Альтернативное образование Альтернативные школы

Ялта -токсичная среда для детей. Мы создали здесь свое “Пространство”.

Мы продолжаем делать обзор по семейным школам России.

Сегодня в меню Ялта, семейная школа “Пространство”. Наш собеседник — соорганизатор школы Татьяна Снегурова. https://vk.com/spacewill_yalta

Об окончании учебного года

“Пространство” — задумано как сеть семейных школ. Автор идеи — Кирилл Лебедев, педагог, психолог, тренер по рукопашному бою и многодетный отец. Кирилл выступает за мужскую педагогику, как главный двигатель развития детей. 

Итак, три года назад был основан первый проект — “Пространство” в Подмосковье (п. Лесной, Пушкинского р-на). В сентябре прошлого года открылась вторая школа в Ялте. Точнее — в сентябре мы начали набор учеников, а в октябре уже  открылись. 

От первого года у нас не было амбициозных ожиданий. Самое главное для нас было — убедиться в эффективности и правильности нашего подхода, который мы разработали и применяли в семейной школе в Подмосковье. Итогом этого года стала наша уверенность, что мы все сделали правильно. 

Ялта — токсичная среда для детей

Ялта перенасыщена развлекательной сферой. Поскольку люди приезжают сюда в основном отдыхать, здесь много ресторанов, клубов, кинотеатров… На мой взгляд, это создает токсичную среду для воспитания и образования детей. Часто ведь как происходит: люди приезжают в Ялту ради хорошего климата, но потом выясняется, что с культурой и образованием в город евсе плохо: много развлечений и мало культуры. к примеру, в городе есть только один государственный краеведческий музей (хотя есть и частные, конечно). В Ялте нет собственного театра, а есть здание, которое сдается в аренду для заезжих гастролеров. Это все.

Чтобы восполнить этот культурный “пробел”, мы создали здесь свое “Пространство”. 


История проекта и концепция

Если родители хотят, чтобы их дети держались подальше от токсичной среды общения, были поближе к природе, проводили много времени активно, с качественными физическими нагрузками, то их может заинтересовать наш проект. 

Судя по отзывам наших родителей и учеников, мы на верном пути. Кстати, по нашим наблюдениям, сейчас родительский запрос меняется: родители уже не ищут “крутого” образования для своих детей, а предпочитают нормальную среду общения для своих детей.  

К сожалению, самые простые вещи, которые были доступны нашему поколению, сейчас реализовать довольно сложно. К примеру, современные дети в государственных школах практически не ходят в походы, поскольку для получения разрешения требуется собрать множество “бумаг”. Мы в этом плане более свободны: школа работает в форме сообщества родителей, а дети все на семейной форме обучения. 

Также мы посещаем частные музеи, которые есть в городе, проводим культурные мероприятия в школе (музыкальные вечера, вечера поэзии и т.д). В школе есть курс вокала, актерского мастерства, керамики, для мальчиков — рукопашный бой и т.д.  Все это входит в наш образовательный процесс. 

У нас раздельное обучение. У девочек преподают женщины, у мальчиков — мужчины. 


Методика

Мы не придерживаемся каких-то известных методик: мы из разных систем берем самое подходящее и приемлемое для нас. Что касается организации воспитательного процесса, то у нас есть собственные разработки, а при организации учебного процесса мы берем за основу Русскую классическую школу (РКШ). Мы используем в том числе учебники из серии “Сталинский букварь”, адаптируя ее под наших учеников. 

Ребята обучаются стоя за конторками (для сохранения осанки), пишут преимущественно перьями. Все это максимально похоже на РКШ. 

Преподаватели

Мы вольны в выборе преподавателей и приглашаем тех, которые дают определенный уровень. Для нас очень ценны преподаватели-мужчины: чтобы вести, например,  столярную мастерскую или рукопашный бой. Мы ориентированы на то, что педагогика — это преимущественно мужское занятие, поскольку мужчина-преподаватель  может гораздо лучше дать чувство безопасности и возможность развиваться. Мужчины, кстати, отлично преподают внаан программах проекта “Мир Навыка”. Правда, для школы мужчина-учитель сейчас — большая редкость. 

Для того чтобы стать частью нашей команды, учителю надо пройти обучение в нашей школе. Для нас это даже важнее, чем педагогическое образование. Главное — любить свой предмет и уметь находить контакт с детьми. Хотя такие предметы, как, например, математика или русский, у нас ведут учителя с педагогическим образованием. 

Сейчас у нас 7 педагогов. Из них местных только двое, остальные приехали в Ялту специально, чтобы преподавать в нашей школе. 


Планы на следующий год

В этом году у нас было 30 учеников с 1 по 6 класс: “началка” в одном классе, а средняя школа — в другом. Дети разного возраста друг другу не мешают, поскольку каждый занимается по своей программе. Обучение стоит 35 000 в месяц — это средняя цена для частных школ нашего города. В этом году мы принципиально не набирали учеников больше — поскольку были  ограничены размерами помещения. Нам было важно не набрать много учеников, а открыться в минимальном формате и убедиться, что все наши методики работают. На следующий учебный год мы уже начали набор учеников  с 1 по 7 класс. 

Планируем взять более просторное помещение. Наверное, для нас сейчас это самый важный вопрос из всей организации учебного процесса. Дело в том, что за помещения, которые нам потенциально интересны, мы не можем предложить такую же арендную плату, как, например, мини-гостиница или ресторан. Собственник же заинтересован в более платежеспособных арендаторах.  

Родители и правила школы

Часто в семейных школах родители приводят детей на конкретного педагога или считают необходимым вмешиваться в учебный процесс. Мы считаем, что в этом заложен большой риск. 

Чтобы исключить недопонимание в будущем, перед поступлением в нашу школу и родители и ребенок проходят собеседование. На нем мы максимально искренне рассказываем, какие у нас взгляды на жизнь и обучение. Если они совпадают, то мы двигаемся дальше вместе. В противном случае ни родителям, ни ребенку не будет у нас комфортно. С этой точки зрения мы называем себя не клиентоориентированной школой, поскольку  не пытаемся угодить всем и каждому. 

Какие наши самые главные правила? 

Например, у нас дети включены в трудовые процессы: моют за собой посуду, дежурят по школе, в том числе моют полы. 

Мы также часто ходим в походах, и здесь у нас есть свои правила насчет распределения общей нагрузки. На учителей также распространяются общешкольные правила.

Также предметы, изучаемые в нашей школе — обязательны, они входят в нашу программу. Условно говоря, родители не могут сказать: “Мой сын не будет убирать класс или ходить на рукопашный бой”. Это часть нашего образовательного процесса и школьной жизни. Именно поэтому для нас важно понять друг друга на собеседовании. 

Мы не воспитываем “успешных индивидуалистов”, мы, наоборот, за силу коллектива. 

Быть вместе, быть командой, научиться помогать друг другу и взаимодействовать, —  в этом основа нашей концепции. Думаю, именно поэтому наша школа — это единая дружная команда.

Поделиться