Альтернативные школы Монтессори педагогика Семейные школы

Альтернативная монтессори школа «Индиго»( Воронеж)

28.10.2021, Воронеж
Интервьюер: Анастасия Токмакова
Интервьюируемая: ЕЛЕНА ШАМАЕВА
, руководитель и основатель проекта «Семейная школа «ИНДИГО»

Расскажите о Вашем месте в школе «Индиго».
— Меня зовут Елена Шамаева, я руководитель и основатель проекта «семейная школа «Индиго». Проект существует уже около семи лет, до этого у меня  пять лет существовал «детский сад «Индиго», после уже это всё переросло в школу. Основным посылом заняться этой деятельностью для меня стали мои собственные дети.

Я начала изучать ситуацию с образованием в России и в городе и поняла, что я вряд ли доверю своего ребёнка системе, которая не соответствует моим представлениям касательно того, каким должно быть образование, воспитание, какие люди должны быть с детьми.

Нет описания.

Походив со своей старшей дочкой по разным развивающим центрам, я наткнулась на систему монтессори. Мне очень понравилась идея того, что взрослый не занимает активную позицию рядом с ребёнком. Он не навязывает ему ничего, не диктует ему, что делать. Ребёнок в такой свободной среде сам ходит, смотрит, выбирает для себя занятия, которые нужны и интересны именно ему.

Здесь взрослый – это родитель или педагог?
— Педагог. У нас организована такая среда, что педагог находится рядом, но не участвует активно в процессе. Он наблюдает, смотрит, куда тянется ребёнок, и тогда уже включается. В классической системе, конечно, совсем не так. Ребёнку очень важно почувствовать себя самостоятельным.

Монтессори-среда как раз к этому располагает — дети учатся одеваться, обуваться, протирать стол, наливать себе чай и т. д. То, что делает взрослый, ребёнку чаще всего делать не дают, потому что это опасно: можно разбить, можно уронить, можно порезаться и так далее.

Нет описания.

Родителю зачастую проще совсем оградить ребёнка, нежели дать ему попробовать получить опыт: да, всё рассыпать, всё разлить, но потом и убрать, например. Меня, конечно, это очень вдохновило, и я начала изучать и искать. Когда дочери исполнилось три года, я уже открыла детский сад. Постепенно он стал приобретать популярность именно из-за индивидуального подхода, внимательного отношения к ребёнку, его потребностям и особенностям.

Невозможно учить всех одинаково, невозможно со всеми взаимодействовать одинаково. У каждого свой темп, у каждого свои интересы. Это так важно и так круто, когда взрослый может это видеть, заметить и применить к каждому особенный подход. В общем, я невероятно влюбилась в эту систему.

И, конечно, здорово, что мой ребёнок был под присмотром — то есть я была уверена, что он получает самое лучшее. Он развивается в атмосфере свободы, любви и принятия. А там же у меня появился второй, сын; он вообще рос в этом детском саду с пелёнок, он там ползал, когда я занималась всеми процессами. Это было очень здорово, интересно и ничуть не скучно.

Нет описания.



— Школа «Индиго» позиционируется как семейная школа. Что вкладывается в это понятие?
— В первую очередь мы – это сообщество семей: родителей и детей. Такой формат подразумевает очень тесное сотрудничество между школой, родителем и ребёнком. Родитель  активно включается в процесс. У нас постоянно присутствует обратная связь между школой, родителем и ребёнком, мы постоянно друг друга обучаем.  Родители приходят к нам, проводят какие-то мероприятия в школе, участвуют в праздниках. Мы живём все вместе этой интересной жизнью.

Если родителям хочется ребёнка сплавить и не вспоминать о нём – это, конечно, не к нам.

Здесь мы все вместе, мы дружны, мы общаемся и составляем единую триаду. Поэтому «Индиго» — это семейная школа. Нам очень важны ценности семьи. Мы довольно часто организуем разные проекты или вылазки для семейного досуга и общения. Например, 25 декабря у нас стартует недельный Новогодний семейный тур: проживание в предгорье Кавказа, различные интерактивные практикумы, познавательные лекции, экскурсии, мастер-классы, погружения, Новогодний бал. [ Подробная информация по ссылке: https://www.лагерьсокол.рф ] Для нас очень важно создавать гармоничное пространство между школой, ребёнком и родителями. Это залог всего нашего успеха.

Нет описания.



— Сколько сейчас классов в школе «Индиго»?
— Сейчас школа «Индиго» включает в себя три ступени образования. У нас нет классно-урочной системы, то есть нет непосредственного деления на классы. Оно внутри ступеней формально подразумевается, так как это необходимо нам для аттестации и других моментов, но вообще в монтессори образование идёт ступенями. Первая ступень — это от 6 до 9 лет, вторая – от 9 до 12, третья – от 12 до 15 лет. Скоро появится и четвёртая, потому что наши дети, конечно, подрастают. Вот как раз моя старшая дочь уже в третьей ступени, в 8 классе. Она — такой первопроходец, который на себе испытал всё – все мои пробы, ошибки, эксперименты и так далее, но я ни о чём не жалею, потому что, глядя на неё, я вижу, что то, что получилось, очень даже здорово. Она такая свободная, такая творческая; при этом у неё есть стержень, у неё есть осознание ответственности за то, что она делает. Сейчас ребята из третьей ступени помогают нам в организации процесса онлайн-обучения для младших ступеней. Они вызвались сами проводить, например, утреннюю зарядку, потому что они могут лучше чувствовать какие-то предпочтения или капризы детей 10-12 лет, они ближе к ним. Мы часто ставим подобные эксперименты, когда старшие идут к младшим и чему-то их обучают. Это очень круто, они порой делают это лучше, чем мы. И сейчас могу сказать, что результат этого упорного труда уже виден по этим детям. Они действительно очень устойчивы, личностно прокачены во всех навыках – hard skills, soft skills – предметные навыки и метанавыки. Метанавыки — умение спланировать свою деятельность, реализовать проект от и до — от идеи до полной реализации и оценки его результатов. Оценка эффективности своей работы, планирование, целеполагание. Такие вещи закладываются ребятам с шестилетнего возраста, и годам к двенадцати эти дети раскрываются.

Можно увидеть, насколько они самостоятельные и ответственные, насколько они эрудированы во всех областях. Это отличает всех наших учеников – они очень любознательны и очень эрудированы, обладают действительно богатым кругозором.

Нет описания.


— Представим себе образ выпускника школы. Какими качествами он обладает? Что он должен уметь, понимать?
— Это хороший вопрос. Мы пытались это даже сформулировать где-то. Это человек, который точно знает свои сильные и слабые стороны, который умеет взаимодействовать с любыми людьми – и со сверстниками, и со взрослыми. Чаще всего этот человек уже определился даже со своей профессиональной деятельностью, потому что успел уже многое попробовать. Он действительно знает, что хочет. Он умеет учиться, умеет получать любую необходимую ему информацию из любых источников, и для этого ему абсолютно не нужен взрослый. Он достаточно смел, уверен в своих силах, готов пробовать, рисковать, делать что-то новое, нестандартное.

Человек, который в гармонии с собой и с миром – это наш главный результат: чтобы люди, которые выходят из нашей школы, понимали, кто они, что они и чем они могут быть полезны этому миру. Это основная цель всего нашего образования.


— Существуют ли какие-то требования к ребёнку, который хочет попасть в Вашу школу?
— Можно и так сказать, но это не совсем требования. Мы проводим очень глубокую диагностику и ребёнка, и родителей. Сначала проводится серия собеседований ребёнка, чтобы понять, какая именно культура существует в семье; мы смотрим на то, насколько ребёнок социализирован, насколько он готов взаимодействовать с детьми и другими взрослыми. Бывают разные случаи. Например, приходят дети, которые не посещали детский сад. У них возникают сложности в процессе коммуникации, они были всё время под крылышком родителей. Тогда нужны какие-то, конечно, промежуточные процедуры — процесс адаптации, очень бережный, чтобы ребёнок  постепенно открывался, чтобы постепенно его мир расширялся от мамы-папы-бабушки до бо́льшего количества людей и пространства. Это очень длительная и бережная процедура, и мы вместе с семьёй всё это проходим. Когда ребёнок психологически готов, его уже можно приводить в детский коллектив. У нас есть звено pre-school – как раз для детей, которые ещё не совсем готовы. Сюда входят дети, которые не посещали детский сад или, например, посещали государственный детсад. Уровень самостоятельности у детей после государственного детсада и детсада монтессори, конечно, разный, поэтому таких деток мы адаптируем через «предшкольное» звено.

В школе на ребёнка сразу накладывается много разных задач, связанных с ответственностью за себя, за других, за поддержание порядка.

У детей в классе это всё отработано и распределено. Это и позволяет быстро вырастить человека, ответственного за себя, за свою жизнь, за окружающее пространство. И, конечно, важно, чтобы родители это поддерживали дома. Если дома ребёнка одевают, обувают, зубы ему чистят, а в школе он вынужден делать всё сам, то так, конечно, у ребёнка будет стресс жуткий. Поэтому у нас происходит интенсивная работа и с родителями.


— Как проходит обычный учебный день?
— Учебный день проходит следующим образом. Дети приходят, у них завтрак с 8.30 до 9.00 – по желанию, кто-то завтракает дома, кто-то в школе, есть возможность выбрать меню.

В 9 часов начинается «утренний круг», или ассамблея – это ежедневный ритуал, когда дети и педагоги собираются, делятся впечатлениями и обсуждают планы на день. Чтобы день начался правильно, надо его начать правильно. Надо дать возможность ребятам обменяться своими какими-то инсайтами, впечатлениями. Это очень важно для того, чтобы потом в течение рабочего дня они работали, а не пытались поделиться чем-то. Это тоже значительная часть жизни, и мы специально создаём для этого пространство.

Педагог рассказывает про планы на день – ребёнку нужна предсказуемость и понятность. Тогда он спокоен, тогда он хорошо ориентируется. Ещё обсуждаются различные важные моменты – какой-то инцидент произошёл, или день рождения у кого-то, или какой-то праздник – всё на круге.

Далее начинается свободная работа – монтессори-сессия, она длится до трёх часов. Внутри нет уроков по 45 минут или перемен, дети три часа находятся в одном классе. Этот класс включает в себя все предметные зоны – астрономия, физика, химия, биология, география, анатомия – всё, что необходимо ребёнку для формирования представления о мире.

В возрасте от 6 до 12 лет это самое важное – что за мир вокруг меня, где я живу и кто я в этом мире. Это первое и самое интересное, что будоражит детей. Никто не даёт им готовых ответов на их «почему?», но есть возможность исследовать всё самому через опыт. Хочешь узнать, что происходит с водой, когда она нагревается в чайнике, куда она девается – проведи опыт, исследуй. Что такое снег, как питаются растения и так далее… Всё обучение происходит через опыт. Когда ребёнок проживает это на своём жизненном опыте, в нём эта информация останется навсегда.

Русский язык, математика – всё представлено в этом классе. Все предметы представлены в виде очень интересных красочных материалов; то есть нет учебников, где нужно прочитать параграф и запомнить его. Есть огромная и насыщенная среда, благодаря которой углубляться можно настолько, насколько ты хочешь. Хочешь минералы – пожалуйста, есть целая коллекция минералов, ты можешь их взять, потрогать, пощупать, понюхать, посмотреть, сравнить их на вес и так далее.

Если это биология – пожалуйста, там микроскоп, посмотри строение листа, посмотри, как цитоплазма двигается в клетке. Всё в таком материале. Мы считаем, что учебником для ребёнка является весь мир, и ребёнка не нужно ограничивать чем-то. И вот три часа дети находятся в такой среде, каждый для себя выбирает какой-то материал, которым он хочет заниматься. Если это математика, то он может зависнуть там на час или больше и заниматься с каким-то математическим материалом: считать, делать серьёзные вычисления и при этом не уставать. Можно перемещаться, можно менять род деятельности, можно полежать, можно посидеть, можно походить. Никто не заставляет тебя быть неподвижным, сидеть и слушать кого-то. Ребёнок всё время в движении, потому что материал нужно взять, положить на место, взять новый, расстелить себе коврик и так далее. Помимо этого педагог делает  интересную презентацию по какому-то из предметов, и это тоже право ребёнка – послушать её или позаниматься чем-то своим, если, например, он этот материал уже знает; или послушать несколько раз, если ему это интересно. Всё время присутствует эта опция выбора. Иногда, конечно, это выбор в заданных границах. Нет выбора «заниматься» или «не заниматься». Не заниматься нельзя, но он может выбрать — почитать книгу сейчас, или повышивать, или порисовать.

Там же в классе есть и лаборатория, и зона творчества, и зона ухода за растениями. Да, есть там и дежурства, есть правила, когда ты можешь выйти, сходить в библиотеку или ещё куда-то посидеть. При этом весь материал в одном экземпляре. Это значит, что дети должны друг с другом договариваться, должны ждать, если кто-то захочет заняться материалом, который сейчас занят. Если я хочу тоже этим позаниматься, я либо попрошу разрешения присоединиться, либо, если другой ребёнок не хочет, буду ждать, пока этот материал освободится. В процессе выстраивается много различных внутренних коммуникаций.

В классе один педагог и один ассистент, а детей 25 человек; то есть дети тоже вынуждены где-то подождать или попробовать решить проблему самому. Часто у детей и срабатывает такой механизм – сначала они просят, чтобы им помогали, а потом начинают решать свои проблемы самостоятельно. Вот три часа они отзанимались. В конце этой сессии обязательно происходит рефлексия: что я делал? Нужно заполнить дневник. Ребёнку нужно вспомнить, что я делал последние три часа и записать в дневнике. Что это были за презентации, что это был за материал? Это учит ребёнка постоянной рефлексии и оцениванию продуктивности своей работы. В конце недели они смотрят в дневники и отслеживают свою продуктивность. Насколько я эффективно поработал на этой неделе? Они учатся замечать свои успехи и достижения.
Потом обед, прогулка (час или полтора) и второй цикл – тоже в основной среде, но там больше уже творчество, английский язык, физкультура. Тут стоит сказать, что физическое развитие и физическое здоровье очень важны для нас как для школы. Это тоже такая базовая ценность – быть здоровым, стрессоустойчивым, гибким, умеющим работать в разных условиях.

Физическому аспекту тоже уделяется внимание. Мы стараемся привить детям культуру и любовь к спорту. До 16 часов идут занятия второго цикла, проекты, чтение. Далее – полдник, и на этом основная программа заканчивается.

Вечером у нас есть только дополнительные занятия – клубы по интересам. Они созданы по запросу ребят, которые хотят значительно углубиться в ту или иную дисциплину – спорт, танцы, информатика, 3d-моделирование, робототехника.


— В чём преимущество педагогики монтессори для учителя?
— У нас учителя, конечно, очень необычные; это особенные люди, неординарные, креативные и творческие. Им тесно в системе, где они не могут реализовать свой творческий потенциал, потому что ограничены программой и методикой. Здесь мы всё-таки даём педагогу свободу творчества в контексте донесения материала так, чтобы ребёнку это было интересно и понятно. В первую очередь наши педагоги – это люди, влюблённые в свою деятельность. Это же и заражает детей.

Это люди, обладающие огромным потенциалом и желанием постоянно развиваться, обучаться и совершенствоваться. Многих педагогов мы буквально взращиваем прямо здесь. Часто прекрасные педагоги получаются из мам.

Бывает, когда к нам приводят деток, а мамы остаются здесь и тоже находят какое-то занятие по душе, меняют профиль, получают обучение. Я такая же, и у нас много педагогов, у которых здесь даже не один ребёнок.

— Есть ли что-то в государственных школах, чего не может быть в школах альтернативного образования?
— Разве что только пространство. Государственные школы прекрасно технически оснащены. Большие спортзалы, большие площадки. Частные школы – это, как правило, школы маленькие, и они не могут себе этого позволить. Они ограничены в пространстве, ведь все эти гигантские площади стоят очень дорого. Хотелось бы, конечно, чтобы у наших детей было больше простора. Но это, я думаю, единственное.

— Проводятся ли в школе свои проверочные тесты, экзамены?
— У нас есть своя система оценки результатов. Большими показателями являются, например, выступления наших ребят на различных олимпиадах. Наши дети очень часто в этом участвуют и имеют возможность сравнить себя с лучшими. Когда наши ребята занимают хорошие места, это, безусловно, показатель.

Ученики начинают сдавать тесты ФГОС сразу в ноябре, как только открывается аттестация. То есть если в обычной школе ребята это осваивают год и сдают материал по кусочкам, у нас нет каких-либо промежуточных шагов. Они должны взять и сразу выдать весь материал за год, и они делают это совершенно спокойно. Начинают сдавать в ноябре, какие-то дисциплины они уже сдают к декабрю, а к январю, бывает, что и за весь год сдают. То есть аттестация для них — это не какой-то уровень, показатель чего-то; это просто нужно сделать.

И самое интересное: я наблюдала за ребятами 4-5 класса – они сдают многие предметы, которых у нас как предметов нет вообще (обществознание, окружающий мир, музыка и т. п.), не готовясь. То есть их кругозора хватает для того, чтобы ответить на эти вопросы. В целом, они сдают такие тесты без подготовки.

Это для меня показатель очень хороший, ведь их эрудированность позволяет это всё сдавать совершенно спокойно и не тратить время на заучивание учебника.

— Многие уверены, что обучение 9-11 классов – бич системы государственного образования 21 века. Процесс обучения вытесняется глухим «натаскиванием» на определённые форматы разных экзаменов. Каково Ваше мнение касательно обучения старших классов в государственной системе?
— Абсолютно верно, обучения в старших классах нет никакого, только натаскивание на эти тесты. Если перед нашей школой такая задача стоит, то мы уверены, что наши дети с ней справятся легко, потому что у них в голове уже есть определённая логичная система знаний. Но то, что эти тесты – это показатель чего-то, – я так не считаю.

Факт того, что сейчас это является необходимостью для поступления в высшие учебные заведения, конечно, немного абсурден, и я надеюсь, что скоро это изменится.

Я уверена, что наши дети способны поступить в любой вуз, потому что уровень их знаний действительно высок, но если при этом будет какая-то по-настоящему справедливая система оценки этих знаний.

— Что бы Вы посоветовали родителям, которые вот только собираются отдать ребёнка в школу и ищут место?
— Здесь, конечно, всё очень индивидуально. Нет какого-то универсального решения. Кому-то нравится семейная форма обучения, и родители прекрасно с этим справляются; я считаю, что лучших учителей, чем родители, нельзя и придумать. Но не все родители готовы пойти в такую долгую историю. Не все даже где-то, может быть, верят себя, в свои какие-то компетенции, и поэтому хотят доверить это профессионалам.

При выборе школы в первую очередь важно, чтобы принципы, которые реализует школа, согласовывались с личными принципами семьи.  Важно, чтобы это было созвучно – методы общения, стили коммуникации, ожидания от школы.

Это первый момент. Второй момент – это, конечно, люди и то, как они работают. Любая система – это конкретные люди, даже если они реализуют какую-то очень известную методику.

Нужно приходить и смотреть на то, что они делают, как они делают; приходить смотреть на детей, потому что это, естественно, главный показатель. Если дети радостные, счастливые и их просто за уши не оттянешь, если педагог является для ребёнка образцом культуры и поведения и если родителю всё нравится и согласуется с его позицией, то всё будет отлично.

Поделиться