Алексей Семёнычев Альтернативное образование Наш опыт О семейном образовании самое главное Опыт семейного образования Семейное образование самое главное

Идеальное семейное обучение

Автор Алексей Семёнычев

Я недавно проводил опрос родителей из наших группах в соцсетях, которые считают свой опыт семейного обучения успешным. В результате я провел 15 встреч, также консультации индивидуальные и в консультации при школе Наши Пенаты. И по ним у меня есть, что сказать. Это было очень интересно — нарисовать общую картину успеха. Позже я всё это вставлю в книжку, которую сейчас пишу и для которой собираю материал. Но сейчас хотел поделиться тем, что нашёл. Некоторые общие закономерности. Или по-научному — 98% процентов респондентов имеют некоторые общие черты, скажем так. Ну или попросту — есть моменты, которые объединяют все эти семьи. 

Сначала о том, что ж такое успешность. И это точно не успешные сдачи аттестаций. Сдача аттестаций это скорее дополнительный и в принципе не особо обременяющий эффект. Далеко не у всех сдачи идеальны, но все не заморачиваются по этому поводу. Главная черта успеха — это очень комфортный, не напряженный стиль обучения. Никого ничего не напрягает. Всем всё удобно — и ребёнку, и родителям. Ребёнок всегда при полезных и нужных делах. Балду не гоняет. А если и гоняет, то полезную. И к концу обучения более-менее точно представляет, что будет делать в ближайшем будущем. 

Родители. ОЧЕНЬ большая включенность родителей в процесс обучения. Я даже большими буквами написал, чтоб как-то подчеркнуть, что это не обычная включённость — найти кружок, подобрать репетитора. Родители разбираются в учебниках, находят самые разные возможности, чтобы ребенок реализовал свои интересы и очень доверительные отношения с ребёнком. Скажем так: это сильно выше среднего. Поэтому мамы часто не работают (но не всегда!) или работают дома. 

Очень многие родители сами учатся или имеют педагогическое образование (иногда первое, а иногда второе, но хорошее образование есть всегда и у всех -отсюда в семье — «образование как ценность» ). То есть ребёнок всегда находится в среде, где кто-то что-то учит. Среда семьи в принципе играет важную роль. Большинство родителей — это люди творческих специальностей, программисты (что б это ни было такое) или специалисты в сфере интеллектуального труда. В принципе, у них вполне такой средний доход, но финансы распределяются в пользу образования и не только ребенка, но и своего тоже. 

Дети. Самое заметное — сами дети очень мотивированы учиться. Смею предположить, что действуют разные законы. Генетика, наверно, и среда, о чём уже писал. Но личная мотивированность очень высока. Это как раз тот случай, о котором любят говорить: сам берёт и садится делать уроки, сам планирует день, сам думает, куда пойти учиться дальше и чем заняться. Регулярное чтение книг, тоже важные момент. Он есть почти у всех, но не 100%. Где-то возле. Зато интерес к жизни есть всегда. Это вот прямо увлечённость жизнью, я б сказал. Сам пошёл, сам сделал, сам посмотрел, сам решил — это про них. Родители почти не сидят с ними за уроками.

Почти в 100% случаев у ребёнка есть музыкальная школа, спортивная школа, творческая школа. И успехи там часто определяющие. Это вот как раз те места, где учат дисциплине, порядку, и где ребёнку ужас как интересно, и занятия там для него всё.

Всегда есть большой выбор кружков, секций, занятий… Они меняются, их всегда ребёнку мало, хочется ещё. И это помимо спортивных школ и всего такого. 

У большинства есть большой интерес к иностранным языкам. Сначала — это просто интересно. А потом — понимание, что это социальный лифт. 

Никто не страдает от отсутствия социализации, даже вопрос такой не стоит. В абсолютном большинстве ребёнку достаточно любимых занятий или общения дома. Разговоры о том, что “в школе был и там скучно, шумно и дураки” есть практически всегда после посещения ребёнком школы. Если у ребёнка есть цель, есть свои интересы и своё всеохватывающее увлечение, ему вполне достаточно дома и тусовки в своём кругу ребят, увлечённых тем же, чем и он. 

Ну и, наконец, последний раз про увлечённость — практически 100% к концу школы знают, чем будут заниматься дальше. Я бы назвал это главным достижением обучения — точное самоопределение в жизни. Самоосознание себя как личности, своих целей и методов их достижения: “ Я точно знаю, как достичь цели и собираюсь это сделать”.  

Я не заметил связи между количеством детей в семье. У меня были и многодетные семьи и родители всего с одним ребёнком или двумя. Я б не сказал, что это играет какую-то большую роль.  

У меня не было очень богатых семей. Обычно это вполне средний класс.

Не было разницы в стране проживания. Опять же были семьи из разных стран и даже континентов. В некоторых случаях сложнее с кружками, но и тут находили варианты разнообразить образовательный маршрут. 

Для меня эта статистика показывает, что всё же семейное образование это не для всех. Но те, кто может его организовать правильно, добиваются больших успехов. Важно правильно взвешивать свои возможности и возможности ребёнка. 

Поделиться