Демократическое образование

Демократия в школе. Лицей «Ковчег. 21 век»

Опыт использования в школах демократических принципов управления в нашей стране большая редкость. Я попросил учителя истории «Ковчег 21 век» Анастасию Осипову рассказать, как устроена система в лицее.

СОВЕТ ШКОЛЫ. 4-6 КЛАССЫ

Совет школы — совещание, которое директор проводит еженедельно с представителями от каждого класса. Помимо Совета школы каждую неделю проходит Сбор класса, на котором ученики с куратором обсуждают волнующие вопросы. Как это происходит в средней школе? Представители класса, которые потом пойдут на Совет школы, записывают всё, что волнует одноклассников. На Совете средней школы они озвучивают все пункты, которые обсуждали на Сборе класса, директор их записывает. Когда выступит каждый представитель, начинают обсуждать, что волнует больше всего, что нужно решать в первую очередь, видят ли ребята варианты решения или нужно еще время на обсуждение со своим классом. Таким образом, вопрос для обсуждения может поставить и директор, и дети.

Примеры:

1. Один класс пожаловался, что сушилки для рук неудобные. Воздух холодный, старые, дуют слабо. На Совете средней школы предложили закупить держалки для бумажных полотенец, на следующей неделе уже везде висели полотенца.

2. Директор решил посоветоваться, как проводить утро Дня лицея (нашего главного праздника). Четыре первых урока, все учителя в школе, что будем делать? Два варианта: свободные полеты и точки самореализации. Представители записали варианты и на Сборе классов узнали, за что голосуют одноклассники. На следующем собрании сказали, что большинство выбрало «точки», НО учителя в эти дни уже были готовы провести «полеты». Поэтому решили, что «точки» сделаем, но на Новый год.

Нет описания.

СОВЕТ ШКОЛЫ. 7-11 КЛАССЫ

Совет старшей школы проходит так же, как и совет средней. На Сборе класса обсуждают волнующие вопросы, представители класса все записывают и выносят на Совет, который для 7-11 классов ведет директор старшей школы. От каждого класса приходит один или два ученика, больше всего ребят из седьмого, меньше — из одиннадцатого.

Ребята делятся по группам или на пары, совместно выписывают темы для обсуждения. На это уходит буквально 2-3 минуты. Главное отличие от Совета средней школы, наверное, в атмосфере: все очень серьезные и собранные, за среднюю школу привыкли к тому, что говорят все по очереди, не перебивая друг друга. Младшие школьники гораздо более нетерпеливые, если сразу не спросить, долго и упорно трясут рукой

Темы у старших больше связаны с тем, как обустроить школу, поскольку ученики с седьмого по одиннадцатый класс учатся в новом здании. То, как будет меняться пространство, напрямую зависит от предложений детей, и видно, что они это понимают и ценят.

Нет описания.

Примеры:

1. В здании есть бывший подземный гараж, который называют «бульваром». Там сделали баскетбольное кольцо, лавочки и качели. Но качели оказались не очень прочные, еще и одни! Так же пространство не отапливается, а летом из-за пластикового навеса создается эффект парника. На Совете школы решили, что нужно несколько качелей, новое кольцо и система климат-контроля. В данный момент кольцо уже установлено, качели и утепление монтируются. Представителей попросили передать одноклассникам, чтобы те не заходили на «бульвар» через подвал и не мешали строительным работам.

Нет описания.

2. Когда здание не полностью принадлежало школе, там находился магазин, чему все дико радовались

Но теперь магазина нет, и старшеклассники предложили установить вендинговые аппараты. Взрослые верно заметили, что стандартный набор (газировки и чипсы) для школы не годятся. В итоге решили установить аппарат от ВкусВилл. Его поставили, но останется он с условием, что все будут вести себя аккуратно. Правила использования предложил написать одиннадцатиклассник, остальные должны донести эти правила до своих одноклассников на Сборе класса.

Нет описания.
Поделиться