Ялта -токсичная среда для детей. Мы создали здесь свое “Пространство”.
Мы продолжаем делать обзор по семейным школам России.
Сегодня в меню Ялта, семейная школа “Пространство”. Наш собеседник — соорганизатор школы Татьяна Снегурова. https://vk.com/spacewill_yalta
Об окончании учебного года
“Пространство” — задумано как сеть семейных школ. Автор идеи — Кирилл Лебедев, педагог, психолог, тренер по рукопашному бою и многодетный отец. Кирилл выступает за мужскую педагогику, как главный двигатель развития детей.
Итак, три года назад был основан первый проект — “Пространство” в Подмосковье (п. Лесной, Пушкинского р-на). В сентябре прошлого года открылась вторая школа в Ялте. Точнее — в сентябре мы начали набор учеников, а в октябре уже открылись.
От первого года у нас не было амбициозных ожиданий. Самое главное для нас было — убедиться в эффективности и правильности нашего подхода, который мы разработали и применяли в семейной школе в Подмосковье. Итогом этого года стала наша уверенность, что мы все сделали правильно.
Ялта — токсичная среда для детей
Ялта перенасыщена развлекательной сферой. Поскольку люди приезжают сюда в основном отдыхать, здесь много ресторанов, клубов, кинотеатров… На мой взгляд, это создает токсичную среду для воспитания и образования детей. Часто ведь как происходит: люди приезжают в Ялту ради хорошего климата, но потом выясняется, что с культурой и образованием в город евсе плохо: много развлечений и мало культуры. к примеру, в городе есть только один государственный краеведческий музей (хотя есть и частные, конечно). В Ялте нет собственного театра, а есть здание, которое сдается в аренду для заезжих гастролеров. Это все.
Чтобы восполнить этот культурный “пробел”, мы создали здесь свое “Пространство”.
![](https://sun9-28.userapi.com/impg/1ooOR-SCm3I9QK_J0JZhIWIPjCijVYXNNuTuag/qzamPko2t8w.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=22218139ac3ed7db470d281a539cb6ea&type=album)
История проекта и концепция
Если родители хотят, чтобы их дети держались подальше от токсичной среды общения, были поближе к природе, проводили много времени активно, с качественными физическими нагрузками, то их может заинтересовать наш проект.
Судя по отзывам наших родителей и учеников, мы на верном пути. Кстати, по нашим наблюдениям, сейчас родительский запрос меняется: родители уже не ищут “крутого” образования для своих детей, а предпочитают нормальную среду общения для своих детей.
К сожалению, самые простые вещи, которые были доступны нашему поколению, сейчас реализовать довольно сложно. К примеру, современные дети в государственных школах практически не ходят в походы, поскольку для получения разрешения требуется собрать множество “бумаг”. Мы в этом плане более свободны: школа работает в форме сообщества родителей, а дети все на семейной форме обучения.
Также мы посещаем частные музеи, которые есть в городе, проводим культурные мероприятия в школе (музыкальные вечера, вечера поэзии и т.д). В школе есть курс вокала, актерского мастерства, керамики, для мальчиков — рукопашный бой и т.д. Все это входит в наш образовательный процесс.
У нас раздельное обучение. У девочек преподают женщины, у мальчиков — мужчины.
![](https://sun9-26.userapi.com/impg/qsWLCKkXVpQ6BlvWVUjZey1lyYNd_2maNV9cAg/VJpH_qOk93E.jpg?size=811x1080&quality=96&sign=d1d2252372028baa165c4b3dc5bfa73b&type=album)
Методика
Мы не придерживаемся каких-то известных методик: мы из разных систем берем самое подходящее и приемлемое для нас. Что касается организации воспитательного процесса, то у нас есть собственные разработки, а при организации учебного процесса мы берем за основу Русскую классическую школу (РКШ). Мы используем в том числе учебники из серии “Сталинский букварь”, адаптируя ее под наших учеников.
Ребята обучаются стоя за конторками (для сохранения осанки), пишут преимущественно перьями. Все это максимально похоже на РКШ.
![](https://sun9-51.userapi.com/impg/1XuNodWzp8Hc8CsMojJSJiKCV3Chvub-oBO_Ww/BhHBjyk-58A.jpg?size=710x1080&quality=96&sign=a80a6ba678734980002c84110af66b7a&type=album)
Преподаватели
Мы вольны в выборе преподавателей и приглашаем тех, которые дают определенный уровень. Для нас очень ценны преподаватели-мужчины: чтобы вести, например, столярную мастерскую или рукопашный бой. Мы ориентированы на то, что педагогика — это преимущественно мужское занятие, поскольку мужчина-преподаватель может гораздо лучше дать чувство безопасности и возможность развиваться. Мужчины, кстати, отлично преподают внаан программах проекта “Мир Навыка”. Правда, для школы мужчина-учитель сейчас — большая редкость.
Для того чтобы стать частью нашей команды, учителю надо пройти обучение в нашей школе. Для нас это даже важнее, чем педагогическое образование. Главное — любить свой предмет и уметь находить контакт с детьми. Хотя такие предметы, как, например, математика или русский, у нас ведут учителя с педагогическим образованием.
Сейчас у нас 7 педагогов. Из них местных только двое, остальные приехали в Ялту специально, чтобы преподавать в нашей школе.
![](https://sun9-33.userapi.com/impg/WMA92GSmbaKRVNf9XN1i8GQ3FVf-nRTbY1hD0g/kClO-K6m1rs.jpg?size=1060x957&quality=96&sign=712b5ebdd161ee5849960220aecef403&type=album)
Планы на следующий год
В этом году у нас было 30 учеников с 1 по 6 класс: “началка” в одном классе, а средняя школа — в другом. Дети разного возраста друг другу не мешают, поскольку каждый занимается по своей программе. Обучение стоит 35 000 в месяц — это средняя цена для частных школ нашего города. В этом году мы принципиально не набирали учеников больше — поскольку были ограничены размерами помещения. Нам было важно не набрать много учеников, а открыться в минимальном формате и убедиться, что все наши методики работают. На следующий учебный год мы уже начали набор учеников с 1 по 7 класс.
Планируем взять более просторное помещение. Наверное, для нас сейчас это самый важный вопрос из всей организации учебного процесса. Дело в том, что за помещения, которые нам потенциально интересны, мы не можем предложить такую же арендную плату, как, например, мини-гостиница или ресторан. Собственник же заинтересован в более платежеспособных арендаторах.
![](https://sun9-74.userapi.com/impg/k6JAhaDTiFeKvZJgcB-jPSANd322jiHVTrqDPw/TMC2rH54KLk.jpg?size=1280x1271&quality=96&sign=64d3e350c2494b70f652cff6cbb0663f&type=album)
Родители и правила школы
Часто в семейных школах родители приводят детей на конкретного педагога или считают необходимым вмешиваться в учебный процесс. Мы считаем, что в этом заложен большой риск.
Чтобы исключить недопонимание в будущем, перед поступлением в нашу школу и родители и ребенок проходят собеседование. На нем мы максимально искренне рассказываем, какие у нас взгляды на жизнь и обучение. Если они совпадают, то мы двигаемся дальше вместе. В противном случае ни родителям, ни ребенку не будет у нас комфортно. С этой точки зрения мы называем себя не клиентоориентированной школой, поскольку не пытаемся угодить всем и каждому.
Какие наши самые главные правила?
Например, у нас дети включены в трудовые процессы: моют за собой посуду, дежурят по школе, в том числе моют полы.
Мы также часто ходим в походах, и здесь у нас есть свои правила насчет распределения общей нагрузки. На учителей также распространяются общешкольные правила.
Также предметы, изучаемые в нашей школе — обязательны, они входят в нашу программу. Условно говоря, родители не могут сказать: “Мой сын не будет убирать класс или ходить на рукопашный бой”. Это часть нашего образовательного процесса и школьной жизни. Именно поэтому для нас важно понять друг друга на собеседовании.
Мы не воспитываем “успешных индивидуалистов”, мы, наоборот, за силу коллектива.
Быть вместе, быть командой, научиться помогать друг другу и взаимодействовать, — в этом основа нашей концепции. Думаю, именно поэтому наша школа — это единая дружная команда.