Воспитание Психология

Интервью с Марьяной Безруких для проекта «Альтернативное образование в России»: «Будьте всегда на стороне ребёнка»

Кто может научить ребёнка учиться? О возрастной физиологии и развитии мозга учителям не известно

Автор интервью Наталия Антонова для проекта «Альтернативное образование в России».

По результатам недавнего популяционного исследования , более 90% педагогов не владеют знаниями о возрастной физиологии и не имеют представления о познавательной деятельности ребенка или развитии мозга. В результате дети подвергаются чудовищным перегрузкам. Что же делать нам родителям? Как готовить малышей к школе? Когда начинать ребёнка учить учиться? И с чего начать?

Мы напрямую обратились к самому главному эксперту в нашей стране по дошкольному образованию – Марьяне Безруких, академику РАО, советскому и российскому учёному-физиологу, психологу, доктору биологических наук, профессору, директору Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). О наших малышах Марьяна Михайловна знает практически всё: об их возрастной физиологии, развитии мозга и социальных навыках.

Интервью с Марьяной Безруких для проекта «Альтернативное образование в России»: «Будьте всегда на стороне ребёнка», изображение №1

Марьяна Михайловна, родителей очень волнуют вопрос, когда начинать готовить ребёнка к школе?

Ребёнок созревает к 5-6 годам, а речь идёт о развитии мозга, о зрелости тех функций, которые обеспечивают процесс письма и чтения. Это норма. И если бы мы начинали детей учить в 7-7,5, как это было раньше, как это вспоминают бабушки и дедушки. И говорят, что тогда, почему-то, проблем не было. Не было, потому, что шли в школу в 7-8 лет. И если бы мы начинали учить детей читать и писать в 7-8 лет, а еще бы мы так не торопились, как сегодня, а учили читать и писать в течение всего первого года, а не за 2 месяца, то этих проблем, скорее всего, тоже бы не было.

Дело в том, что вообще созревание мозга и созревание тех, функций, которые обеспечивают процесс письма и чтения, происходит довольно медленно. И это естественный процесс биологического развития ребенка.

Формируются эти функции к 6-8 годам, но есть индивидуальный разброс (1-1,5 года). Значит речи нет о 3-4 годах, когда всех хотят научить читать даже очень хорошо, на первый взгляд, говорящих.

Как выглядит портрет типичного дошкольника?

Это ребенок, который умеет рассказать о событии, или о каком-то явлении, о том, что с ним произошло, может пересказать сказку или мультик, может задавать вопросы и пространно отвечать на вопросы.

У нас есть последнее исследование института возрастной физиологии, очень интересное исследование о дошкольниках. Это такой портрет современного дошкольника 3-7 лет. Мы это исследование ведем, начиная с 2019 года, в этом году завершаем. Оказалось, что перед школой детей, не имеющих проблем в речевом развитии у нас около 34%. А это значит, нам есть чем заниматься до школы!

Конечно, родители, может быть, хотят китайский, английский и французский, какой угодно, но если бы со мной хотели посоветоваться, я бы рекомендовала лет до четырех уделить больше внимание родному языку, заняться музыкой, танцами или спортом.

Стоит ли при этом ребёнка заставлять посещать дополнительные занятия, если ему не нравится, или проявлять волевые усилия?

А ребенок пяти лет волевые усилия проявить не может. У него мозг для этого не созрел. Он может сделать только что-то в тех условиях, в той системе требований, которые ему создают взрослые. И если эти требования не совпадают с его возможностями – он преодолеть себя не может. Усилие воли, как ребенок 10 летний, он проявить не может. Другое дело, что вот это усилие воли в 10 лет может быть реализовано такой ценой, ценой здоровья, что может быть не стоит проявлять волевое усилие в этом случае. А маленький ребенок просто этого не может.

Счёт или эмоциональный интеллект: чему отдать предпочтение в дошкольном обучении?

И счет, и эмоциональный интеллект, но — не счет вместо эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, также как обычный интеллект, формируется постепенно.

Что может ребенок перед школой? Он может понимать свои чувства, вербализовать, то есть рассказать, о том, что он чувствует, и знать, как нужно реагировать, как он может реагировать, если он хочет, чтобы с ним общались. Кстати, есть очень интересное исследование, которое показывает что, например, в старших группах детского сада, дети выбирают себе для дружбы улыбчивых и спокойных сверстников, то есть детей эмоционально позитивных, а в 6-7 лет они уже хотят дружить. В 3-4 года можно разбирать с ребенком разные эмоции. Можно обсуждать, чего он боится, и что такое страх, и что он при этом чувствует и как можно выражать это? Что такое радость, что такое удивление, что такое волнение, почему он стесняется. Если это все обсуждать, анализировать, находить примеры разных эмоций у героев книг, мультфильмов, то ребенок придет в школу с развитым эмоциональным интеллектом. Он не только будет понимать, как будут реагировать на него сверстники, он будет знать, как будет реагировать на них сам, как реагирует учитель. Это очень помогает адаптироваться в школе.

Более того сейчас очень много разной литературы, помогающей родителям развивать эмоциональный интеллект. Надо только не полениться. Но хочу заметить, что пример родителей — прежде всего. Если в семье по поводу и без повода крик, выяснение отношений, грубость, то невозможно научить ребенка спокойно реагировать. Он считывает эмоции взрослых. И будет действовать также.

Какие навыки для успешного обучения нужно развивать у детей до школы?

Успешное обучение начинается с успешной адаптации, а для этого ребенку необходимы те навыки, о которых мы говорили: коммуникативные, навыки позитивного эмоционального реагирования и общения, кроме того у ребенка должны быть сформированы познавательные навыки: интерес к новому, любознательность, желание новому научиться. У ребенка должны быть элементарные знания о себе, своей семье, окружающем мире. Но

самый важный навык — организация деятельности.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, все включает организацию деятельности: внимание ребенка к тому, что вы говорите, к инструкции, к заданию, особенно в процессе занятий. Ребенок очень постепенно привыкает концентрировать внимание. Внимание ребенка 3-4 лет нужно привлечь прежде, чем давать какое-то задание. Если нет контакта глаза в глаза, когда вы говорите: « Я сейчас расскажу, как это сделать», но ребенок на вас не смотрит, и вы на него не смотрите, то никакая инструкция или задание не воспринимается. Поэтому нужно сначала привлечь внимание, а затем давать задание. В 3-4 года задания должны быть простыми, одноступеньчатыми, все слова в этой инструкции должны быть знакомы, а инструкция понятна, например, сложи по картинке 4 кубика. Это не простая задача. Нужно выбрать эти кубики, развернуть той стороной, которой нужно и сложить по картинке. Это многоступенчатая задача. Поэтому сначала нужно показать, как это делать, только потом ребенок начнет делать это сам.

Взрослый находится рядом, ничего не делает за ребенка, а подсказывает, помогает, поддерживает, а главное – учит, как обратиться за помощью. И это одна из главных задач до школы — научить ребенка обращаться за помощью по ходу деятельности, если что-то непонятно.

Я фактически не вижу детей в школе, которые могут сказать: «Мария Ивановна, я не понял». Они боятся, они не знают, как это сделать. Больше того они считают, что не имеют права этого делать. И задача взрослых, которые работают с ребенком, научить, чтобы он не боялся. Тогда к 6-7 годам ребенок научится сосредотачивать свое внимание, если говорят: «Сейчас я вам объясню» или «Дети, посмотрите, как это нужно делать», или «Начнем делать» и понимать, что говорит учитель. Дальше выслушать внимательно это задание и, удерживая его в памяти, выполнять, контролируя ход выполнения. И еще важно научить ребенка завершить задание в соответствии с инструкцией.

Если ребенок в 6-7 лет перед школой умеет выслушать инструкцию, умеет удержать ее в рабочей памяти, умеет сосредоточиться на 5 минут (идеально для выполнения задания), умеет контролировать выполнение задания, (исправлять по ходу выполнения, то у него сформирована организация деятельности. Это значит, что у ребёнка сформированы необходимые предпосылки для успешного обучения, чтобы результативно и эффективно учиться.

Ребенок должен знать правила поведения в школе. Он не должен с ними знакомиться тогда, когда он эти правила не соблюдает.

Ребёнок, например, должен знать, как ему обращаться к педагогу. Потому, что есть определенная субординация, правила общения. Многие дети приходят в первый класс и называют учителя на ТЫ, если они не ходили в детский сад. И многие дети эту дистанцию не понимают и не чувствуют. С бабушкой нет дистанции, с мамой нет дистанции, с няней тоже нет.

Как заниматься чтением и письмом с ребёнком?

Первое – вы сами читаете, два – вы читаете ребенку. При этом сначала читаете очень короткое время. В 1,5 — 2 года-время непрерывного чтения может быть очень коротким: примерно 5-7 минут, а дальше рассматриваете картинки, обсуждаете героев, события, можно разыграть сценку, что-то нарисовать. В 3-4 года- это минут 15, не больше, потому, что у него нет навыков концентрации внимания на большее время. Но с 3-4 летним вы уже идете в книжный магазин и выбираете ему и рассматриваете книги, стоя у полки, и выбираете ту, которая ребенку нравится. Читаете ему то, что ему нравится. А не читаете то, что вы хотите. И, если ребенок просит вас читать 10 раз, (хотя вам кажется, что он уже выучил наизусть), прочитайте. Он может быть, и выучил наизусть , но все-равно нужно читать. Потому что в каждом 15 минутном чтении может быть несколько 2-3 минут активного внимания. Словно несколько пазлов сюжета сказки, которые не соединяются с первого раза. Для того чтобы все эти пазлы сложились, нужно прослушать сказку много-много раз.

У меня есть специальная серия тетрадок. Называется «10 шагов к красивому и правильному письму». И я советую родителям не пожалеть время, чтобы ребенок прорисовал все эти тетрадки. При этом больше 5 минут никогда выполнять эту работу нельзя. 5 минут и все. Если вы в 5,5 лет начнете эту работу, то, как раз к школе потихонечку ваш ребенок будет знать, что такое строка, как не выходить за строку, как начертить прямую линию, как выписать овал, а не каракулю, и так далее. И тогда обучение письму может быть совершенно без проблем. Я говорю, «может быть», потому, что очень многое зависит не от ребенка, а от того как выстроен этот процесс обучения и от того как выстроен этот процесс обучения в школе и от учителя.

Если учитель требует каллиграфически правильное письмо — его никогда не будет. Для этого в обычной школе нет условий, и за 2 месяца научиться писать каллиграфическим почерком — это невыполнимая задача.

Вы упомянули, что бич сегодняшнего дня — это физическое развитие дошкольников. Что Вы об этом думаете?

Да, к сожалению, двигательная активность и дошкольников и школьников недостаточна, это отмечают все специалисты. Но я вижу приятную тенденцию к ее изменению. И думаю, что вспомогательные спортивные средства этому способствуют. Они популярны. Скейт, коньки, самокат, велосипед — это модно. Все дети этим пользуются. Самокаты разного вида, формата очень интересны уже для 3-4-летних детей.. Для детей постарше — скейты и велосипеды. Причем, очень интересно: почти не видно 3-х колесных велосипедов, т.е. сначала самокат, а потом сразу 2-х колесный велосипед. Видимо, самокат очень хорошо тренирует баланс, мышцы ног и рук. А поскольку есть умение соблюдать баланс, то дети сразу садятся на 2-х колесные велосипеды.

Как развиваются личностные качества ребенка в дошкольном возрасте?

Можно спорить: личность или не личность маленький ребенок. Тут есть масса вопросов, потому что личность осознана. Говорить о высокой осознанности ребенка дошкольного возраста не приходится.

Личностное развитие ребёнка всегда идет в социуме, а основной социум ребенка дошкольника – семья. И поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок был отзывчивым, то и мы должны быть отзывчивыми. Я не очень понимаю, что такое смелость для ребенка. Потому, что смелость всегда связана с риском. Вряд ли кто-то из родителей дошкольника хочет, чтобы ребенок рисковал. А вот эмпатия, сочувствие – это очень важно, но это ребенок тоже должен видеть и чувствовать. Потому, что для того, чтобы проявить эмпатию ребенок должен научиться сочувствовать и сопереживать. Ему бесполезно рассказывать про это. Если родитель, когда ребенок видит кошечку на улице и тянется к ней, говорит «Не трогай: она грязная, уличная» и при этом делает это с соответствующим выражением лица (брезгливым), то разве у ребенка будет чувство доброты и жалости к животному? Нет! Его просто не будет.

Потому что агрессия – рождает агрессию, пренебрежение рождает пренебрежение, жестокость рождает жестокость. Когда родители говорят: «не знаю, в кого он»… я всегда советую посмотреть на себя, на свое окружение, на то, как вы разговариваете.

Вот недавно одна мама жаловалась мне на своего ребенка 10-11 лет. Это обычные жалобы, потому что дети в 10-11начинают думать, что они от нас не зависят. Что это взрослые зависят от их хорошего поведения и их отношения к родителям. «И в кого?», «Мы так добры, так внимательны, мы так отзывчивы, мы чутко реагируем на все его запросы…». Мы долго в разговоре с мамой разбирались, и тут выяснилось, что бабушка — в доме престарелых. И все — здесь наш разговор остановился. Не нужно ничего этому 10-летнему мальчику рассказывать. Тем более дошкольникам – они, как губка, впитывают все: наши жесты, нашу мимику. Мы можем с ребенком быть супер-супер ласковыми, а с бабушкой разговаривать, как с человеком, который страшно надоел. Тогда и ребенок с бабушкой будет разговаривать так же, а потом также с мамой. Это очень важные вещи. Ребенка ничему нельзя научить на словах. Мы все время с вами к этому возвращаемся.

Исследования, которые проводились Институтом возрастной физиологии Российской академии образования, показывают к 5-6 годам – уже практически 90 процентов детей используют гаджеты. Как гаджеты влияют на развитие детей?

Да, в 1 год уже 5% детей пользуются гаджетами. Это число неуклонно растет и к 5-6 годам более 90% используют гаджеты. Но хочу вам сказать, что нельзя рассматривать гаджеты, как абсолютное зло. Это было бы неправильно. Их можно использовать во благо при условии, что мы не даем детям гаджеты в возрасте до 3-4 лет, если мы не используем гаджет для успокоения, отвлечения или развлечения ребенка.

Если мы с первого раза нормируем время и объясняем, что гаджетом можно пользоваться только короткое время, а длительное использование может быть неполезно.

Если вы подбираете контент, причем контент развивающий. Сейчас есть очень много хороших развивающих игр и, конечно, мультиков.

Я бы рекомендовала лет до пяти делать это вместе с ребенком: посмотрели мультик вместе, а потом, как книжку, обсудили его, поговорили, порисовали на эту тему – тогда от этого только польза. Более того, если вы рядом, то это совместная деятельность. И ребенок за то, что вы рядом, готов соблюдать условия. А если он уже 3 года пользуется гаджетами по правилам, то потом, когда вы говорите: «на 15 минут…», то у ребёнка это не вызывает никакого протеста. Он ведь уже 3 года именно так этот гаджет и использует. А затем, постепенно учите его работать самостоятельно.

Как обучать ребёнка правильному обращению с гаджетами — цифровой культуре?

Дети осваивают все моментально, а тем более, если вы учите их, если вы вместе с ними работаете, если учитесь вместе рисовать на компьютере, выполнять графические задания, делать вместе мультики – это же счастье для ребенка. И для ребенка, и для вас. И тогда ни о какой компьютерной зависимости не может быть и речи. Вы же не давали ребенку гаджет, когда он рыдал, или не ел…

Хуже, чем привычка есть, глядя в экран – ничего не может быть!

К сожалению, мы, взрослые, заражены этим почти все и служим плохим примером — книжки под рукой. Как научим – так и будет. Если дадим гаджет в год — делай, что хочешь, только не плачь и не мешай – тогда годам к 9-10 годам точно будет зависимость. Зависимость, которая почти не лечится! Тяжелейшая ситуация.

Я уже неоднократно рассказывала, как я летела из Калининграда в Москву и еще на регистрации билетов обратила внимание на маму с мальчиком. Ему, как потом выяснилось, всего 2 года и 8 месяцев. Он сидел в коляске, и у него в руках был планшет. Мы стояли в очереди на регистрацию, потом я увидела их в зоне ожидания: ребенок все также сидел с планшетом в руках. Потом мы сели в самолет. Ребенок, по-прежнему, был с планшетом в руках. Возраст я узнала, когда стюардесса спросила у мамы, чтобы дать дополнительный ремень. И вот он сидит у мамы на руках, столик разложен, а самолет готовится к взлету. Стюардесса просит всех убрать электронные приборы: телефоны, планшеты… И в тот самый момент, когда мама сказала, что планшет нужно убрать, началась истерика! Ребёнок свалился под ноги к маме, он рыдал, валялся на полу. Он делал это до тех пор, пока самолет не взлетел, и ему снова не дали планшет.

К гаджетам и их использованию нужно относиться осознанно, нужно использовать плюсы гаджета разумно, по возрасту. Тогда это не будет проблемой.

Сегодня бытует мнение, что поколение Google не заставишь читать бумажные книги. Существует ли разница в чтении бумажных и электронных книг?

На самом деле представление о том, что такое бумажная и электронная книга очень менялось со временем. До 90-х годов прошлого века считали, и это было экспериментально доказано, что при чтении бумажной книги лучше понимание, что бумажная книга эффективнее, чем электронная. И это понятно, ведь пользование электронными устройствами было минимальным. Поэтому все исследования, которые проводились, показывали людей обученных и тренированных чтению обычной книги, а электронный был в новинку.

Сейчас, когда экран не в новинку, да и качество экрана изменилось с 90-х годов, чтение бумажной книги не дает преимуществ. Кроме того, современный экран и современная электронная книга могут быть адаптированы под разное качество зрения. Можно сделать разный шрифт, разную величину строки. В общем, приспособить электронную книгу гораздо проще, чем бумажную. И очень интересно, что у бумажной книги сегодня практически нет преимуществ, кроме, оставшегося у многих фанатов, запаха типографской краски.

Больше того, я в течение почти 20 лет изучаю психофизические механизмы чтения с экрана компьютера. И хочу вам сказать, что если человек умеет читать бумажную книгу, и у него хорошо сформирован навык чтения, то абсолютно не важно, в каком формате будут книги.

Нужно ли при этом торопиться учиться ребёнка, желая получить результаты как можно быстрее?

Вот недавно мне рассказали про ситуацию совершенно взрослого человека, закончившего журфак, владеющего не только русским языком, но не умеющего читать. В 3 года якобы читал. Но он не читал с трёх лет – он обладает уникальной механической памятью и просто рассказывал все наизусть. Поэтому, когда мне говорят, что мой ребенок в 3 года читает, я, обычно, замечаю: «Позвольте не поверить».

Есть такой прибор айтрекер, который ведет запись; и потом можно анализировать движение глаз в процессе чтения. Вот, когда ребенок, только начинает учиться читать, то его взгляд фиксируется на каждой букве. И время фиксации очень долгое. То есть происходит дифференцировка буквы, ее сличение с эталоном в памяти, определение этой буквы, связывание букв. Видно, как этот процесс происходит. Больше того: на начальном этапе обучения чтению много возвратных движений: взгляд ушел, а смысл не понят, буквы в слово не соединились, непонятно какое слово — взгляд идет назад, — и мы это все видим. Но постепенно, с совершенствованием навыка чтения, взгляд фиксируется не на букве, а на слове. Время фиксации сокращается до минимума. Взгляд быстро скользит по строке, нет возвратных движений. И если человек имеет сформированный навык – мы видим это, когда он читает с экрана компьютера. Но, у взрослых людей, которые не умеют читать, есть те же регрессы (возвратные движения), которые есть у маленьких детей на начальном этапе чтения. Мы видим проскальзывание взгляда, когда часть текста не читается. Но это не от того, что перед ним электронная книга, а от того, что не сформирован навык и требуется быстрота, недоступная этому неумелому читателю.

То есть, чем больше мы торопим ребенка на начальном этапе формирования навыка чтения, тем больше мы нарушаем структуру и механизм чтения, а значит, будет страдать понимание чтения.

А как вы относитесь к аудио книгам?

Есть недавнее исследование, которое показывает, что при чтении и слушании одной и той же книги активируются одни и те же зоны мозга. Это значит, вы можете не только читать, но и слушать аудиокнигу, получая информацию. Собственно говоря, для чего человек читает? Ведь не для того, чтобы буквы складывать, а для того, чтобы понимать смысл. И если он понимает этот смысл, слушая книгу, то это все-равно что он ее читает.

Поэтому аудирование – это один из вариантов для детей, которые плохо читают. Их нужно учить читать, а параллельно они могут слушать книги, которые еще не могут осилить. Аудирование очень полезно в дошкольном возрасте!

Это волшебное слово «мотивация»: есть ли рецепты для того, чтобы ребёнку хотелось учиться?

Для этого та учеба, которая возможна в дошкольном возрасте, должна быть интересна. Дети должны получать от этого удовлетворение и успех. Будет удовлетворение, успех и интерес – будет мотивация. Не будет удовлетворения и интереса – не будет мотивации. Мотивация включена в деятельность. Она в деятельности – интересной и успешной.

Интересно – хочет, не интересно – не хочет. Значит, создайте условия, чтобы было интересно. А главное, чтобы был успех, чтобы было достижение.

Для этого задача или задание должны быть достижимы, адекватны возможностям ребенка. И даже если этого достижения нет – дайте положительную обратную связь, оцените старание, желание. Ребенок не учится, когда вы говорите, ему: «не получилось», «не можешь» . Скажете 5 раз, «не получилось», по какому- то поводу – а завтра, когда вы ему предложите сделать что-то новое, ребёнок ответит: «у меня не получится, я не буду». Это называется выученная беспомощность. Здесь все очень просто.

С дошкольниками проще всего. Потому что мотивировать его конфетой на учебу невозможно — это смешно. А осознанности, ценности — этого нет. Ребенок на перспективу ничего планировать не может. Его мозг так не работает. Сделайте так, чтобы хотелось продолжить, создайте эффект незаконченного дела, на позитиве. Именно на позитиве. Не так, что «сегодня делать не будем, у нас не получается»… А так: «ОЧЕНЬ интересно, но мы продолжим завтра». Если вы что-то прервали, то только на позитиве. Ни в коем случае на этапе – не получилось.

Марьяна Михайловна, как родители могут попасть к вам на курсы или вебинары?

Вебинары я часто провожу для специалистов и родителей, многие из них есть в ютьюбе.

Большой цикл лекций для родителей есть на FAMILY TREE. (https://family3.ru).

Кроме того есть много книг и пособий в разных книжных интернет-магазинах. Особенно для дошкольников.

Для них есть 2 очень эффективных комплекта пособий:

«Ступеньки к школе и «365 шагов к школе».

К комплекту « 365 шагов к школе» есть сопровождение на каждый день из 365 дней. Что делать, какую тетрадь взять из комплекта «Ступеньки» или из комплекта «365 шагов», какую сказку послушать, в какой музей виртуальный пойти, какую песенку разучить и так далее. По этой программе можно более интенсивно работать год, а менее интенсивно — два. Причем, в книге есть обычные и воскресные дни, написано, куда можно пойти и как по-разному их провести. Все это есть на сайте издательства «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Материалы подходят для любого родителя, даже не очень знающего и понимающего.

Ваши пожелания родителям дошкольникам

У меня всегда одно пожелание родителям – любить и быть на стороне ребенка. В любой ситуации, в любом возрасте. Только на стороне ребенка.

Ребенок — всегда главный. Ребенок может быть неправ, может поступать не так, как нам хочется, но мы всегда должны быть на стороне ребенка. Мы его понимаем, мы знаем, как с ним разговаривать, мы его уважаем.

Быть на стороне ребенка совсем непросто. Потому что часто у нас совсем другая позиция. Во всем виноват ребенок. Если что-то не получается — виноват ребенок. Если он что-то нарушил – виноват ребенок. Но все, что ребенок делает – это то, чему мы его научили. Все, что ребенок не делает — это то, чему мы его не научили. И если так рассуждать, то это вина наша, а не ребенка.

Поделиться