Азбука семейного образования

Азбука семейного образования: П — память

Автор — Вероника Михалко

П – ПАМЯТЬ

Наша память похожа на тело. Гибкая, быстрая и податливая в юности, к старости она становится неповоротливой, застывшей, может причинять боль при движении и прикосновении. Или даже выйти из-под контроля.

И обращаемся мы с нею так же, как с телом – своим и своих детей. Начиная со школьных лет, а то и раньше, наполняем, нагружаем ее разными полезными сведениями, терминами, определениями, названиями, правилами, алгоритмами, формулами и снова терминами и определениями, определениями и терминами…

Из исследований и примеров гениальных людей мы знаем, что возможности человеческой памяти почти безграничны, но забываем о важной детали – о содержании информации и нашем к нему отношении.

В нашу память сами собой навсегда врезаются в подробностях слова любви или ненависти, выражение материнского лица или первая улыбка ребенка и множество других событий и образов. И при этом некоторые взрослые люди могут не помнить таблицу умножения или правило о том, когда писать -тся, а когда -ться. Почему?

Память эмоциональна. В хорошем настроении, на подъеме она впускает и обрабатывает, раскладывает по полочкам массу информации. В тягостном настроении, состоянии упадка информация оседает в ней неразобранными пакетами из продуктового магазина – продукты стоят кучей, киснут, протухают, приходят в негодность.

В свою память вовсе не обязательно пропускать все подряд. Особенно при современном устройстве мира, когда общеизвестные сведения гуглятся за несколько минут в интернете, а источники более серьезных сведений и исследований находятся там же за немного более длительное время.

Наше тело требует внимательного и заботливого отбора упражнений, вида активностей, выбора секции, тренера, концепции и т.д. Выбирая профессиональный спорт или балет, вы готовите своему телу или телу ребенка будущее, вычерпывающее телесные ресурсы почти без возможности восполнения. Выбирая практики и занятия, основанные на заботе о теле (и душе), вы создаете для него ресурсы на будущее.

Так же и с памятью – привычка совершать бессмысленные насильственные усилия, не вызывающие эмоционального отклика, отнимает у нее ресурсы, мешает создать собственную систему хранения и использования информации.

До сих пор в моей памяти хранится один образ – мальчика-первоклассника у доски. Он заученно говорит: «Это буква Эр, она обозначает звук р, он может быть твердый и мягкий…» Такой, казалось бы, обыденный и привычный образ, а хранится у меня на полочке Alarm!

Да, возможности человеческой памяти огромны, но двери в это хранилище невелики и их охраняет Страж – Разум, Эмоции, Интуиция.., наверное, у каждого свой.

…Я живо представляю себе картину: безразличные грузчики бодро проходят мимо Стража и вносят в хранилище очередную порции чего-то огромного, тяжеловесного и ненужного и решительно вываливают это нечто прямо посреди прохода между стеллажами. К другим таким же не рассортированным кучам. И страж хватается за голову, кричит «Хваааааатииит!..», закрывает дверь и баррикадирует ее изнутри…

Любите себя – свое тело, свои возможности и ограничения, не насилуйте свой разум ненужным, неактуальным, бессмысленным. Не превращайте себя в механизм по запоминанию и воспроизведению информации. И тогда у вас получится разумнее руководить образованием своих детей. Иначе никак.

Источник —
https://www.facebook.com/groups/familyedu/permalink/817400451804132/

Иллюстрация – Квинт Бухгольц

Поделиться