Алексей Семёнычев Альтернативное образование

Главный Интерес или “Что делать, если ничего ему не интересно”

Автор Алексей Семёнычев

Вроде понятная штука — мотивация. Только куда она пропадает и откуда приходит до сих пор мало кому понятно. Об этом и поговорим. 

Всё очень очевидно: желание учиться, и мотивация диктуются вроде как понятными вещами  — личными качествами человека и его средой.  

И вроде как это подтверждает: если хорошая школа и умный ребёнок, то мотивация работает. 

В семейном образовании — образовательная среда дома и, созданная заботой родителей, вне дома так же успешно запускаю мотивацию учиться. 

И, надо сказать, это действительно работает.  

Но консультируя семьи, я заметил, что всё не так просто. И вроде чудесное детство, наполненное событиями. Походы в интересные места, и музеи тебе, и курсы. И дома творчества и спорта. Родитель ходит и радуется, какой он молодец, а его ребёнок ну просто талантище.  

И вдруг как с неба на голову, как из ушата холодной водой и как ногой на корку. Приходит лет 12-13 и ребёнок вдруг ничего не хочет, кроме игр, чатов и других ужасных для родителей вещей. Зато для ребёнка вещей удивительно привлекательных. Появляется у родителей многозначительное: “Что делать, если он ничего не хочет?” 

Для меня на консультациях это, пожалуй, одна из самых сложных ситуаций. Ты понимаешь, что происходит, понимаешь, что родители хотят, чтобы у ребёнка было всё хорошо и как раньше, но сделать то можешь не слишком много. Природа сильнее. 

Ребёнок вдруг перестаёт понимать, что он хочет, его ничего не интересует, ему всё безразлично. У него нет любимых предметов, увлечений, ему нужны друзья, гулять, игры и развлечения. Впадает ребёнок в детство. 

Самое простое объяснение — гормоны, подростковый период. Верно. И что кому-то легче стало? Гормоны то у всех, но не у всех они так странно работают. 

И вот здесь я хотел остановиться и понять, что ж говорить родителям, если ребёнок стал меняться не в ту сторону, в какую хотелось бы? 

Если ребёнок ходит в школу, то мне просто ответить: “Школа — хороший способ научиться, но давайте помнить, что это ещё и мощный демотивирующий фактор”. И это будет правда. Но точно такой же эффект в 12-13 лет я вижу и у детей, обучающихся дома, которые как раз должны были быть по факту отсутствия школы очень мотивированы. 

Видно и другое. Не все дети так реагируют на подростковый кризис. Есть и такие, что как раз совсем наоборот — активно начинают искать себя, выбирают какой-то Главный Интерес и начинают развиваться. 

Удивительно, но отсутствие определённого Главного Интереса можно встретить и в другой совсем неожиданной среде учеников — среди отличников. Это люди с высокой внутренней мотивацией, хорошей академической успеваемостью и предмет гордости пап и мам. Когда с ними разговариваешь, они часто тоже не могут точно сказать, чего хотят. Им интересна и литература, и химия, а потом в итоге они выбирают математику, а потом снова всё меняют. Не поймёшь их, этих отличников. Зато у них всё на “пять” и море возможность к окончанию школы. 

Можно ли тогда сказать, что цель образования — и школьного, и семейного — поиска призванья, поиск Главного Интереса? Печально, но по окончанию школы не все дети находят Призвание, даже если им создать уникальные условия, и их личные способности вполне способствуют. Напомню, что мы с вами априори знаем, что эти супер способности существуют в каждом водителе асфальтоукладчика. 

Здесь самый момент предположить, что у всех людей разный темп выхода на вершину самореализации и на пик Самого Главного Интереса. Школьный период хорош для этого подъёма, но не всегда его достаточно. Живём дальше! 

Занимаясь профориентированием, я увидел ещё один интересный факт. Родители приводят ребёнка на консультацию лет в 15. Скоро ОГЭ или позже ЕГЭ. Нужно решать, что делать, а они не знают. И вот этот парень или девушка, сами понятия не имеют, чего хотят. Но стоит с ними поговорить или даже посмотреть тест, который они пишут перед беседой, то картина несколько меняется. Мы видим совсем других детей. 

Оказывается, что их предпочтения часто совсем не очевидны, но они есть! Конечно, сей факт не только весьма отраден, но и внезапен для ребёнка и его родителей. Он внушает им справедливый оптимизм. А при определённой работе ребёнок, обладающий даже едва заметной мотивацией, вполне может воскреснуть, когда увидит впереди перспективы приличных профессий, на которые он может ориентироваться. 

Какие же критерии помогают при профориентировании определить Главный Интерес ребёнка? Их много, но есть самые основные. Это те самые индивидуальные особенности личности — то есть даже если ваш ребёнок не любит общаться, сидит за компом, редко гуляет, без института или колледжа он не останется и без любимой работы тоже

 Ещё критерий: пережитый положительный опыт участия в каком-либо важном и интересном деле.  Несёт ваш ребёнок в своей памяти всё, что вы для него делали и весь тот опыт, какой вы для него создавали, даже если вам казалось, что всё бесполезно. Как минимум он точно знает, чего не хочет, а тут уже легче.  

И ещё один фактор-вопрос очень важен —  роль родителей в выборе жизненного пути. Правильный ответ здесь — “поддерживающая роль”. Не “авторитарная”! 

Итак, чтобы я посоветовал родителям, которые с ужасом смотрят на увядающие таланты ребёнка. 

  1. Не отчаиваться и не бросать всё и сразу. Подросток сильно меняет свои взгляды на жизнь, но в его планы, как правило, не входит умереть сразу после школы. Он и дальше будет развиваться. Мы ему помогаем, мы рядом. 
  2. Мы рядом! Напоминайте ему об этом чаще. Разделяйте его проблемы. Если вам далеки игры, в которые он играет, то просто посочувствовать ему, когда он проиграет, вы же можете? Словом, главное — эмоциональная поддержка. Поддерживаем, заботимся. Вмести проводим время. Ценим его непростой подростковый период. 
  3. Продолжаем создавать события и жизненный опыт, несмотря ни на что! Лагеря, курсы, интересные события. Он всё это потом вспомнит. Там он проверит себя и свои способности, на них он будет ориентироваться, когда примет решения о своей судьбе. 
  4. Заботимся о том, что он будет делать после школы. Смотрим колледжи и институты, говорим о выборе профессии, объясняем, что школа — это не край света: там дальше есть ещё материки. Рекомендуемый возраст разговора про материки — 13-15 лет. И не пугайтесь сходить к профориентатору. Озаботьтесь этой проблемой. Это сильно снимет вашу тревожность о будущем вашего ребёнка. 
  5. И последний очень важный совет. Если вы видите, что ребёнок не может определиться точно со своими интересами, главным для вас становятся(!) хорошие оценки. Ориентируемся на отличников. Именно хорошая академическая успеваемость помогает им в конце школы выбирать направление деятельности, выбирать свой Главный Интерес.  Подготовить ребёнка к ОГЭ или ЕГЭ действительно становится важным. Успеваемость по школьным предметам вполне способна дать толчок для поиска и своего Призвания. В крайнем случае, хорошая успеваемость всегда поможет поступить в колледж или ВУЗ и ещё, что тоже очень важно, поможет там учиться. Ещё раз: на выходе из школы важно сосредоточиться на умении учиться и закончить школы с приличным аттестатом. 

Всегда верьте, что у любого человека есть свой Талант, своё Призвание, свой Интерес. Только пути туда ведут разные — некоторые очень короткие, некоторые очень длинные. Какую -то часть пути ребёнок вполне сможет проделать и без вас. Найти Главный Интерес важно, и Аттестат важно. Но…  

…Сейчас очень пафосно закончу. Но пока других слов не подобрал, будет пафосно… 

Самое важное — ребёнку с вами должно быть хорошо и радостно, весело, уютно, приятно, замечательно и комфортно. Счастливое детство и есть зёрнышко, из которого вырастает счастливая жизнь и тот самый Главный Интерес. Давайте зёрнышко посадим и будем выращивать. 

Поделиться