Азбука семейного образования

Азбука семейного образования: О — ориентиры

Автор — Вероника Михалко

О – ОРИЕНТИРЫ

Я уже не раз задавалась вопросом о том, как измерить «успешность» семейного образования. Как показывает опыт и здравый смысл, оценочные шкалы для этой цели не подходят – они или демонстрируют какие-то формальные показатели, или вовсе измеряют не то, что нужно. А что нужно и важно и хотелось бы измерить? То, что так или иначе связано с реальной жизнью.

Тут мы возвращаемся к главной претензии к школе – ее оторванности от жизни. Разрыв этот есть и на уровне оценки успешности обучения. У школы нет вызывающих доверие критериев успешности своих учеников. Два основных абсолютно формальных ее критерия – текущие оценки (а также победы в олимпиадах и пр.) и процент поступления учеников в высшие учебные заведения. Связаны ли эти критерии с жизненной успешностью? Практически нет.

Тем не менее, велик соблазн и опасность опираться на те же критерии, обучая ребенка самостоятельно. Велика вероятность, что вы будете стремиться к высоким оценкам у своего ребенка (и, если ребенок оформлен на обучение по индивидуальному плану, школа с почти стопроцентной вероятностью сделает все возможное, чтобы вас в этом стимулировать), к внешним достижениям.

Часто это бывает необходимостью, как в случае с ИП, а также, если это своеобразная защита от досужего любопытства – «Да, мой ребенок не в школе, но он лучше/ничем не хуже обычного школьника – у него/нее высокие оценки». Обывателю сложно что-то противопоставить высоким оценкам. Разве что социализацию.

Но, допустим, вы смогли кое-как сдержать натиск текущей оценкозависимости. Кстати, дети, которые никогда не ходили в школу, будут вашими союзниками в этом – они вообще могут искренне не понимать смысла оценки.

Но вряд ли у вас получится устоять перед критерием «поступил/а». Это напоминает некую итоговую проверку, экзамен не только для ребенка, но и для СО-родителей на «профпригодность». Даже, если вы прекрасно понимаете, что высшее образование — ничто иное, как продолжение той же самой школы, все равно критерий «поступления» будет иметь на вас влияние. А вдруг вашему подросшему ребенку высшее образование будет не нужно и не интересно?..

Что же можно противопоставить этому подходу к оценке своей, в первую очередь, успешности в организации СО? Ведь невозможно действовать и двигаться куда-то в состоянии полной неопределенности.

Я думаю, это могут быть ориентиры где-то вне сферы образования, возможно, даже вне семьи. Жизненные ориентиры.

Если сравнить жизнь семьи с плаванием в одной лодке или корабле по морю, то в каждый момент плавания мы можем оглядеться и оценить, где мы находимся, куда хотим попасть, в каком направлении плыть. Хотим ли причалить вооон к тому острову или стать на якорь, или пересадить детей на проходящий мимо огромный лайнер, или… И по прошествии времени, можем снова оценить, приблизились мы к своей цели, проверить, кто плывет в одном с нами направлении и что это за направление.

Если расставить приоритеты таким образом, образование детей займет свою небольшую и не самую главную нишу в жизни семьи, потеряет мнимую сверхценность. Соответственно и критерии мнимой успешности перестанут руководить ожиданиями и решениями родителей.

А чем руководствуетесь вы в образовании своих детей – школьными критериями или собственными ориентирами?

Источник —
https://www.facebook.com/groups/familyedu/permalink/813192722224905/

Иллюстрация – Квинт Бухгольц

Поделиться