«В школе дети лишены выбора»: родители в Башкирии отказываются от традиционного образования в пользу семейного
В 2016-2017 учебном году в Башкирии на семейном образовании находились 170 школьников республики, в 2017-2018 году их число увеличилось до 399, а в 2018-2019 году таких обучающихся стало уже 415. Неофициальные данные говорят о том, что на 2020 год в формате семейного образования получают знания свыше 600 детей из Башкирии. ProUfu разбирался, почему родители решаются на такой шаг.
«Школа заставляет тебя быть с тем, с кем ты не хочешь быть»
Алексей Маркевич – отец троих детей из Уфы. Мужчина по образованию педагог, но это, по его словам, не играет никакой роли в деле перехода на семейное обучение. По мнению мужчины, современные дети зачастую не заинтересованы в тех знаниях, которые им дает традиционная школа.
– Старшая дочь закончила девятый класс, пять лет отучилась в обычной школе. Была отличницей, старостой класса. А потом мы решили ее забрать и перевести на семейное образование. Девятый класс она окончила со всеми пятерками и получила аттестат. Как она учится: в школе дали некоторые учебники, она их берет, самостоятельно изучает и делает майн-карту (карту интересов – примечание), то есть систематизирует информацию в схематическом виде или в таблицу. Это совсем не то, как в школе проходят предмет, и в головах школьников мало какие знания остаются. А моя дочь помнит программу по истории шестого класса, особо этим предметом не интересуясь. Конечно, кроме учебников, дочь использует дополнительную информацию, разбирается. Когда она приходит сдавать аттестацию, тесты там или контрольные, учителя с ней общаются, им с ней интересно. А мы с женой, если только в отдельных моментах чем-то помогаем дочери, что-то объясняем, но это бывает редко. Сын-второклассник тоже на семейном образовании, учится дополнительно по спецметодикам, – рассказал Маркевич.
Согласно ФЗ «Об образовании», у российских родителей есть право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Единственным нормативным актом, регулирующим получение образования в семейной форме на федеральном уровне, является Письмо Министерства образования РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». В регионах допускается действие иных местных нормативных актов.
Следует различать понятия «домашнее обучение» и «семейное образование». Под домашним обучением, как правило, понимают обучение ребенка по школьной программе на дому, но при этом школьник закреплен за определенным учебным заведением и школьную программу ему помогают осваивать учителя. К такому варианту прибегают чаще всего из-за проблем со здоровьем ученика.
Семейное образование предполагает самообучение ребенка по специальным образовательным программам, которые могут отличаться от стандартной школьной. Разъяснения по предметам ребенку дают сами родители, как бы являясь для него учителем. Прохождение учебной программы и уровень знаний по предметам подтверждаются путем аттестации ученика в любой школе, имеющей государственную аккредитацию. Аттестацию (сдачу минимального федерального минимума предметов) можно проходить как ежегодно, так и в 9 классе. По окончании 9-летнего или 11-летнего обучения в формате семейного образования выдается такой же диплом, как и после окончания традиционной школы.
Чтобы перейти на семейное образование, нужно написать уведомление в управление образования своего района, где указать форму обучения ребенка, а также выбранную школу для сдачи аттестации. Либо заявить об отказе в прохождении промежуточной аттестации (для ее сдачи после 9 класса). Уведомление по закону заполняется единожды.
По словам Алексея, учителя считают, что лучше, если бы дочь Маркевичей обучалась в обычной школе – но не потому, что они против семейного образования, а чтобы девочка была гордостью класса. Маркевич не считает, что семейное образование лишает ребенка социализации – педагог посчитал нужным оградить детей от возможных негативных моментов общения со сверстниками. «Чтобы не научили курить, воровать, материться и развратничать», – пояснил он.
Приверженец семейного образования добавил, что его дочери прекрасно хватает общения на дополнительных курсах и занятиях, которые она посещает.
– Она общается со сверстниками по интересам. Что делает школа? Она заставляет тебя быть с тем, с кем ты не хочешь быть. Взрослому же человеку никто не навязывает кого-то. Мы имеем право на выбор, а дети, к сожалению, лишены такого права. Его посадили в школе с грубияном, он должен сидеть и терпеть это.
Маркевич не видит проблемы в том, что у родителя, ребенок которого находится на семейном образовании, нет педагогических навыков.
– Ничего страшного в этом нет. Достаточно любви материнской и терпения. Если терпения не хватает, это уже психологическая и душевная проблема. Если человек действительно хочет, чтобы его ребенок научился великой вещи – самообразованию, – то все получится, – считает Алексей Маркевич.
«Ребенок на семейном образовании более свободный»
Старшая дочь матери четверых детей Ксении Перхуткиной уже успела окончить традиционную школу, тогда как 10-летний сын уфимки получает семейное образование с первого класса.
– Нередко дочь приходила домой и говорила – мы проходили новую тему, я ничего не поняла. Не по всем предметам, конечно, но по некоторым такое было. В итоге мы сами с ней занимались, все хорошо, ОГЭ она сдала успешно, затем окончила колледж с красным дипломом. После этого мы решили обучать своих детей в формате семейного образования. Нам не нравится, как организованы многие школьные программы, учебная литература стала некачественной. Дома мы обучаемся по разным программам – так, как мы сами считаем нужным. Главное – прийти к определенному классу и к определенным знаниям. Аттестацию мы планируем сдать к концу начальной школы. Сейчас все больше и больше родителей ежедневно добавляется в группу единомышленников семейного образования в соцсетях. Это становится не модой, а осознанным или иногда даже вынужденным переходом. Ведь то, что сейчас происходит в школах, оставляет желать лучшего – отношения школьников между собой, отношения некоторых учителей к своим ученикам. Да и в связи с пандемией сейчас – очереди, термометрия, дистанция… Все же ребенок на семейном образовании более свободный и может выбрать то направление, которое ему интересно. Например, мой сын в своем четвертом классе уже интересуется физикой – в школе бы он начал ее изучать лишь в седьмом. С социализацией проблем вообще нет – мне важнее, чтобы ребенок перенимал жизненные ценности моей семьи и моего окружения. Многие путают социализацию с коммуникабельностью – но «семейники» этого ничуть не лишены. Они умеют общаться как с детьми, так и со взрослыми. При этом дополнительно посещают кружки, в которых общения предостаточно, – рассказала Перхуткина.
«Семейное образование подходит не всем» – мнение психолога
– Популярность семейного образования сейчас набирает обороты. Раньше к этому виду обучения прибегали родители детей-спортсменов, актеров, танцоров, – то есть тех, кто часто был на сборах и концертах. Сейчас к ним добавились родители-фрилансеры, которые предпочитают холодное время года проживать в тёплых краях. Семейное образование – также прекрасная альтернатива особенным детям. Вне зависимости от причины перехода на семейное образование, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) никто не отменял ни для какого вида обучения, – обращает внимание психолог Евгения Лялина. – Семейное образование подходит не для всех родителей. Важно понимать свои организационные способности, учитывать количество свободного времени, умение замотивировать ребёнка и, самое главное, нужно уметь планировать. То, что ребёнок учится дома, совсем не значит, что дисциплина не потребуется. Отмечу, что из-за пандемии даже взрослым на карантине сложно было самоорганизоваться.
Вопрос социализации является частым аргументом против семейного образования. На мой взгляд, это напрасные опасения. Дети социализируются в спортивных школах, в кружках и на секциях. А обучение при этом остаётся чисто познавательной деятельностью. Ведь, скажем прямо, многие дети часто ходят в школу «дружить». Социализация – это овладение нормами поведения индивида в группе. Отсюда следует, что 30 человек в классе социализируются не за счёт общения, а за счёт того, что общаются с учителями и следуют предъявляемым правилам и требованиям. На семейном образовании этим учителем выступает родитель.
Если родители не имеют педагогического образования, но хотят, чтобы дети обучались в семье, они всегда могут нанять репетитора, однако задачи репетитору всё-таки будет ставить родитель.
Вообще, семейное образование – это не способ учить детей, это, скорее, философия семьи. Семейное образование – это не школа на дому, где есть уроки за партой. Оно дает широкие возможности сделать образовательный процесс увлекательным и по-настоящему глубоким. Окружающий мир гораздо интереснее изучать на прогулке. Математика может быть максимально практичной. А читать можно в пижаме под одеялом (смеется). Центром философии семейного образования является идея идти за ребёнком, учитывая его темпы и интересы.
Источник