Психология

Почему нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.

Автор Полина Раскатова, руководитель Школы «МонтессориКа»
президент БФ «У меня есть мечта»,https://vk.com/polinaraskatova https://www.facebook.com/polina.fedorova.733 https://www.instagram.com/polina_raskatova_official/

Сравнение – изначально аналитическая функция. Мы сравниваем конгруэнтность треугольников, статистические данные по каким-то общим, заранее определенным показателям, длину отреза ткани, например.

А в отношениях с людьми сравнение оказывается бомбой замедленного действия.

Сравнение с другим ребенком для ребенка – предательство. Такой какой я есть – не нужен, не ценен, не достаточен. Как будто меня готовы в любой момент поменять на другого, более подходящего, «НаСынаМаминойПодруги». Появляется невидимая планка, до которой не достать, не допрыгнуть, не добежать. Иногда достаточно сравнить ребенка с другим всего лишь один раз и этот механизм насилия внутри ребенка начинает работать, как швейцарские часы – точно и безотказно.

Я называю сравнение «уколом войны»: сравнивая даже детей из одной семьи, братьев и сестер, мы сеем вражду между ними.

Иногда родителям, учителям кажется, что, сравнивая детей с «лучшими» в классе, мы мотивируем детей на достижение лучших результатов, на стремление к успеху. Так ли это? Вряд ли.

Поверьте, если ваш супруг скажет вам, что жена брата варит борщ лучше, будет больно, обидно и скорее всего вы будете чувствовать предательство. Запомните надолго – это точно. Или, когда жена мужу говорит, что ты – самый лучший. Лучший среди кого?

Традиционная система образования построена на сравнении. Ребенок с самого первого класса раскачивается на качелях сравнения и попадает в состояния либо высокомерия, либо ничтожности.

Если сравнили в твою пользу – я возвеличиваюсь над остальными детьми класса. Культивируется высокомерие, а зачастую за этим потом скрывается одиночество этого ребенка. Учителя своими руками, а точнее речами, неосознанно, конечно, устраивают вражду между детьми класса, решая, кто лучше или хуже. А мнение учителя в начальной школе очень авторитетно для ребенка! Здесь же кроются истоки и причины детской зависти, а далее и ненависти.

Если объявили, что ты хуже, то ребенок испытывает стыд и ничтожность. И это самоуничижение ребенку не дает поднять головы, заставляет постоянно разочаровываться в себе.

Сравнения не только антимотиватор, это еще и ступор для роста ребенка. Мнение других людей относительно себя становится самым главным в жизни ребенка. Сравнение уводит от себя, от своих желаний и потребностей. У ребенка появляются относительно себя критикующие мысли: «А вот Машенька…».

В нашей школе мы не сравниваем детей друг с другом. Сравниваем только с собой. Себя сегодняшнего с собой вчерашним.

Например, вчера еще у ребенка не получалась загогуленка, а сегодня уже получилось ее вывести ровно! Вчера решил 10 примеров по математике, а сегодня уже 20! Ничего себе!

Ребенок начинает видеть свои успехи, растут крылья и состояние – «я трудился, я смогу!» Педагог помогает ему опереться на свои достижения и свои результаты сегодня относительно вчерашних.

Переставая сравнивать своего ребенка с другими, вы увидите, что жизнь будет наполняться разными мелочами, радующими и вас, и вашего неповторимого ребенка! Ведь, несмотря на то, что у нас всех по два глаза, два уха, один нос и так далее по списку, мы имеем свой собственный набор талантов и способностей, навыков и умений, которые очень красиво складываются в уникальный внутренний рисунок.

_________________________________

5 ШАГОВ К СВОБОДНОЙ ЖИЗНИ. ИЛИ КАК ПЕРЕДАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧЕБУ РЕБЕНКУ.

Поделиться