“Поторопись” и спешка, которая упускает детство
Когда мы торопим наших детей, не просим ли мы их невольно торопить своё детство?
Дженни Махназ-фотограф, консультант по семейному образованию , внеклассная адвокатура, Мать и давняя сторонница SDE (Альянс за самостоятельное образование).
Я стою возле машины, замерзаю, открываю дверцу и жду, когда пятилетняя девочка просунет руку в рукав своего зимнего костюма, чтобы я мог вытащить ее из машины и отвезти в квартиру, где, надеюсь, найду чашку теплого чая и отсутствие слякотного снега, просачивающегося в мои ботинки.
— Мама … иногда у меня чешется кожа.
О боже…
— Да, это правда. Не могли бы вы просунуть руку в рукав, чтобы мы могли войти?
(хихикает) “О, да!”
Она еще минуту возится с рукавом своей рубашки, решив попрактиковаться в трюке, которому научилась, не позволяя рукавам “сбиваться” в комбинезон.
Рукав выскальзывает из ее пальцев, и она бросает свою миссию, …. чтобы поднять книгу, которую она уронила на пол машины, книгу, которую она никогда, ни разу, не согласилась прочитать со мной.
— Мне действительно холодно. Пожалуйста, сосредоточься на том, чтобы надеть свой комбинезон, чтобы мы могли войти внутрь и согреться.
Нет ответа.
Я начинаю молча гадать, сколько глубоких вдохов делает среднестатистический родитель, прежде чем наброситься на ребенка. Я вспоминаю, что потею под зимним пальто, дрожа на морозе — это тот ад, который давным-давно помог мне бежать из Нью-Йорка в более теплый климат. А теперь мы вернулись. Почему? Почему мы снова в Нью-Йорке, потеем под зимним пальто на морозе и молимся, чтобы пятилетний ребенок нашел в себе внутреннюю мотивацию войти внутрь? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ??
— Мам…можно я посмотрю шоу, когда мы поднимемся наверх?
— Возможно. Давай сначала войдем внутрь, а потом проверим все возможные варианты.
Внезапно она полностью поглощена журналом, который нашла за те три секунды, что потребовались мне, чтобы ответить на ее последний вопрос. Тот самый журнал, который она отказалась листать, когда ехала 40 минут назад из сегодняшнего приключения. Тот самый журнал, который она отвергла, жалуясь на то, как скучна дорога домой. Тот же самый журнал теперь, конечно, клепает, и теперь я совершенно замерзаю. Мерзну и потею.
— Не хотите ли взять этот журнал с собой наверх?
«Да. Эй, мам?” (журнал бесцеремонно свалился на пол…)
“Да…..?
— А как кости соединяются друг с другом?
Великая вселенная!!!!!
Я просто хочу войти ВНУТРЬ.
— Не знаю, но мы можем посмотреть. Серьезно, можешь засунуть руку в рукав, пожалуйста? Мне очень холодно, и я не хочу больше здесь стоять.
Наступает долгая пауза, во время которой моя огнедышащая пятилетняя девочка слегка раздувает ноздри, решая, хочет ли она проиграть мне, по-драконьи, или обрушить на меня свое личное клеймо мудрости. Сегодня она решает отбросить мудрость.
—Знаешь, мама, иногда дети просто не могут двигаться так же быстро, как взрослые.
Случайно ли мы прививаем нашим детям ложное чувство срочности, то же самое чувство срочности, которое было навязано нам?
Я проглатываю желание объяснить, что она действительно могла бы двигаться немного быстрее, если бы сосредоточилась на текущей задаче. Я проглатываю это желание, потому что, хотя она, вероятно, физически могла бы это сделать, она права, что в тот момент она буквально не могла двигаться быстрее. Ее мозг нуждался в чем-то другом. Ее тело нуждалось в чем-то другом. Ее душа нуждалась в чем-то другом, когда она постоянно тянулась ко мне, чтобы связаться со мной по поводу интересных вещей, вращающихся в ее мозгу.
По правде говоря, она, вероятно, с радостью пошла бы к двери без какой-либо внешней экипировки, потому что пятилетние дети, похоже, вообще невосприимчивы к холоду. Но, увы, ее комбинезон был обмотан вокруг лодыжек, поверх сапог. Таким образом, было либо снять костюм, либо надеть костюм, чтобы попасть внутрь, и надеть костюм показалось мне немного легче.
Когда мы, наконец, поднялись наверх и обрели покой, я сидела с чаем и думала о взаимодействии в машине. На самом деле я никогда не говорил ей “поторопись”, но я определенно указала на необходимость более быстрого выхода из машины. В данном случае, как я предположила, моя потребность выбраться из холода была достаточной причиной, чтобы побудить пятилетнего ребенка сотрудничать со мной, чтобы вовремя попасть внутрь. В конце концов, мои потребности имеют такое же значение, как и потребность пятилетнего ребенка обсудить структуру скелета. Тем не менее, мои мысли блуждали по другим случаям на этой неделе, когда я прямо или тайно говорила своим детям, что хочу, чтобы они действовали быстрее. Было несколько моментов, которые, оглядываясь назад, уже не казались такими уж срочными.
— …Мама, иногда дети просто не могут двигаться так же быстро, как взрослые.
Я слышал ее слова в своей голове, когда думал о нашей культурной потребности ускорить наших детей. Как часто мы говорим нашим детям “поторопись”? Можем ли мы создать среду, действительно благоприятную для Самостоятельного обучения, без благоговения перед медленным, неторопливым исследованием? Случайно ли мы прививаем нашим детям ложное чувство срочности, то же самое чувство срочности, которое было навязано нам? И самый главный вопрос… почему мы просим их поторопиться с детством?
Детство-это конечный, волшебный период, где время не имеет смысла (буквально), а игра-это принятая форма участия. Детство-это понятие, одновременно почитаемое и разграбленное взрослыми, у которых никогда не было места, чтобы сделать это правильно. Детские годы строятся на днях, а те дни — на часах. Если мы попросим наших детей “поспешить” через свои часы и дни, как быстро детство ускользнет от них, подпитываемое паникой из-за того, что они недостаточно быстры? Мы романтизируем медленное детство, которое позволяет нашим детям наблюдать за облаками и чудесами земли, разворачивающимися перед их глазами… Но облегчаем ли мы и принимаем эту медлительность намеренно?
Те из нас, кто принадлежит к самоуправляемому сообществу, знают, что общепринятая система требует быстроты, которая не способствует глубокому исследованию. Тем не менее, я должен задаться вопросом, даже если мы признаем и отвергаем традиционные методы подталкивания детей вперед, способны ли мы распознать взрослую линзу, с помощью которой мы иногда рассматриваем наших детей как “слишком медлительных”?
Может быть, некоторые из нас слишком хорошо чувствуют себя в нашем альтернативном мышлении, чтобы более приземленные моменты, когда мы говорим “поторопись”, ускользали от нашего осознания?
В моменты неуверенности мы возвращаемся к измерению роста наших детей с точки зрения “отставания” от других или нет?
Неужели скорость настолько важна для нашей культуры?
Даже в эту пандемию, в это время замедления и покоя, так легко забыть, что спешка не является необходимой частью жизни. Что, если мы, взрослые, перестанем просить своих детей “поторопиться” и вместо этого найдём время, необходимое для вопросов о шмелях, единорогах и скелетах; для медленного удаления пластырей; для того, чтобы медленно и обдуманно одеваться?
Мы романтизируем медленное детство, которое позволяет нашим детям наблюдать за облаками и чудесами земли, разворачивающимися перед их глазами… Но облегчаем ли мы и принимаем ли эту медлительность намеренно? Разбрасывание и предоставление богатых возможностей — это здорово, но позволяем ли мы также нашим детям бездельничать и не торопиться, чтобы они могли наткнуться на что-то стоящее, чтобы копаться? Позволяем ли мы им спокойную медлительность, чтобы они могли лучше узнать самих себя?
Я все равно предпочла бы быть теплой и уютной, пока моя пятилетняя дочь созерцает Вселенную. Тем не менее, возможно, в следующий раз я добавлю дополнительную одежду к своему зимнему снаряжению, чтобы у меня было немного больше выносливости, чтобы стоять в стороне, пока она глубоко думает о своем мире и смакует свое детство. В конце концов….
— …иногда дети просто не могут двигаться так же быстро, как взрослые.
Мудрость. Моя девочка очень мудра.
(Источник https://www.self-directed.org/tp/hurry-up-and-the-rush-through-childhood/
- Книги для родителей, обучающих детей дома.
- Интервью с Марьяной Безруких для проекта «Альтернативное образование в России»: «Будьте всегда на стороне ребёнка»
- Youtube-каналы про обучение английскому языку
- Если родственники против семейного обучения
- Бесплатные онлайн-ресурсы для тренировки памяти и внимания