совместно с потерей свободы следовать за собственными интересами и решать собственные проблемы ведут к тревоге, депрессии и общему недовольству жизнью.

Далее я рассмотрю изменения, которые претерпело обращение с молодыми людьми, и ухудшение их психического самочувствия, через линзу BPNT. Согласно моей точке зрения, на протяжении десятилетий мы мешали детям переживать опыт автономии, компетентности и связи с другими людьми.

Нехватка автономии


Она очевидна. На протяжении многих лет мы ограничивали возможности наших детей, мешая им найти свой путь и следовать ему. Мы заставляли их проводить больше времени в школах и за уроками вне школы, и даже при выполнении школьных заданий мы уменьшили их выбор, сместив фокус на тестирование, на которое мы делаем большие ставки. Мы значительно сократили школьные перемены, и добавили новые ограничения по поводу того, что можно делать в оставшиеся крошечные переменки. Мы перестали разрешать выходить на улицу и играть так, как они хотят, вдали от взрослых. Вместо этого мы отправили их на занятия спортом, которые проводят взрослые, и на другие занятия, где взрослые снова рассказывают, что делать детям, постоянно осуждая и поправляя их.

Нехватка компетентности

Резко уменьшив возможности для выбора занятий и запретив самостоятельный выбор, мы в то же время резко ограничили возможности детей для развития чувства компетентности. Школа сосредоточена на «академических достижениях» (или на том, что школа так называет), и действительно, у некоторых детей может появиться чувство компетентности с связи с успехами в школе. Однако это работает не для всех детей, и даже не для большинства из них.

Чувство компетентности зависит от чувства автономии. Исследования показывают, что люди чувствуют себя наиболее компетентными в тех сферах, которые они выбрали самостоятельно (Vansteenkiste и др., 2020). Большинство учеников, даже те, кто учится на одни пятерки и получает почести, в основном мотивированы внешним давлением, а не внутренними, автономными причинами. Даже так называемые «лучшие ученики» часто довольно цинично относятся к своим учебным достижениям, потому что знают, как эти достижения малы. Они научились хорошо запоминать и воспроизводить то, что хочет от них учитель или составители тестов, но прекрасно знают, что это имеет мало общего с глубоким, осмысленным обучением.

Обычно дети и подростки развивают чувство компетентности, наращивая навык в каких-либо хобби, которые они выбирают сами; работая на полставки, что даёт им почувствовать вкус успеха в мире работы; самостоятельно выполняя домашние дела, что вносит реальный вклад в семейную экономику. Мы и сейчас даём такие возможности детям и подросткам.

Нехватка взаимосвязи с другими людьми

Дети заводят друзей в первую очередь в игре. Игра сводит их вместе, даёт им взаимопонимание, ведёт их пониманию ценностей друг друга, обучает их вести переговоры и приходить к компромиссу, и таким образом дети поддерживают дружбу. По мере того, как дети становятся старше, переходят в подростковый возраст, игра сохраняет свою ценность, но теперь их связывает долгое совместное времяпровождение, когда можно поделиться своими мыслями и чувствами. Им необходимо делать это вдали от взрослых, потому что мысли и чувства очень личные, а взрослые постоянно вмешиваются.

Но в наше время даже у подростков нет возможности долго быть вместе, наедине, без присутствия взрослых. До определенной степени они могут это сделать на Интернет платформах, но это не то же самое, что личные встречи. Совместное времяпровождение в Интернете часто более поверхностное и менее личностно ориентированное, чем встречи лицом к лицу. Конечно, дети и подростки всё ещё заводят друзей. Потребность в дружбе невероятно сильна, и это помогает преодолеть многие барьеры. Однако слишком часто дети не преодолевают эти барьеры, или не могут их преодолеть. Таким образом, уровень одиночества и отчуждения крайне высок.

По некоторым причинам можно сказать, что семейные отношения также пострадали от фокусировки внимания на школе и внешкольных мероприятиях, проводимых взрослыми. Поскольку родители постоянно следят за выполнением домашнего задания и перевозят детей от одного занятия к другому, дети, особенно к тому времени, когда они становятся подростками, могут почувствовать, что родители ценят их только за достижения, а не за то, кем они являются на самом деле (например, Ebbert и др., 2019).

Многие семьи больше не ужинают вместе, потому что все — и дети, и родители — очень заняты. В связи с этим довольно интересны результаты исследований, которые показали, что многие дети и подростки во время локдауна чувствовали себя более счастливыми, чем до него, частично потому, что впервые почувствовали, как сближаются со своими родителями, в то время, как родители сблизились с ними. Это происходило, пока все были заперты дома, так что COVID пробудил в семьях дух заботы.

Как написал американский врач и генерал Вивек Мурти в своём бестселлере «Вместе», наши социальные условия воздвигают барьеры для создания и поддерживания связи между близкими членами семьи и лучшими друзьями, и это является причиной страдания для людей всех возрастных категорий.

Призыв к действию

Линза BPNT может помочь нам понять, что нужно сделать, чтобы справиться с эпидемией психического неблагополучия, от которой страдают дети в нашей сегодняшней культуре. Мы — а под словом «мы» я имею в виду родителей, бабушек и дедушек, учителей, работников сферы образования, наставников, детских библиотекарей, политиков, городских планировщиков и всех, кто так или иначе влияет на мир детей — должны следать всё возможное, чтобы увеличить детский опыт автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми.

На настоящий момент большинство подходов, направленных на устранение детского психического неблагополучия, включали в себя терапию, консультирование, приём лекарств, что может быть полезно для устранения симптомов эпидемии, но никак не влияет на её причины. Причины носят структурный характер. Они лежат в структуре того, что мы делаем в школе, как мы создаём барьеры (такие, как нехватка тротуаров) детским приключениям на улице, как мы осуждаем родителей за то, что они смеют давать детям немного свободы, которой раньше наслаждались почти все дети, и как мы недооцениваем способности детей в области самоуправления и личной ответственности.

Как мы можем изменить некоторые из этих вещей? Кое-какие идеи можно взять здесь ( Сайт Let Grow «Let Grow возглавляет движение за независимость детства. Мы бросаем вызов родительским нормам и создаем простые способы для взрослых предоставить детям свободное время и пространство, в которых они нуждаются. Мы верим, что когда взрослые отступают, дети делают шаг вперед.«

Источник https://www.psychologytoday.com/intl/blog/freedom-learn/202203/why-kids-are-suffering

Поделиться