Реджио-подход

Феномен Реджио

Часть 3

*****

Часть 1

Часть 2

Проектирование


Как и в педагогике М. Монтессори и в Вальдорфской педагогике, в реджио-подходе нет программы. Но есть проектирование, и это следующий краеугольный камень подхода.

Педагоги Реджио-Эмилии так говорят о проектировании: «Это — не свободная прогулка и не поездка с жестким графиком и расписанием, это — скорее, что-то вроде путешествия с компасом».

Термин «проектирование» часто понимается как возникающий и меняющийся в процессе реализации учебный план, в центре которого находятся интересы ребенка. Но реальное значение этого термина куда более многозначно.

Педагоги говорят о вырабатываемом, без ведущей роли учителя, учебном плане, но это не означает отсутствие предварительного продумывания и подготовки.

Учителя учатся наблюдать за детьми, внимательно прислушиваться к ним и ценить их собственные идеи, чтобы получить понимание того, что именно интересует детей в наибольшей степени в данный момент; учатся создавать стратегии, которые позволяют детям строить обучение на основе их собственных интересов.

Темы проектов могут исходить от самих детей, предметов и явлений, интересующих детей, а также от семьи или большого сообщества. Проекты не ограничены строгими временными рамками, они скорее плавно развиваются в ритме развития самих детей. Дети могут быть задействованы в работе над длительным проектом, работа над которым не осуществляется каждый день. Они периодически возвращаются к такому проекту, в соответствии с тем, каким путем ведет их интерес, вновь и вновь переоценивая предмет и средства проекта.

Ребенок является главным действующим лицом процесса обретения собственных знаний, и он получает поддержку педагогов при реализации проектов, решает возникающие проблемы внутри, используя учителя как «инструмент», который может предоставить помощь, информацию и опыт в случаях, когда это необходимо.

Педагогика отношений


Главным в таком формате образования является развитие взаимоотношений эмпатии и доверия между взрослым и детьми и между самими детьми. Обучение всегда происходит внутри группы, т.к. педагоги Реджио-Эмилии считают взаимодействие и способность учитывать различные точки зрения основополагающими в процессе приобретения знаний. Выстраивание таких отношений и развитие подобных проектов, которые осуществляются на протяжении дней, недель, а порой и целого учебного года, занимает большое количество времени и не может быть вписанным в расписание или специальные поурочные учебные планы. Время, и то, как оно воспринимается, таким образом, оказывается важным фактором.


В яслях и садах Реджио-Эмилии обучение всегда подчиняется ритму ребенка.

Выразительные искусства как средство приобретения знаний
Один из наиболее интересных элементов в реджио-подходе, детализированное рисование является ежедневной практикой в школах детства, и отдельные выдающиеся работы детей получили широкое признание.

Детей также вовлекают в участие в разнообразных видах выразительной деятельности, таких как драма, скульптура, театр теней, театр кукол, рисование красками, танцы, музыка, керамика, конструирование и письмо.

Изобилие ресурсов в центральном ателье школы и в мини-ателье в каждой групповой комнате, также, как и присутствие в течение дня профессионального художника-ательериста в каждом детском саду, является свидетельством особого значения этой области детского развития.

Некоторые темы, такие, например, как «свет и тень», являются стимулом, к которому обращаются вновь и вновь в процессе обучения детей. И учителя, и дети имеют широкий спектр материалов и ресурсов в своем распоряжении. Для этой темы детям может быть представлена возможность исследовать эффект света и тени с помощью фонариков и световых столов. Дети имеют возможность рисовать светом, делая отверстия в черной картонке, которая подсвечивается снизу; они могут создавать истории с помощью теней, используя различные объекты и оверхед проектор (кодоскоп), истории, в которых они сами могут принять непосредственное участие (тени и проекции собственного тела).

На протяжении многих лет посещавшие Реджио-Эмилию задавались вопросом о причинах концентрации на графическом искусстве, а не на других видах экспрессивного искусства, на музыке или движении. Удивительная детализация и выразительность в детских рисунках является несомненной отличительной чертой подхода, но рисунок никогда не считался главным выразительным языком детей. В последние годы исследователи подхода описывают ощутимую эволюцию в развитии других выразительных языков детей. Это отчетливо видно по работе детей над различными проектами, такими, как работа над экспрессивным движением.

В последние годы ательеристы, пришедшие на работу в школы детства, привнесли много разных изменений. Появились ательеристы, которые являются специалистами в области танца или музыки и это, конечно, оказывает огромное влияние на направление развития выразительных искусств в школах.

В то время как грамота и счет, несомненно, имеют место в повседневной деятельности дошкольных учреждений, учителя отводят центральную роль именно выразительным искусствам, по многим причинам.

  • они признают тот факт, что дети младшего возраста обладают исключительной выразительностью и свойственной им способностью делиться чувствами и эмоциями, и что воображение играет ключевую роль в исследованиях детей на пути к знаниям и пониманию мира;
  • они убеждены в первостепенной важности самого процесса обучения, а не его финального продукта. Использование выразительных искусств позволяет детям постоянно пересматривать интересующие предметы посредством применения множества различных медиасредств и получить возможность взглянуть на объект исследования с различных точек зрения и достичь его более глубокого понимания;
  • они осведомлены о том, что слишком высокая концентрация внимания на развитии грамотности и вербальных навыков у детей, приводит к тому, что учителя подспудно обесценивают искусно используемые детьми невербальные выразительные языки. Таким образом, способность ребенка общаться посредством жестов, взглядов, эмоций, танца, музыки, скульптуры, рисования, рассказывания историй и многих других выразительных языков высоко ценится в реджио-подходе, и учителя стремятся развивать их в ребенке;
  • они считают, что выразительные искусства могут дать детям возможность взглянуть на мир и испытать его множеством различных способов. Детям предлагается использовать их органы чувств для того, чтобы лучше понять мир: посредством наблюдения, анализа и сложения элементов опыта в единое целое они разбирают по частям и вновь собирают оригинал, создавая индивидуальное целое.


Синтетическая деятельность, такая, например, как предложение детям изобразить в рисунке запахи или звуки, являются основными чертами подхода и имеют целью дать ребенку более полное понимание мира.

Как утверждают педагоги-ательеристы, «именно непосредственно в процессе трансформации мы становимся ближе к самой сути жизни».

Постоянное профессиональное развитие учителей


Эта концепция занимает особое место. В реджио-садах говорят, что правильное развитие сотрудников — не периодический процесс. Напротив, это часть постоянной, ежедневной, профессиональной и личностной работы. Это неотъемлемый инструмент, помогающий лучше взаимодействовать как с детьми, так и друг с другом.

Муниципальная система раннего образования Реджио-Эмилии получила признание благодаря своему образцовому подходу к непрерывному повышению квалификации всех педагогов. Педагога побуждают не столько приобретать навыки и знания, чтобы затем передать их детям, а скорее — понять, как происходит процесс познания у детей. Исследование, как описано выше, является фундаментальной стратегией обучения в яслях и школах детства. Это отражено в подходах к роли преподавателя в процессе обучения и профессиональному развитию в целом. Учитель — это в первую очередь ученик.


Обучение сотрудников в реджио-подходе мыслится как непрерывный, эволюционный процесс и занимает существенную часть времени педагога.

В основе этого убеждения — вера в постоянное развитие как источник и одновременно результат взаимодействия и участия. Педагогам ежедневно выделяется время на обсуждение и оценку проведенной работы. На собрании они пытаются интерпретировать процессы познания у детей, оценить в них свою роль и предложить дальнейший план действий.

Постоянный обмен мнениями достигается путем совместного анализа и обработки документов. То, что два педагога работают вместе с одной группой детей в течение трех лет, говорит о развитии между ними крепкой профессиональной связи. Это связь, в которой каждый делится своими дарованиями и сильными сторонами, и где молодые педагоги получают возможность учиться у более опытных коллег. Раз в неделю учителям предоставляется время для собрания, где они могут поделиться своими выводами и предположениями с другими сотрудниками, включая ательериста и педагога. Ключевым аспектом встречи является диалог.


Так же, как и с детьми, расхождение во мнениях является не только еще одним источником познания, но и фундаментальным условием процесса.

Обсуждаются практические занятия, происходит непрерывный обмен наблюдениями.

С помощью педагогического координатора у учителей есть возможность встретиться с коллегами из других школ детства города, чтобы поделиться опытом и обсудить учебный процесс в своей школе.

Профессиональное развитие принимает и иные формы. Общаясь с родителями детей как лично, так и на групповых встречах, педагоги осознают, как важно принимать противоположные точки зрения.

Педагоги Реджио-Эмилиии, также убеждены в том, что учитель должен быть любознательным от природы, и проявлять живой интерес к обучению в целом. Уделяя много времени развитию творческих навыков педагогов, акцент делается, прежде всего, не на передаче знаний, а на побуждении мыслить вне рамок и принимать разные точки зрения.
Так же, как и прочие ключевые принципы реджио-подхода, непрерывное повышение квалификации включает в себя три обязательных пункта: коллегиальность, взаимодействие и участие.

Они наиболее явно проявляются в отсутствии иерархии среди сотрудников, установок извне, учебных пособий и того, что цели профессионального развития определяются ни кем иным, как самими педагогами.


Безусловно, реджио-подход локально аутентичен. Как полноценная система «горизонтального» общественно-гражданского управления учреждениями раннего детства существует только в г.Реджио-Эмилия. Глобально распространяется, прежде всего, новый образовательный подход (принципы взаимодействия, пространство возможностей, концепция «100 языков ребенка»).

В течении последних нескольких лет наблюдается бурный рост интереса к возможностям адаптации реджио-педагогики в системе дошкольного образования в России, основные принципы которого полностью совпадают с ФГОС ДО. Растет сообщество вдохновленных подходом частных детских центров, родителей, специалистов и экспертов. В 2019 году создана Ассоциация «Педагогическое сообщество «Реджио-подход». Организуются конференции, фестивали, оф-/он-лайн форматы обменом опыта, начавших свой путь в сторону реджио-подхода.


Начинает действовать совместный со специалистами Реджио Чилдрен проект «RE-study» по подготовке педагогов и ательеристов.

Дианова Дина
Исполнительный директор
Ассоциации «Педагогическое
сообщество «Реджио-подход»
https://re-study.ru/

Поделиться