Реджио-подход

Reggio: детство по-итальянски


Автор: Анастасия Мелентьева, консультант: Мария Коханова-Барковская, основатель Центра раннего развития TWINS Preschool

Солнечные итальянцы обожают детей и считают, что первые годы жизни малыша – самый лучший период для инвестиций в его развитие. Делайте это легко и с удовольствием, чтобы учёба в стиле Reggio стала естественной частью жизни вашей семьи.

Красивая синергия
Умение вкусно готовить из привычных продуктов и элегантно сервировать – талант многих итальянцев. Это чувство гармоничного смешения в 50-х годах 20 века умело использовал педагог и психолог Лорис Малагуцци из городка на севере Италии Реджио Эмилия. Наблюдая за работой детей в мастерских Reggio, чувствуются отголоски идей Марии Монтессори, Жана Пиаже, Льва Выготского, Джона Дьюи, Джерома Брунера и Вальдорфа. Эта новая модель общения с детьми в 80-е годы 20 века по версии журнала Newsweek стала лучшей в мире методикой раннего развития.

Ателье у вас дома
Пространство детского центра Reggio поделено на несколько комнат. При этом нет жёстких правил, и вы сами можете смоделировать подходящую для вашего дома среду. Начнём с Ателье.

  • Фактура. Разместите на стене несколько струн или верёвочек так, чтобы ребёнку было удобно подойти, потрогать и рассмотреть то, что будет демонстрироваться. С помощью прищепок закрепите на струнах листы бумаги разного цвета и фактуры (шершавый кусочек картона, гофрированный яркий лист и т.д.). Разрешите малышу свободно творить и рассказывать о своих наблюдениях. Фиксируйте наработки на фото и делая записи в блокнот. Можно задавать наводящие вопросы: «На что похож этот звук, когда рисуешь карандашом на гофрированной бумаге?». Кому-то такой звук напомнит урчание кошки…
  • Глина. Застелите стол бумагой или непромокаемой скатертью. Выложите большой кусок натуральной глины и предложите ребёнку с помощью всевозможных материалов сделать отпечатки. Это может быть как обычный набор стеков, так и веточки, палочки и т.д. Используйте разную глину: белую, красную. По окончании работы обсудите, что получилось, предложите рассказать о ней другим детям (например, старшему брату или сестре).
  • Вода. Подготовьте несколько разных камушков, ракушек, баночку с водой и кисть. Обратите внимание ребёнка на то, какие следы оставляет вода на разных поверхностях и как она после исчезает. Сделайте заметки наблюдений и мыслей вашего малыша.

Взаимодействие с природой
Reggio уделяет много внимания общению ребёнка с окружающей средой. Педагоги советуют подолгу гулять на улице в лесопарковых зонах или выезжать за город, внимательно разглядывая травинки, деревья, рассуждая о явлениях природы, мире живого и неживого.

  • Домашнее исследование. На большом листе бумаги формата не меньше А3 (это может быть и обычная изнаночная сторона рулона обоев) положите растение с корнями и землёй. Пусть малыш удивится тому, что вот оно какое дерево (у него есть корневая система и ствол, крона и листья). Все это можно потрогать, рассмотреть под микроскопом, а потом вывести на экран компьютера или просто зарисовать и повесить на стену. В течение нескольких месяцев занимайтесь исследованием жизни дерева. Даже не заметите, как ваш кроха играючи освоит программу окружающего мира начальной школы. Говорите о смене сезонов, делайте записи на бумаге прямо на стене рядом с изображением дерева. С помощью наводящих вопросов выясните, что оказывается у дерева есть один ствол, у кустарника — несколько деревянистых стволиков, у травки – стебель. Так же нелишним будет отыскать разницу между хвойными и лиственными деревьями. Соберите в парке хвоинки, пощупайте их, понюхайте. Это хвоя! А потом возьмите кленовый лист и пусть малыш проведёт пальчиком по всем зазубринам листа. А с помощью проволоки можно повторить строение листьев, упавших с разных деревьев. Главное, не раскрывайте своему маленькому исследователю сразу все факты. Пусть удивляется и размышляет самостоятельно. Ваша задача — научить дитя учиться.

Мир книги
Несмотря на обилие онлайн-книг, аудиосказок и мультфильмов, старые добрые печатные издания по-прежнему в приоритете у заботливых родителей. Ведь книжка – друг и собеседник, учитель и наставник, окно в большой и неизведанный мир. Rеggio-педагоги предлагают знакомить ребят с билингвальной средой путём чтения книг как на родном языке, так и на иностранном.
Книжная полка. Пусть в разных местах вашего дома будут удобные среднего размера полочки с книгами. На уровне глаз ребёнка. Расположите на каждой полке всего несколько книг, но таким образом, чтобы обложки и названия хорошо читались. Дети в дошкольном и даже младшем школьном возрасте плохо воспринимают печатные издания по корешкам в отличие от взрослых.
Иллюстрации. Важная составляющая любого текста – художественное изображение. Это прививает хороший вкус с рождения, знакомит с миром прекрасного. При покупке книг как художественной, так и специальной литературы обратите внимание на выходные данные, где указан художник. Без сомнения, лучше работ признанных мастеров ничего не может быть. К тому же в настоящее время выпускают много переизданий старых детских серий, знакомых вам с детства с картинками Б.М. Калаушина, Т.А. Мавриной, Г.А.В. Траугот, М.П. Митурича-Хлебникова и др.
Иностранные книги. Выберете ли вы книги на английском, китайском или испанском языке, начните с хорошо рифмованных текстов. Небольшие сказки в стихах и песни быстро запоминаются. Это возможность без труда понять правильное произношение слов, попробовать самому придумать смешные рифмованные строчки. К примеру, “The snail sails to Spain” (Улитка плывёт в Испанию), где рифмуются такие слова, как “snail”, “sail” и “Spain”.

Искусство из вторсырья и хозтоваров
Как и другие страны Европы, Италия заботится об экологии. Например, в поддержку художников и всех творческих граждан работает центр Remida, где можно за небольшую плату купить всевозможные расходные материалы и вторсырье. Вы можете взять на вооружение идеи креативных итальянцев и научиться вместе с малышом заботиться об экологии и вместе с тем познавать мир искусства.
Сортировка. Начните сортировать мусор. Заведите для этого один большой контейнер, куда вы будете класть вымытые после использования пластиковые лотки, упаковки от яиц, втулки. Раз в месяц часть вторсырья можно отвозить на специальные пункты переработки «Сфера экологии», а остальное использовать для игры. В европейских странах такие поделки ценятся весьма недёшево и продаются со значком Fair Trade в специальных магазинах.
Арт из хозтоваров. Пластиковые бутылки, хозяйственные губки, трубочки от сока хороши, чтобы учиться математике и архитектуре.

  • Губки. Очень удобно приобрести несколько недорогих комплектов разноцветных хозяйственных губок и использовать их в качестве конструктора. Попробуйте с помощью губок учиться красивому цветовому сочетанию, составляя мозаику прямо на полу.
  • Трубочки. Пластиковые и картонные трубочки годятся для изготовления музыкальных инструментов. Можно сложить рядышком несколько штук, заранее обрезав каждую разной длины. Если склеить трубочки цветным скотчем, выйдет флейта Пана.
  • Втулки. Втулки от туалетной бумаги, бумажных полотенец и нетканого полотна – отличный архитектурный материал для создания тоннелей, высоких башен и даже биноклей. Для скрепления деталей между собой предложите ребёнку широкий обычный или малярный скотч. Чтобы бинокль было удобно брать с собой в орнитологические «экспедиции» в соседние парки, прикрепите с каждой из сторон верёвочки, проткнув втулки заточенным грифелем карандаша.

Свет и тень
Первые физические опыты Reggio-малыши проделывают вовсе не за школьной скамьёй, а у себя дома вместе с родителями, братьями и сёстрами. Очень здорово, если есть возможность пользоваться проектором. С его помощью выведите на стену изображение зимнего, весеннего, осеннего или летнего пейзажа. Исследуйте особенности времён года.
Тени. Заранее приготовленный лист обоев размером с вашего ребёнка укрепите на стене комнаты. Выключите все лампы. Положите на табуретку включённый фонарик так, чтобы его свет падал на стену. Предложите малышу встать у стены напротив фонарика. Пусть товарищ по играм или брат обведёт эту фигуру по контуру. Включите свет и разложите бумагу на полу. Пора начать изучать строение тела человека. Для этого понадобится большая энциклопедия. В зависимости от возраста можно просто разрисовать фигуру, указав ноги, руки, голову или же изобразить скелет, подписав основные кости (череп, позвоночник и др.). С ребятами постарше впору поговорить об Этьене Де Силуэте, изобретателе искусства создания силуэтов – черных изображений профилей на бумаге.
Ребёнку до года можно позволить в своё удовольствие поползать в луче света, догоняя тень. Поставьте на кубик фигурку животного и обратите внимание крохи на тень игрушки. А потом можно взять да и обвести эту тень восковым мелком или цветным карандашом.

Музыка
Музыкальная грамотность – естественная составляющая развития детей. Знакомство с миром звуков учит ребят слушать. Прогуливаясь по заповеднику, прислушивайтесь. На что похожи звуки, которые издаёт слон своим хоботом. Он будто трубит? А белка, грызущая орех? Не напоминает ли это тиканье часиков?
Инструменты. Здорово, если в семье есть музыканты. Расскажите детям о мире духовых, струнных, ударных инструментов. Предложите создать проект «Музыка народов мира» с изображением стран, их отличительных особенностей и национальных инструментов. Пусть малыш подумает, почему каждому народу присуще использование для игры того или иного инструмента. Посмотрите, из чего он сделан: кокос (австралийские маракасы), дерево (скрипка), пластик (флейта) и др. Возьмите себе за правило выбираться на детские концерты классической музыки. При покупке билета читайте возрастную маркировку, ориентируясь на 0+. Чистое звучание классической музыки полезно для развития когнитивных способней детей в раннем возрасте.

Движение
Свободное движение, йога, спортивные тренировки или хореография – вы вправе следовать за ребёнком, руководствуясь его выбором.
Дома можно выполнять простые игровые гимнастические упражнения, подражая дуновению ветра, течению реки, шуму листьев, снегу. Очень интересны идеи детской йоги, где каждая поза и движение обыгрывается через представление о каком-то животном, объекте природы. Делайте это с улыбкой под лёгкую музыку, например, «Голоса лесных птиц», «Шум моря» и пр.

Полезные советы от Reggio-педагогов:

  • Работая с красками, подготовьте баночки от детского питания. Разлейте краску из мягких тюбиков по баночкам. В каждую баночку погрузите кисть. Приглашая ребёнка создать определённый сюжет (осенний лес, весенние первоцветы и т.д.), используйте свою палитру цветов. Зима: баночки с голубой, белой, серой красками. Весна: салатовая, розовая, желтая. Лето: синяя, оранжевая, зелёная. Осень: коричневая, красная, жёлтая. Смешивать краски малыш может по своему желанию уже на листе бумаги.
  • Не бойтесь заиграться в один проект. Тему «Дерево» или «Город» можно изучать несколько месяцев через разные виды деятельности. Это поможет ребёнку обрести обширные знания, а не «хватать по верхам». Готовьте ежедневные отчёты о проделанной работе, устраивайте выставки творческих работ, обсуждайте тему с другими семьями.

«Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка 
сто языков, 
сто рук, 
сто мыслей, 
сто способов думать, 
играть и говорить. 
Сто способов слушать, 
восхищаться, 
любить. 
Сто радостных чувств, 
чтобы петь и понимать 
сто миров, 
чтобы совершать открытия…»
Выдержка из стихотворения Лориса Малагуцци,
основателя Reggio

Reggio-центры:

  • Центр раннего развития TWINS Preschool
    Москва,
    Пр-т Маршала Жукова, 59
    http://www.twins-preschool.ru
  • Творческое пространство «Reggio Life»
    Санкт-Петербург
    Проспект Мориса Тореза, д. 44/2
    http://yareggio.ru
  • Территория творчества Reggio Space
    Санкт-Петербург
    ул. Пионерская, дом 50
    https://vk.com/reggiospace
  • Студия свободного развития «Зеленое яблоко»
    Московская область, Одинцовский район, поселок Немчиновка, СНТ Выбор
    https://domsad.wordpress.com
    Семейное пространство «Гнездо»
    м. Академическая
    ул. Гжатская, дом 22, корпус 2
    м .Комендантский проспект
    ул. Туристская, дом 30, корпус 2
    http://www.prognezdo.ru/
  • Детский развивающий центр «Три кита»
    Пермь
    ул. Краснофлотская, д. 33а
    ул. Днепровская, д. 41
    http://sadik-tri-kita.ru
Поделиться