Феномен Реджио
Часть 1
Дианова Дина
Исполнительный директор
Ассоциации «Педагогическое
сообщество «Реджио-подход»
https://re-study.ru/
Краткая история рождения
Италия, область Эмилия Романья, город Реджио-Эмилия, 1945 год, время преодоления послевоенной разрухи и восстановления нормальной жизни. Исторически социально ориентированные власти и граждан местной коммуны объединило огромное желание построить новую, свободную от бед тоталитаризма жизнь, основанную на сотрудничестве и реальной взаимной ответственности.
Жители города Реджио-Эмилия во главе с педагогом и психологом Лорисом Малагуцци (1920-1994 гг.) строили свое будущее, создавая собственный педагогический, образовательный, культурный и социальный проект, основанный на гуманистических идеях Л. Выготского, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, Дж. Брунера. В тесном сотрудничестве с властями, родителями и педагогами им удалось создать не только новую, по-настоящему детоцентрированную образовательную философию, но и новые принципы организации и управления системой дошкольного образования.
В 1963 году ясли и школы детства (детские сады), основанные гражданами и развивавшиеся благодаря сплоченности и инициативе рабочих, фермеров и Союза итальянских женщин передаются городской администрации (муниципалитету коммуны) и становятся частью системы дошкольного образования города.
Сегодня Реджио-Эмилия – процветающий город с мощным культурным наследием (1200 лет) с населением около 160 000 человек, с развитой социальной инфраструктурой. По сей день, в городе сильны традиции общественного и экономического сотрудничества и интеграции, до двадцати процентов городского бюджета идут на содержание и развитие яслей и детских садов Реджио-Эмилии.
Рожденная более полувека назад система дошкольного образования породила особый инновационный набор философских предположений, образовательных подходов и педагогики, многие из которых подтверждены исследованиями в области когнитивной психологии и нейропедагогики.
Подход получил широкое признание педагогов, психологов и исследователей всего мира (Дж. Брунер, Г. Гарднер, Дж. Хекман и др.). Изучается в Гарварде и Массачусетсе. В 1991 году «Newsweek» признал систему раннего образования Реджио-Эмилии лучшей в мире. Во многих странах мира последние два десятилетия подход адаптируется в начальной школе . Выставки детских работ «100 языков ребенка», «Диалоги с пространством», «Луч света» и другие постоянно путешествуют по миру и получили широкое признание.
Международный центр Лориса Малагуцци стал педагогической меккой для всех вдохновленных опытом реджио-педагогики. Подход распространяется по всему миру и влияет на формирование национальных систем дошкольного и школьного образования многих стран (страны Европы, США, страны Латинской Америки, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Сингапур, Япония, Южная Африка).
Основные образовательные принципы реджио-подхода
Реджио-подход основывается на ряде фундаментальных принципов, изложенных в Регламенте учреждений раннего детства (Regolamento Scuole e Nidi d”infanzia del Comune di Reggio Emilia, 2009). Для удобства они описываются раздельно, на деле же представляют собой неразрывную ткань, в которую интегрирована системная философия, основанная на взаимовлиянии этих принципов.
Центральным стержнем, объединяющим все принципы, является образ ребенка
«Мы больше не видим ребенка отчужденным и эгоцентричным, мы видим его не только вступающим во взаимодействие с объектами, и подчеркиваем не только когнитивные аспекты развития и не приуменьшаем значимость его чувств, а также значимость того, что кажется нелогичным. Вместо этого мы видим богатый потенциал ребенка, мы считаем его сильным, могущественным, и компетентным, и, что, самое важное, мы видим его непосредственно связанным с миром взрослых и других детей»
Лорис Малагуцци
Все то, что происходит в гнездах и школах детства (яслях и детских садах) г. Реджио-Эмилии в контексте обучения и преподавания, выстраивания отношений и профессионального развития, проистекает из одного определенного фактора – образа ребенка.
Дети являются активными участниками процесса развития
Дети наделены экстраординарным потенциалом к обучению и изменению. Они наделены многообразием ресурсов, способностей к установлению связей, сенсорных и познавательных ресурсов, которые выражаются в непрерывном взаимообмене с культурным и социальным контекстом.
Каждый ребенок — это субъект, обладающий правами, который, прежде всего, несет в себе право быть уважаемым и ценным в собственной уникальности и самобытности и отличии от других, а также в своих временных сроках развития и роста.
Каждый ребенок, индивидуально и относительно группы, является носителем природной восприимчивости по отношению к другим и по отношению к среде и является создателем опыта, которому он способен придавать смысл и значение. Ребенок, будучи человеческим существом, владеет сотней языков, сотней способов думать, выражать себя, понимать, вступать в общение с другими посредством мысли, рожденной из собственного опыта, где сама мысль является областью опыта.
«Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия.
У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат: думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат: открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня есть»
Поэтические строки Л. Малагуцци являются метафорой исключительного потенциала детей, познавательных и творческих процессов, многочисленных форм проявления жизни и приобретаемых знаний.
Концепция «Ста языков ребенка» понимается как многообразие возможностей и деятельностей, которые трансформируются и приумножаются в процессе взаимодействия и кооперации между детьми и взрослыми.
Ясли и школы детства признают ценность и равнозначность всех языков детей, вербальных и невербальных.
Сознательный выбор видения ребенка, прежде всего, как субъекта, обладающего правами, а не только потребностями, является смелым решением, которое распространяется также и на отношение к детям с особыми потребностями. В Реджио-подходе таких детей называют детьми с «особыми правами».
Реджио-Эмилия в этом смысле реализует политику полной инклюзии на всех уровнях основного образования. Когда ребенок с особыми правами присутствует в какой-либо группе, то к этой группе прикрепляется дополнительный учитель, но важным здесь является то, что «дополнительный» учитель осуществляет дополнительную поддержку всей группе, а не отдельному ученику.
Такой подход к вопросу базируется на вере в социальный конструктивизм, который является средством обучения и взаимопонимания для всех и каждого в группе, будь то воспитатель или ребенок.