Альтернативное образование Наш опыт Опыт семейного образования

Наши выпускники #закончить_школу_без_школы.

Рассказы о детях, закончивших школу на семейном и заочном обучении.

Автор Екатерина Жердева

Святослав закончил 9 класс с красным аттестатом (8 и 9 класс прошел за один год). Настал момент, чтобы описать, как все начиналось. Решение о переходе на СО давалось непросто, так как Святослав учился в одной их лучших школ Москвы (№57). В январе 2016г спустя несколько дней после роддома (родился третий сын) я сидела на конференции АРСО и понимала, что не хочу, чтобы Радомир шел в школу, хоть и в такую, не хочу, чтобы Святослав учился в школе… Но потребовался еще год, чтобы окончательно принять решение.
🗞Что сподвигло?

На изображении может находиться: 1 человек, стоит, небо, облако, на улице и природа


🧨Мы часто уезжали на шахматные турниры. Партия может длиться 4 часа, подготовка к партии, разбор полетов. Надо ли упоминать, что это огромное физическое и психическое напряжение. Времени ни на что не остается! А когда возвращаешься, никого это не волнует. Если это контрольная, я прекрасно понимаю, что учитель не может делать для кого-то исключение. Помню, как на Чемпионате Мира по шахматам я говорила Святославу: «Прилетаем вечером, а на следующий день сразу контрольная по кукушкиному льну. Надо готовиться!» А сил нет! Но самое страшное не это, учитель читал лекцию по каким-то своим материалам, и, если ты пропустил, ты просто не напишешь на нормальную оценку. Помню, как на собрании к ней подходили и просили выкладывать сканы в электронный журнал. Так этого и не было сделано.

🧨Возвращаешься с турнира -учителя интересуются результатом. И далеко не все понимают, что это огромный результат для Святослава войти в 20-ку или 30-ку на чемпионате Мира! Для всех, если ты не попал в тройку, то время потерял даром. А мы никогда не гнались за высокими результатами, слишком многое тогда необходимо было бы поставить на карту, а мы на это не были готовы. Шахматы для нас решали определенные задачи: концентрация, умение выдержать огромное физическое и умственное напряжение, умение взять себя в руки в трудной ситуации, счет на много ходов вперед. Стрессоустойчивость! Вот, что было важно для Святослава. Была ситуация, когда после MoscowOpen нас увезли на скорой, у него был сильнейший спазм. Можно было пожалеть его и бросить шахматы. Но я все время представляла себе, как он ,глава семьи, опускает руки в трудной ситуации. И мы не бросили. И ему удалось справиться. Периодически папа мне говорил: «Что ты мучаешь детей этими шахматами?» Действительно, шахматы занимают очень много времени! Мне тоже порой до боли жалко потраченного ресурса Но ярким индикатором правильности сделанного является то, когда Святослав подходит ко мне и спрашивает: «Мама, можно я отдохну? Можно мне сыграть онлайн-турнирчик?»

🧨Вернемся к «Кукушкиному льну»). Мне кажется, что это была своеобразная точка отсчета. Тогда, понимая, что я должна сама сделать что-то для ребенка я стала искать ресурсы, которые были бы понятными и способствовали эффективному запоминанию. Впоследствии так случилось со всеми предметами. Я смотрела, что дают учителя в школе, и не понимала, зачем так сложно. Зачем они усложняли детям жизнь? Если можно выучить неправильные глаголы в стихотворной форме, надо это сделать. Это эффективно и на всю жизнь. Зачем запрещать? Потихоньку получилось, что я взяла на себя функцию учителя по всем предметам. Тогда стали возникать сомнения: для чего тратить столько времени в школе. Ребенок проводит больше половины дня в школе, приходит, я ему дополнительно объясняю, а потом еще и дз. До сих пор с содроганием вспоминаю, как Святослав после очередного турнира в 12 ночи уже с полузакрытыми глазами выводил английский. Зачем? Потому что ему важен результат, а в школе этот результат был выражен оценкой и порицанием. Никто же не вдается в подробности, что именно привело к такому результату. Сразу клише. Это приводило к скачку температуры у ребенка, болезням и опять пропускам.

🧨Пропуская школу, ты пропускаешь контрольные. Но это же самое важное!!! Главное не то, что ты не дал ребенку знания, а то, что он пропустил контрольную! И вот в первый день после выхода в школу учитель врывается на урок английского языка (который ребенок, между прочим, тоже пропустил) и забирает его писать контрольную. Ребенок даже не знает темы! Учитель отвечает, что контрольная легкая. А все потому, что одному мальчику и маме именно в этот день надо было переписать четверку по этой теме. Но одно дело, когда один переписывает второй раз контрольную, а другой вообще с бухты-барахты.

🧨Родители могли настучать на хорошего учителя, чтобы его уволили, который поставил 4-ку любимому сынуле.

🧨Когда наших детей перевели на другой этаж, один педагог сказала, что теперь из-за наших детей туалет стал грязнее, и запретила ходить на этом этаже. Дети должны были ходить на этаж, где учились раньше. У меня в голове не укладывалось, что такие люди могут делать рядом с детьми.

🧨Признаюсь, я делала проекты за детей. Да, потому что для меня важнее были ежедневные спортивные занятия у мальчиков, чем проекты, которые им не интересны и навязаны. Привело ли это к чему-то плохому? Нет, они делают сейчас проекты, но на свои темы.

🧨Учителя, которые в чате допускают элементарные ошибки. Учитель в началке, допускающий ошибку на ча-ща. Без комментариев.

🧨Один раз возникла спорная ситуация после диктанта. О или А. Ребенок сфотографировал на телефон, там действительно была «А». Но я поддержала учителя, хоть сердце разрывается до сих пор. Но так как Святослав все-таки очень переживал, то я решила с ней пообщаться, попросить пояснить, что почерк может сыграть злую шутку на экзаменах. Учитель мой порыв не одобрила и взъелась, видимо, за мою наглость на Святослава. Она вообще периодически выбирала себе мишени. Как мне потом сказали: «К ней надо ходить!» А я не люблю ходить в школу и даже по телефону не люблю разговаривать. И у меня трое детей, один из которых был совсем маленький. Я читала Шалва Амонашвили, и то, что я видела в школе, совсем не было похоже на «Гуманную педагогику». После этого учительница каждый урок, проводя устный опрос, ежедневно спрашивала Святослава (других же детей не было). А Святослав не может с лету отвечать, ему всегда необходимо обдумать ответ. Мне вообще кажется, что это свойственно всем мужчинам, я живу на совсем других скоростях). И после каждой заминки она говорила: «Не знаешь! Садись! Два!». И так каждый день! Но я-то знала, что он знает, потому что контролировала этот процесс. В итоге Святослав стал ее бояться, жаловался, что у него трясутся руки на уроке, мокрые ладошки. Это было последней каплей, и мы решили уйти. Тогда я написала жалобу в Департамент Образования не для того, чтобы насолить, а для того, чтобы достучаться, чтобы учителя опомнились, для того, чтобы они осознали, что дети- это тоже люди, что к ним надо относиться с уважением. Я это сделала для других детей, которые остались. Департамент обязал директора разобраться. Я получила ответ примерно такого плана. У ребенка выходит три в четверти, потому что такие-то оценки, он много пропустил. Я была в курсе, какие у него оценки и пропуски. Но мой запрос заключался в другом! Были нарушены права человека! По инструкции график переписывания работ должен согласовываться заранее и не только с ребенком, но и родителями! Хочу добавить, что всех учителей под одну гребенку нельзя! Были такие, которых до сих пор с теплотой вспоминаем.

🧨Многие пишут про недостаток общения на СО. Не успевали дети общаться, все разбегались по кружкам, приходилось кормить детей в машине. Радомир вырос вообще в машине с аудиосказками, может, поэтому у него такая любовь к аудиокнигам. Все бегом-бегом…

🗞Что дало нам СО?

📌Возможность по крупицам собирать знания у людей-алмазов, а не вынужденно терпеть тех людей, которые пошли в пед, потому что не поступили в другой ВУЗ. Людьми-алмазами я называю тех, кто нашел свое призвание, готов отдавать то, чем он обладает и знает, как это делать.

📌Дети перестали болеть

📌У детей есть возможность ежедневных прогулок и спортивных занятий

📌Я имею возможность наблюдать за ростом своих детей, наслаждаться каждым моментом, проведенным вместе. Раньше получалась так, что чужие люди чаще видели моих детей. Братья растут вместе! Поддерживают, учат, наставляют! Раньше я все время задумывалась: о каких братских узах может идти речь, если они друг друга не видят.

📌Есть такое высказывание Др.Шефали: «Быть родителем- это не о том, как растить детей, а о том, как расти самой». Для себя я перефразировала: «Быть родителем- это не о том, как учить детей, а о том, как учиться вместе с ними!» И мне очень нравится этот процесс, я учусь и расту вместе с ними.

🗞Как оценить, преуспели ли мы, перейдя на СО?
Я вижу самомотивированного ребенка, который без давления и напоминаний работает над поставленными задачами. Я вижу почти взрослого человека, который реализует собственные проекты, проходя все стадии от А до Я. Я получаю теплые слова от людей, которые работают с ним. Например, совсем недавно мне написал Юрий Сотников, который нам помогал готовиться к ОГЭ по истории: «Мне очень нравится работать со Святославом. Он очень умный, очень старательный, и очень последовательный парень. Такие сегодня — редкость.»

🗞Как мы учимся?
📌Учим мы детей полностью сами, периодически привлекая людей-алмазов для решения конкретных задач.
📌Наша жизнь сейчас не делится на периоды: сегодня мы учимся, а завтра мы не учимся. Этот процесс непрерывен. Но это совсем не похоже на учебу в школе. Я называю это «следовать за моментом». Попалась нам пчела-плотник, вызвала интерес, значит мы побольше про нее почитаем, узнаем что-то интересное для каждого, что закрепится именно у него. Посмотрим, что у пчелы внутри. Слушаем курс Куксина про Чингисхана, значит посмотрим художественные фильмы, посмотрим языковую систематику, какие языки произошли от тюркского. Поймать интерес! Вот что важно! И пусть весь мир подождет!) А потом протянуть невидимые ниточки к тому, что мы уже знаем, что уже накоплено. Это напоминает мне паутинку. Я постоянно говорю детям: «Помнишь, мы смотрели, помнишь, мы слушали?»
📌Моя задача, чтобы все то, что они знают, было связано в единую систему (метапредметность).

🗞Какими инструментами мы пользуемся?
Это и «живые книги», и общение с людьми-профессионалами- все то, о чем писала Шарлотта Мейсон. Многому можно научиться, просто играя в настольные игры.
Не все интересно, не все можно с жадностью поглотить, но есть такое слово «надо». Тогда я стараюсь помочь детям, задействую как можно больше ассоциаций: цвет, звук, движение и даже запах. Мнемокарты, пиктограммы, опорные конспекты, интерактивные тетради, игры, лайфхаки и шаблоны, которые разрабатываю сама. Недавно я открыла свой телеграмм-канал, где абсолютно бесплатно делюсь многолетними наработками https://t.me/iskra_znania

🗞Просто ли дается СО?
Не буду лукавить: это не так просто. Иногда я встаю в 4 утра в ужасе, что у нас не получится, что мы что-то упустим, не дадим детям. Но потом я себя успокаиваю тем, что мы учим детей учиться, эффективно учиться! С жаждой познания относиться ко всему новому и интересному! И когда возникнет конкретная задача (что-то быстро освоить), дети с ней справятся. Спрашиваю себя: много ли я помню из неинтересных мне дисциплин? Преуспела ли я в том, что мне было неинтересно?

🗞Наши планы.
10 и 11 класс за один года. Но мы гибки в своих желаниях и возможностях, если что-то не получится, легко перейдем на другую траекторию. Многие спрашивают зачем. Чтобы как раз обладать той самой гибкостью. Чтобы иметь возможность Gap Year для самоопределения, если к тому моменту этого не произойдет. Для того, чтобы просто заниматься любимым делом и самосовершенствоваться. Чтобы иметь подушку безопасности, если просто взять для примера этот год, очень сложный для тех, кто сдает ЕГЭ.
🗞Что хотелось бы сказать родителям, которые только решаются?
Лучше сделать и пожалеть (всегда можно вернуться), чем не сделать и пожалеть. И еще: следовать только за своим ребенком. Нет единой инструкции! Приведу пример собственной семьи. Радомир в три года выполнил свой первый шахматный разряд и вынужден был научиться писать тоже в три года, так как следующий турнир был только с записью. И это было несложно, потому что так сложились обстоятельства, ему самому так хотелось. С Мирославом все абсолютно по-другому. Ему почти 4,5 года, он не знает всех букв, он не играет в шахматы, потому что он другой! У него другой мир!
Поэтому слушайте своих детей, не равняйтесь ни на кого, как бы пафосно все это не звучало.
Лонгрид, но это пост зрел давно. Алексей Семёнычев подтолкнул
#закончить_школу_без_школы

Поделиться