Актуальное Алексей Семёнычев Альтернативное образование О семейном образовании самое главное

Самый страшный вопрос: Социализация при обучении дома и адаптация к школе. Как избежать дурного влияния?

Автор Алексей Семёнычев

Отсутствие социализации, пожалуй, самый известный аргумент против обучения дома, какой мне известен. Лет десять назад, когда моя дочь первой из моих троих детей не пошла в школу, именно его привела мне наша учительница в школе: “Боже! А с кем же она будет общаться?” — сказала она про мою дочь, у которой на тот момент в школе была всего одна подруга. Через год у дочки было уже подруги 3-4 в том числе и та, что училась с ней в школе. Не очень понимаю, почему многие считают, что количество друзей что-то такое определяет, но именно эта цифра часто и бывает мерилом уровня социализации. Я думаю, это из-за того, что школы всегда и всё измеряют классами, головами, количеством учеников в классе.

Консультирую семьи по семейному обучению, я так же заметил другой интересный феномен: когда дети, обучавшиеся дома, приходят учиться в школу (а такое бывает довольно часто), они с ужасом смотрят на “неадекватов”, которые ругаются матом, бегают по школе, говорят о какой-то ерунде и совершенно не хотят учиться. Некоторые из детей привыкают к этой системе, а кто-то возвращается назад домой.

В тоже время достаточно многие дети из семейного обучения вполне успешно заканчивают курс школы и продолжают учиться в колледжах и институтах, не испытываю никаких проблем в общении со сверстниками, ни разу не побывав в школе.

Так давайте всё же решим, что именно так беспокоит наших учителей, директоров и иных работников образования. Что их беспокоит на самом деле?

Дело в том, что они в принципе не представляют, что человек может получить представление о мире, минуя такую важную часть жизни как школа. Это понятно. Для них школа это вся жизнь. Им с института внушали, что не может быть других вариантов для нормальных людей, как только учиться в школе.

И вот дети, которые приходят с семейного образования в школу встречают, с точки зрения учителей, систему, ну, может, иногда в некоторых местах и дающую сбои, но точно не в их школе, в каких-то других школах. Они считают, что то, что у них в школе есть и называется социализацией. Вот это то и есть самая настоящая жизнь. Но наши то дети видят всё иначе.

Для них главная проблема не социализация, а АДАПТАЦИЯ.

Они вполне успешно взаимодействовали с взрослыми, вполне успешно с репетиторами, с друзьями по творческой или спортивной школе. Но взаимодействовать с учениками школы и с учителями для них стресс, которого часто не понять ни учителям, ни ученикам.

Наши дети встречают систему тотального контроля, тотального страха и желания учеников всеми силами с этой системой бороться, создавая атмосферу неповиновения, скандала, насилия.

Ребёнок не может как-то иначе выразить свой ужас и возмущение происходящим в школе. Он будет восставать против системы, разрушать ее доступными для него способами. Разрушать систему, подчиняющую его личность, унижающую его достоинство (упаси Бог, сейчас не оправдываю терроризм, на всякий случай — пробую понять причины).

Когда наши дети встречаются со школьной системой, у них нет этого опыта борьбы и привыкания. Для них это ужасный стресс. Им очень тяжело АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Они привыкли к свободе, к другому отношению к себе. Их проблема не в целом социализация, а адаптация конкретно к школьной системе.

Имеет ли школьная система отношение к реальной жизни? Как ни странно, вполне себе имеет. Подчинение, вера в начальство, умение вовремя промолчать, делать то, что задано, а не то, что интересно — к сожалению, вполне востребованные навыки, которые, однако, часто заканчиваются походом к психологу или курсами личностного роста.

Хотим ли мы, родители, чтобы такое отношение к жизни было для нашего ребёнка ведущим? Опять же- некоторые вполне хотят. Осознанно или нет, но они хотят, чтобы ребёнок “вписался” в систему, как вписались они. И, в целом, они же детей своих любят, и движет ими любовь, на самом деле. И не упрекнёшь никак.

Но есть и другой мир, где свобода, соблюдение прав человека, возможность выбора, право на свободу слова и творчество становятся главными факторами успеха. И, кажется, за этой системой будущее.

Более того, она вполне себе реализуется в семейном обучении и в некоторых семейных и альтернативных школах. И эта социализация сказочно далека от школьной социализации. Они совсем разные.

Так что нам делать, чтобы ребёнок не получил школьную социализацию, если уж он всё же в школе оказался?

Некоторые просто возвращаются домой и с ужасом готовы сдавать любые аттестации в любой срок, лишь бы снова не оказаться в школе.

Понятно, иногда это сложно по разным причинам.

Тогда наша задача как родителей — быть всегда на стороне ребёнка, не ставить школу и учителей выше его личности и его интересов. Давать ему возможность и научить выбирать, уважать его выбор. Мы должны сделать его детство радостным.

Школа ненадолго, она пройдёт, а вот сын и дочка так сыном и дочкой и останутся. Есть у детей свои интересы, тогда они главные, а не уроки и школа. Наша задача — создать в семье атмосферу образования, которая не будет сведена к школе.

Образование — это больше, чем школа.

Это нам нужно доказать своему ребёнку. Образование — это интересно и полезно. А школа… Ну, дураков везде хватает, ты ж понимаешь. Привыкай и старайся их избегать. Вот тебе, ребёнок, и урок социализации.

Поделиться