Академия семейного образования

А как же социализация?

Автор Алексей Семёнычев

Кажется, это очень важный вопрос для противников и сторонников семейного образования. Может быть, самый важный. Давайте разберёмся в нем настолько, насколько это возможно. Уверен, что споры вокруг этой темы не исчезнут, но какие-то важные моменты мы обсудим.

Главный аргумент семейщиков – школа и социализация не совместимы. Тем не менее главный повод вернуться в школу это именно желание ребёнка общаться с коллективом. Это факт. Следующий аргумент для возвращения в школу: «не справилась я с учёбой и ребёнок не справился, не смогли мы». Это тоже интересный аргумент, но обсудим его в другой раз.

Сейчас мы имеем уже довольно длительный опыт обучения детей дома и можем подойти к проблеме социализации тоньше. Мы более сложную картину, чем кажется: возможно реализовывать социализацию и через школу, и без.

Мы видим, что довольно много родителей вполне осознанно учат детей дома до 4-5 классов, чтобы потом отправить ребёнка в школу уже подготовленным. Они решают конкретнее проблемы и дают ребёнку начальное образование. Когда появляется необходимость в социализации в рамках школы, эту возможность они используют.

Всё больше детей вполне осознано уходят из школы, понимая, что социализация в школе не имеет для них ценности, а скорее мешает им. Здесь же дети, которые понимают необходимость готовиться к ОГЭ или ЕГЭ и хотят сосредоточиться на этих проблемах, социализация в уже ненужной им школе в принципе не воспринимается как проблема.

Мы всегда должны помнить, что обучение — это исключительно индивидуальный процесс. Он всегда опирается на потребности и способности ребёнка. Если ребёнок достаточно сильно рефлексирует свою потребность пойти в школу, потому что «там все мои друзья», эту потребность надо реализовать. И так поступает очень большое количество родителей. Если не абсолютное.

Ровно так же мы можем сказать, что среди тех детей, которые пошли в школу есть большой процент, который потом снова возвращается на семейную форму обучения. И для них социализация уже недостаточный аргумент, чтобы оставаться.

Наконец, нужно остановиться на том, что мы считаем главной задачей семейного обучения и в чём ее отличие от школы. Главная задача семейного образования реализовать познавательные способности ребёнка, развить способности к саморазвитию. Задача школы – дать общее академическое образование. На оценках академических знаний и строится вся школа. Здесь нет речи ни о какой актуализации познавательных способностей и самореализации.

Но реализовать свои познавательные способности можно и дома, и в школе. И то, как это происходит, зависит от того, что является главным в познавательном процессе ребёнка. Например, если он лидер, если для него главная потребность — общение, то скорее всего общения в рамках семейного образования ему будет недостаточно. Если для него академическая успешность имеет значение (например, оценки), то ему вряд ли понравится учиться дома.  Если ребёнок не смог реализовать себя на семейном обучении, то наверняка захочет попробовать обучение в школе.

Довольно много детей, для которых общение в избытке будет сильно мешать реализовать себя. Они будут всячески сужать свой круг общения до людей, которые им близки по духу, по интересам. Для них жизнь в школе только ограничит возможность самореализации. Ребёнок чувствует это, понимает, даже если и слова такого –«самореализация» — не знает. Он не будет проситься в школу или для него учёба в школе станет тяжелым испытанием, которое может свисти на нет все успехи обучения дома.

Прежде, чем сделать выводы о необходимости степени социализации вашего ребенка внимательно присмотритесь к нему, постарайтесь понять, что он хочет и чего ему не хватает. Дети часто сами готовы сказать, как им удобнее учиться в школе или дома.  Нужно прислушаться к их мнению. Впрочем, к их мнению надо прислушиваться всегда.

Ещё полезные статьи от Академии семейного образования

Поделиться