Академия семейного образования

Семейное образование с разновозрастными детьми

Автор Алексей Семёнычев

Да, мне пришлось проходить по этому пути. И сейчас этот не простой путь всё ещё со мной. Хотя уже стало значительно проще. У меня один мальчик и ещё один мальчик на три года младше первого. Есть ещё девочка, но по возрасту они не совпали: как только Ника закончила школу, старший Антон пошёл во второй класс. Я забрал его из школы после первого: всё же было сложно готовить к ОГЭ, и учить сына в первом классе. Младший в школу не ходил.

Мальчики были вовсе не девочки! С девочкой было проще всё же. Говорят, что девочки больше любят порядок и аккуратность, больше склонны к дисциплине и ответственности. Их проще уговорить учиться, если сказать, какая у них чудесная причёска или купить конфетку. И чем больше живу, тем чаще думаю, что так оно и есть.  Впрочем, Виктор Франкл и мой папа считали, что хвалить надо всех: и мальчиков, и девочек, и бабушек, и дедушек. Это придаст смысл любому самому бесполезному делу.

   С возрастом дети уже точнее сами определяют свой собственный путь, больше делают сами. Все они хотят учиться по-своему. Для каждого есть своё решение. Но когда мои мальчики и одна девочка были ещё были молоды, мне приходилось тщательно продумывать непростую задачу объединения не объединяемого: у каждого свои способности и свои приоритеты, и своя мотивация. Найти и направить их была только моя задача.

 Поделюсь тем, что работало и помогало.

  1. Мы очень любили все вместе смотреть образовательное кино.  Даже я с удовольствием смотрел «Сказки старого пианино», «Детство Моцарта», «Жил-был человек и «Это мой дом». Кино легко вписывалось в программу любого возраста и класса. У нас в планах (у нас были планы!) так и было написано «Смотрим кино».
  2. Задания имеют разный формат: сделать упражнение, выучить правило, написать сочинение, сделать прописи, выучить слова, решить задачи и примеры, прочитать главу в книжке. Каждая из этих задач требует разного участия родителей, а иногда и не требует вовсе. Пользуемся этим. Пока одному нужно объяснить правило, другой занимается прописями самостоятельно или читает главу учебника. Пока он вам потом ее пересказывает, другой пишет упражнение по русскому языку или делает тесты. Лучше всего, когда один рисует картинку, а другой смотрит видео по окружающему миру. В этот момент вы можете попить чай или даже успеть почитать книжку.
  3. У нас были репетиторы. Это тоже освобождает время. Пока один занимается по скайпу английским, я быстренько читаю второму басни Крылова, и рассказываю, чем отличается басня от былины.
  4. Все дети по-разному занимаются утром и вечером. Не грех кое-что оставить на вечер. Один занимается игрушками, а второй, например, читает. Разделите занятия на две части -утро и вечер. У вас будет время отдыхать и работать.
  5. Парное обучение отличная штука если ваши дети не готовы убить друг друга с момента рождения. Я редко пользовался этим методом, но знаю, что у многих родителей парное обучение заходит хорошо. Один ребёнок учит другого, вы отдыхаете или с умным видом контролируйте, но лучше ничего не делать – именно в этом и есть смысл метода: всё только сами.
  6. Я разнёс рабочие столы в разные комнаты. Мне так было проще. Когда первый уже сделал работу, он может пойти поиграть. Славно, когда второй этого не видит, и ему не мешает, что брат уже всё, а он ещё в процессе. Но я слышал и вариант, когда дети и мама сидят в одной комнате за одним большим столом и занимаются все вместе. Попробуйте.
  7. Напомню очень важное – уроки не самое главное в семейном образовании. Это необходимость. У нас с вами есть то, что дети делают для школы, и есть то, что они делают для себя. И вот в этом не нужно никакого контроля и никакой дисциплины. Они сами с удовольствием сядут за занятия и будут делать любимое дело. Здесь ваш контроль будет только мешать. Дайте им пожить в своём мире. Каждому в своём.

Ещё статьи проекта Академия семейного образования

Поделиться