Наш опыт

Семейное обучение не решит проблем между вами и вашим ребенком

Автор интервью Анна Комаровская

Когда дети находятся на семейном обучении “камнем преткновения” для многих родителей являются обязательные экзамены, такие как ОГЭ и ЕГЭ. Как известно, в соответствии с действующим законодательством, ребенок, находясь на семейной форме обучения, имеет право не сдавать ежегодные аттестации, однако ОГЭ и ЕГЭ сдавать обязан. И это стрессовый момент контакта с системой для всей семьи, оценка готовности ребенка подстроиться под существующие требования и определенный срез знаний. На эту актуальную тему мы решили сделать серию материалов и поговорить с мамами выпускников.

Татьяна Глушко — мама двоих детей 16 и 10 лет, которые находятся на семейном обучении, фотограф и хозяйка большого дома, руководитель творческой артели, фотограф, декоратор, организатор мастер-классов по рукоделию. Старший сын Никита в этом году сдал ОГЭ и получил аттестат за 9 класс, дочь Софья, 10 лет, сразу училась дома и в школу не ходила.  Семья живет в Краснодаре.


Татьяна, здравствуйте, задам сразу самый  важный, на мой взгляд, вопрос. Как сын готовился в ОГЭ, много ли было репетиторов? Каково ваше включение в эти процессы?

К экзамену по русскому языку Никита готовился с бабушкой, у нее большой опыт. Она филолог, много лет работала в экспертной комиссии ЕГЭ, ОГЭ. Однако, главная цель была общая грамотность, а не сама подготовка к ОГЭ. И это касалось всех предметов, а не только русского языка. Хотелось получить фундаментальные знания. На этапе подготовки к ОГЭ мое участие в обучении было уже не очень большое. Намного важнее наладить обучение в первые годы учебы, научить искать информацию, обрабатывать ее, выбирать то, что надо.

Я Вами полностью согласна. Если ориентироваться именно на фундаментальные знания и базу, то начинать надо не в восьмом или девятом классах, а намного раньше.

Задача мамы — научить ребенка учиться в первые два года. Этому не учит школа. И надежда на школу в этом плане — это иллюзия и самообман. Изначально, первый класс я учила их разбирать темы, смотреть видеоуроки, выполнять задания, чтобы отработать тему. Читать и писать также учила я, в том числе и старшего ребенка. Он шел в школу бегло читая, умел аккуратно писать. Далее я учила детей самостоятельно выполнять задания. К четвертому классу сын научился справляться сам. В шестом классе он мог только попросить помочь подобрать материал, если тема не понятна. Репетиторы по иностранным языкам у моих детей были всегда. Иностранные языки очень важны и школа (возможно, исключением являются языковые гимназии) не способна дать хорошие знания в этом плане. Также ещё в первом классе я учила детей делать рефераты. До третьего-четвертого класса материал для урока выбирали вместе. Дальше — работа ребенка. К тому моменту как сын ушел на семейное обучение, а это случилось два года назад,  учеба уже была его полной ответственностью.

А если говорить конкретно об ОГЭ, то как планировали весь процесс?

Мы обсудили вопрос подготовки к ОГЭ: просмотр урока — конспект — отработка материала. Распределили все по времени. Никита девятый класс сдал досрочно, восьмой класс — вовремя. Все с отличием. Устные предметы он проходил с погружением, основные — дотошно, детально. На мой взгляд, мама вкладывает в ребенка навыки и учит учиться и организовывать процесс и время. Дальше корректирует, поддерживает, подсказывает. Я не сижу с детьми часами, не проверяю ежедневно уроки. Но я в любой момент могу это сделать и знаю, что все нормально.

То есть Ваш сын только два года на семейном обучении? Что Вас все-таки подтолкнуло к такому решению?

Началась пандемия, и в целом, я видела недостаточный уровень образования в школе,  постоянно меняющийся коллектив педагогов (текучка кадров). Все эти обстоятельства не давали учиться нормально.


Вы с семьей живете в Краснодарском крае, расскажите, пожалуйста, как в регионе относятся к семейной форме обучения? Есть ли какие-то препятствия, непонимание?

В нашем регионе  много деток-семейников. Когда четыре года назад я оповестила школу, что дочь не будет учиться в школе, директор меня отговаривала. Кроме того, были трения относительно старшего. Поэтому выбрана платформа “СОтворчество” для промежуточной аттестации и другая школа сыну для ГИА. 

Промежуточную аттестацию в обычной школе дочь проходила трижды, к сожалению, она проводилась с серьезными нарушениями. Завуч школы категорически отказывала в присутствии родителей. Более того, дети в первом классе каким-то образом сами должны были ориентироваться в незнакомом месте, родителей не пускали в школу. Далее выявилось несоответствие тем для подготовки и в тестах. Аргумент, который приводила школа, был не состоятельный: “ А мы на уроках это проходим”.  В целом, в школе при аттестации была нервная, агрессивная обстановка, шум в классах, дочери было крайне некомфортно. Дважды она выходила в слезах, реальные знания промежуточная аттестация не показывала. От такого обучения мы отказались.
Поэтому для сдачи ОГЭ Никиты мы выбрали максимально лояльную и адекватную школу. Промежуточная аттестация за девятый класс сдавалась в “СОтворчестве” при поддержке “Пенат”.

Волновался Никита перед сдачей экзаменов? Как справлялся со стрессом?

Волнения не было, сын был собран и спокоен. Он волновался перед русским устным, но по организационным вопросам. Скорее можно сказать, что Никита был расстроен потому, что  технически ОГЭ по информатике проводилось с серьезными нарушениями. Некоторые задачи он выполнял вслепую. Программное оборудование использовалось доисторическое. Компьютеры постоянно зависали. К сожалению, в школу свозят компьютеры из разных школ и организаторы не могут все отладить и привести в должный вид. Это безобразие. Такое не допустимо.

Следует отметить, что что организационные моменты проведения ОГЭ по информатике это не ответственность школы, а ответственность именно организаторов ОГЭ. Хотя они постоянно перекладывают ее на детей и школу, а сами нарушают из года в год процедуры и выходят “сухими из воды”.

Поэтому, даже хорошая подготовка, школа, семейное обучение не всесильны перед нарушениями в организации процедуры сдачи ОГЭ. В этом году был огромный скандал в отношении английского языка. Детей вынуждали соглашается с тройками или писать, что им резко стало плохо, так как организаторы перепутали аудиоматериал, при этом организаторы избежали какой-либо ответственности.

Как на ваш взгляд, можно мотивировать детей на учебу? Привить желание учиться?


Я не знаю, как мотивировать чужих детей на учебу. Это образ жизни семьи. Я всю жизнь учусь чему-то новому. Дети растут в профессорско-преподавательской семье, и конечно, видят, как живем мы. У нас такой образ жизни. Они не отказываются от занятий языками на лето. Это их выбор. Изучение истории вплетено в нашу жизнь также, как и литература. У них очень много увлечений, и им интересно учиться. Да, можно признать, что сыну школа успела отбить любовь к некоторым предметам. Что-то мы смогли вернуть, что-то просто изучили, спокойно.

Что бы вы могли посоветовать родителям детей на семейном обучении, которые планируют сдачу ОГЭ или ЕГЭ в следующем году?

Выбирать предметы к ОГЭ надо осмысленно. У детей, которые планируют идти в вуз, не так много времени на подготовку к ЕГЭ, потому правильнее и спокойнее выбирать сразу, до девятого класса. Родители и дети, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ столкнутся с тем, что сайт ФИПИ представляет собой свалку. В печатных сборниках не все варианты КИМов (контрольные измерительные материалы общего государственного экзамена)

Надо потратить месяцы, чтобы собрать все в нормальном виде. Некоторые родители помогают нам это сделать. Сын разработал свою систему: просмотр видео с ютуба, разбор, нарешивание подобных задач, сложные вопросы — консультация с репетитором , это касалось физики и математики. Информатику он готовил сам, и там не возникало никаких сложностей. В итоге, математика сдана на 24 балла(5), физика на 40(5), русский на 32(5) и информатика на 18(5). Это высокие баллы. Он получил красный аттестат.

Основное, что следует понимать родителям перед уходом на семейное обучение — проблемы между ними и детьми не решатся, если вы уже не справляетесь с ребенком, не можете его организовать, направить и заинтересовать, то домашнее обучение вам в этом не поможет.

Задам провокационный вопрос. Получается, что подготовка к ОГЭ более успешна без школы?

В нашем случае, оказалось, что да. Но хотелось бы сказать относительно школы. Это сложно понять и осознать, так как наша психика так устроена, что мы живём привычными паттернами. Один из них заключается в том, что система (детский сад и школа) обязательно должны быть в жизни ребенка. Но это не так, не должны, в жизни ребенка должна быть семья, любящие взрослые, увлечения, а не установки и менталитет чужих людей.

Пока у нас карательное образование, мы вынуждены будем думать о том, как уберечь детей от системы. Самое большое зло школы, в моем понимании, заключается в том, что она учит толерантности в отношению к насилию.

Поделиться