Альтернативное образование Альтернативные школы Аттестации

Анастасия Колпакова, «СОтворчество»: «Не отрицать школу, а успешно взаимодействовать с ней»

Автор интервью Анна Комаровская

Среди родителей, дети которых учатся дома, часто встречается радикальная позиция по отношению к школе: “школа — это плохо, а вот дома — хорошо”. И готовясь к встрече  с Анастасией Колпаковой, организатором и руководителем школы “СОтворчество”, мамой 4 детей, я ожидала услышать примерно такую позицию. Но услышала намного меньше категоричности, чем обычно, больше мудрости и глубины.

Анастасия, добрый день. Часто встречается ситуация, когда и мама, и ребенок не довольны школой по многим причинам, пробуют, меняют школы, но результата это не дает. Что делать?

Вопрос в том, что семья готова сделать? Семейное образование подходит всем детям, но не все семьи на него готовы. Вопрос в ресурсах. Если мама готова взять на себя обучение, то мы можем думать о том, как учить по другому. На самом деле, не каждая семья готова к семейному обучению.

А что делать со страхами, которые накрывают маму, когда она уже забрала ребенка из школы? Как не провалиться в этот страх?

Страх — это нормально. Я помню, как я забирала после 5 класса старшую дочь, и испытала в полной мере это чувство. И тогда мне очень помогла Алина Дьякова, это одна из первых среди родителей инициаторов домашнего образования. Мы переписывались, и это была реальная поддержка на тот момент. Сейчас у родителей намного больше возможностей общаться, получить поддержку. Нужно искать своих. У нас вконтакте есть прекрасные чаты, где родители могут поделиться опытом и это очень поддерживает тех, кто сомневается или испытывает трудности. Такие чаты — моя маленькая гордость, там можно получить теплую поддержку. И особенно полезны чаты по ГИА, так как родители чаще всего волнует эта ситуация. Если поддержка нужна только моральная — это чат, если не хватает знаний, понимания методических процессов, то — к методистам, специалистам в области онлайн обучения.  И эти варианты не очень дорогие.

Да, вот кстати про ОГЭ и ЕГЭ. Мне кажется, стресс семейников вызывает именно это. Какой-то здесь может быть совет?

Если ребенок имел жизнь вне школы, с увлечениям, интересами и занятиями, то сдать ОГЭ и ЕГЭ для него не будет проблемой. Важно спланировать и подготовиться. Мы в нашей школе практикуем таким образом: заранее сдаем аттестации по всем предметам и выделяем несколько месяцев на подготовку только к экзаменам, так намного легче. Причем в этой ситуации я рекомендую родителям сотрудничать со школой, ходить на диагностические работы, которые есть в школе и дать возможность ребенку привыкнуть к стрессу и ситуации, которая есть при сдаче экзамена.

Вот мы воспитали такого свободного ребенка, который много сам определяет, а вуз он все-таки попадает классический. Нет ли противоречия?

Все-таки вуз — это не школа. В вузе больше осознанности, но после семейного у ребенка больше вариантов, он может раньше сдать все аттестации и очень нацеленно готовиться к поступлению в вуз, это может быть иностранный вуз, это могут быть еще какие-то варианты.

Можно ли сказать, что семейное образование готовит к вузовской среде лучше, чем традиционное?

Вовсе нет. Есть плюсы и там, и там, я бы не сказала однозначно.

И наверное, задам традиционный вопрос для родителей, которые задумываются о переходе на семейное образование. Как же с социализацией?

Нужно определиться, с тем, что такое социализация и организовать это вне школы. Это объемный термин. Это набор навыков и умений, который пригодится в жизни. Надо подумать, что в школе может быть такого, что надо именно вашему ребенку. Социализация первоклашки — это возможность концентрировать свое внимание на протяжении некоторого времени, не перебивать, удержаться, и не потерять свою мысль, услышать другого и дополнить. Если социализация — это конкурс и выступления, то искать это где-то в другом месте.

Еще очень важная часть социализации — это умение выстраивать долгосрочные отношения. Дети учатся вдолгую взаимодействовать, ссорятся, мирятся и продолжают сохранять отношения. Школа учит этому. Дети приходят в один коллектив, и развитие отношений происходит на долгосрочной основе. На мой взгляд, сейчас опасная вещь происходит, когда не нравится школа — поменяли, и вновь поменяли и вновь, и  ребенок не имеет опыта выстраивания долгих отношений. А школа все-таки может дать такой опыт.

Разумеется, это не касается ситуаций, когда происходит буллинг в школе, моральное насилие над ребёнком. В этих случаях безусловно необходимо немедленно забирать ребёнка из школы.

Хороший вариант замены школьной социализации — это двор, где много детей.

Да, правда, соглашусь с этим каждый год менять школу… и что дальше, и нет умения перетерпеть, настроиться, преодолеть себя.

А вот можно спросить про ваших детей, знаю, что трое из них — на семейном обучении. Как складывалось у каждого? Были ли особенности?

Да, наверное, сложнее всего было для старшей дочери. Мы переезжали, меняли город, школы, и ей не хватало друзей. В прошлом году она получила аттестат, это на год раньше. Семейное образование ей дало очень много. С 13 лет она вела занятия по танцам. Она пробовала с 14 лет свой бизнес. И сейчас в 17 лет она имеет опыт ведения своего дела, работала в команде, в коллективе. И сейчас, когда время выбора профессии, нет детскости. Она ориентируется на маркетинг.

У Миши, третий класс, есть друзья, но проявилась другая проблема. Есть дислексия, дисграфия. И в школе, скорей всего задавили бы, отбили бы мотивацию, а дома удается мягко преодолеть эти особенности.

Еще хотела спросить про оценки, как вы вообще смотрите на оценивание. Во многих частных школах, за границей не ставят оценки детям, особенно на начальном этапе. Что скажите?

Здесь важно различать оценки и отметки. Я за то, чтобы понимать, что является хорошим результатом. Мы тестируем ребенка, видим его начальную точку А, определяем, что конкретно для этого ребенка будет шикарным результатом, как прийти в точку Б, и идем к ней, при этом если есть отметки, то почему бы и нет? Таким образом мы не обманываем ни себя, ни ребенка. А если нет ориентировов, то куда двигаться? Все что не сделает ребенок — все хорошо? А как двигаться к лучшему?

Еще вопрос. Как быть с нежеланием заниматься. Мы дома, у нас уроки, но ребенку не хочется. Что делать?

Если нет желания, значит, где-то трудно. Или планка взята слишком высокая, или где-то у ребенка есть непонимание. И надо разобраться, где трудно. Вот с Мишей мы таким образом докопались до дислексии. Выявили эту трудность, стало легче.

Кроме того, надо понимать, что учиться — это не всегда весело, это не всегда супер  интересно, не шоу.

На мой взгляд, нужно разложить процесс обучения на несколько шагов и понять, где сложно, в какой момент. Сесть, начать? Или может быть ребенок читает и не может понять задание? А может быть он не может проверить себя и вернуться посмотреть, все ли он сделал? Хорошо бы увидеть на каком моменте, этапе есть сложность и именно в этом помочь ему.

Ну и мы знаем, что сначала мы делаем вместе с родителем, потом с помощью, а затем отпускаем ребёнка в самостоятельное занятие.

Мамина задача найти, какой пункт не дает ребенку делать это, и помочь именно в этом проблеме, а не думать, что он ленивый. Важно выявить проблемную точку, пройти ее до ситуации успеха и наработать успех. Все это не статично, быстро меняется и постепенно происходит расширение возможностей к самостоятельному обучению ребенка. А через несколько тем может быть опять вопрос, сложности, и хорошо, если ребенок придет с этим к родителям. Это и есть хорошие отношения.

Я слушаю вас и у меня рождается такой тезис: родитель-семейник без противоречия со школой берет системность, регулярность занятий и адаптирует под своего ребенка, соединяет таким образом творчество и системность. Так ли я вас услышала?

Да, очень важно найти баланс между регулярностью занятий и творчеством, иметь четкие, понятные ребенку правила, но с ростом ребенка расширять границы и возможности.

Школа «СОтворчество»

Поделиться