Свой опыт

«Самое главное — выстраивание доверительных отношений с ребёнком, ведь этот путь вы будете проходить вместе»

Автор интервью Полина Гольник
Приветствую каждого. Сегодня разговариваем с Верой, воспитывающей троих детей. Вера согласилась рассказать о своей семье и о семейном образовании в их жизни.

Привет, Вера! Расскажи пару слов о себе, семье — то, что сама захочешь.

Добрый день!
Меня зовут Вера, мужа — Слава.
У нас трое детей: Кира (12 лет), Ролан (4 года) и Аврора (1 год).
Я работаю в продажах, развиваю бренд кормов для кошек, а также нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком на своём основном месте работы, где тоже занималась продажами.
Мой муж работает в закупках в той же FMCG-компании, что и я.
И в жизни у нас всё примерно так же: я продаю (идеи, проекты), а он покупает.


Мы очень любим путешествовать, открывать для себя что-то новое, не сидеть на месте, но также и любим окружать себя комфортом, поэтому с рождением младших детей активности заметно поубавилось. Но не до конца: нашу младшую дочь мы полетели рожать в Чили и прожили там 3 месяца.


Старшая дочка Кира учится на семейном — поэтому? Чтобы путешествовать?

Нет.
Киру из школы мы забрали за полтора года до Чили.
Ещё 15 лет назад, когда мы только поженились, мы уже обсуждали, что было бы здорово не отдавать детей в школу.
Причём у нас обоих нет никаких травм, связанных со школой. Мы оба хорошо учились, у нас есть школьные друзья. Но мы прекрасно понимали ещё тогда, когда были молодыми, что по большей части школа — это просиживание времени, помещение в рамки и нужны недюжинные усилия и большая поддержка семьи, чтобы в школьные годы развивать свои таланты и пробовать себя в разных направлениях.


Когда у Киры приближался момент принятия решения, идёт она в школу или нет, мы подумали, что её всё-таки стоит отправить в первый класс, чтобы она имела представление, что такое школа.


И при этом мы договорились, что если уж и идти в школу, то в хорошую. Поэтому мы отдали дочь в гимназию с ограниченным набором.
Как сейчас помню момент, когда определенного числа в 00:00 нужно было успеть подать заявление на портале. И как мы успели подать его в 00:04, подготовившись заранее, чтобы только копировать/вставлять данные. А потом мы узнали, что все, кто подался в 00:06 и позднее, не прошли.
В итоге Кира отходила в школу два первых класса. И даже подготовились к третьему: сдали деньги в фонд класса, закупили учебные пособия и канцелярию, школьную форму и новый классный портфель. А спустя месяц после начала учебного года я вдруг поняла, что мы как-то очень далеко ушли от наших мечтаний и договоренностей.


Причём ничего конкретного не произошло, и даже не было никаких «последних капель». Просто во всей этой школьной рутине я перестала видеть хоть какой-то смысл. Ради чего мы всей семьёй встаём ни свет ни заря? Вся наша жизнь крутится вокруг школы, по сути.

Свободного времени у дочери нет абсолютно. Какие-то невероятные масштабы домашних заданий. А в школе на самих уроках большую часть времени учительница пытается дисциплинировать особенно активных детей.
Конкретно про сам наш уход я подробно писала по хештегу #осож_со у себя в Инстаграме (@vera_inlove): там и про поход к директору, которая с напряженным видом ждала критики в адрес школы, и про подружку, ради которой Кира в школу и ходила, по сути, и про то, как быстро я с ней договорилась.
А потом мне вспоминается начало пандемии, когда мужа только отправили на удаленку, и я осознала, что в случае карантина нам будет очень тяжело в квартире, и как в кратчайшие сроки мы сняли классный дом, о котором давно мечтали, в том месте, где хотели. А квартиру сдали.


И вспоминаю, как я благодарила себя за решение забрать Киру на СО.
Да и вообще, я благодарила себя за это решение с первого же дня 😅


А через год после начала пандемии мы полетели через полмира в Чили. И я снова сказала себе спасибо за ту свободу, которая у нас есть.
А сейчас мы в Казахстане на несколько месяцев. И учебный процесс никак не страдает от этого.


А как именно Кира учится? Каким образом у вас организован учётный процесс?


На данный момент Кира закончила 5-й класс на онлайн-платформе «Фоксфорд». В целом я довольна тем, как организован учебный процесс, как строится взаимодействие с учениками, родителями.
Однако к этому удовлетворению я пришла не сразу.

И дело здесь не столько в выбранной платформе, сколько в осознании, что ответственность за организацию всего учебного процесса, дисциплину и мотивацию ребёнка всецело лежит на родителях. ВСЕЦЕЛО.


То есть варианта, при котором можно хоть что-то спихнуть на учителя, не существует.
Сначала Кира училась в очень расслабленном режиме в третьем классе на базе «Интернет-урока» и в четвёртом классе в «Онлайн-школе №1».
Мы не следовали никакому расписанию, все уроки Кира смотрела в записи только тогда, когда мы её «подпихивали».
Также мы часто смотрели вместе интересные лекции и документалки на Ютьюбе и других платформах. Если Кира хотела посмотреть мультфильм, то он был на английском с русскими субтитрами. Таким образом, в третьем классе она пересмотрела все сезоны «Как приручить дракона», а в четвёртом «Гравити-Фоллс». Плюс я занималась с ней по карточкам, которые сделала сама, и также мы занимаемся до сих пор по одному из Ютьюб-каналов.

Мы выбрали для себя вариант учебы без прикрепления к какой-либо школе и официальных аттестаций.
В конце начальной школы я нашла через Фейсбук преподавателя, которая протестировала Киру по четырём основным предметам, пробежалась по всем темам начальной школы с упором на 3-4 классы. Я находилась рядом, удивлялась знаниям дочери и утверждалась в мысли, что все делаю правильно.


Да, были некоторые пробелы в знаниях, но они были некритичны.
Несмотря на отсутствие какой-то привязки к оценкам, конец начальной школы — некий рубеж, когда мне нужно было получить извне понимание, что, несмотря на расслабленность семьи в плане Кириной учебы, в целом отставания от сверстников нет. И я его получила.)

Пятый класс я воспринимала намного серьёзнее, всё-таки обязательных предметов было уже 12, поэтому мы выбрали «Фоксфорд», а еще договорились, что Кира будет следовать расписанию и посещать уроки онлайн, а не в записи. Также я выбрала сопровождение тьютора и.. сильно расслабилась в первом триместре. Результаты не заставили себя долго ждать. Внутреннюю аттестацию «Фоксфорда» Кира сдала в основном на тройки.


Не могу сказать, что я сильно нервничаю насчёт оценок, однако я просто осознаю способности дочери. И позже я поняла, что стало происходить без моего контроля: включается урок, Кира надевает наушники, вставленные в телефон, и занимается чем угодно, только не учебой, обойдя установленные на использование телефона лимиты.


Во втором триместре я поставила цели по среднему баллу, а также назначила награду за результаты в виде конкретных вещей: возврата наушников и увеличения лимита на использование телефона.


Во втором триместре я включалась в процесс учебы, но не была вовлечена в саму аттестацию. И тоже зря. Результаты стали значительно лучше, однако при разборе этих результатов стало понятно, что основную часть ошибок Кира допускала по невнимательности.


И в третьем триместре успеха удалось достичь только благодаря нашим с мужем усилиям: мы контролировали процесс, объясняли, просили подумать ещё и не торопиться.
В целом направление понятно, алгоритм работы с конкретным ребёнком тоже вырисовывается к четвёртому году на СО.
То ли еще будет!


А какие сейчас ожидания и надежды возлагаете на СО?

Ожидания у нас сохранились со времён перехода: свобода быть где угодно, не привязываясь к месту учебы, время на развитие талантов вместо просиживания штанов.

Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас обдумывает, стоит ли переходить на СО? Может, предостеречь хочется или наоборот?

Я бы посоветовала заранее найти сообщество единомышленников. Тех, кто уже ступил на этот путь и способен делиться опытом. Причём опытом разным. Я знаю, что есть те, кто не то чтобы не справился, а скорее понял в процессе, что этот вариант не для них. Поэтому не стоит давать себе громких обещаний и хлопать школьными дверями. Лучше быть гибкими. Понимать, что сколько детей и родителей, столько и возможных подходов к СО.


Ещё очень рекомендую изучить юридическую сторону вопроса и знать свои права и обязанности.


Ну и самое главное — выстраивание доверительных отношений с ребёнком, ведь этот путь вы будете проходить вместе. И всегда держать в голове, что учеба очень скоро закончится и то, что не было взято в школьные годы, можно взять самостоятельно, когда дозреют мозги. А отношения у вас на всю жизнь.

Поделиться