Свой опыт

«Сначала я думала, что семейное образование — это решение дикарей, но школьная система подтолкнула присмотреться к нему внимательнее»


Автор интервью Анна Комаровская

Мы продолжаем серию материалов о детях, которые, находясь на семейном обучении, успешно сдали аттестации и экзамены. 

Сегодня интервью с Полиной Путяковой, журналистом, специалистом по подростковой профориентации, мамой 16-летнего Андрея, который прошел аттестацию и успешно сдал ОГЭ. Но самые важные результаты, по мнению Полины, не связаны с формальными показателями. Самое важное на семейном обучении — это состояние ребенка, с которым он учится и идет на любой экзамен.

Полина, здравствуйте, хочу поговорить о том, как складывалась подготовка к ОГЭ  у Вашего сына, и может быть, Ваш опыт вдохновит родителей на “самостоятельное плавание”

Я была бы рада поддержать родителей, которые только задумываются о семейном образовании или делают в нем первые шаги потому что мне в свое время очень помогла лекция Алексея Семенычева на фестивале семейного образования в Перми в 2018 году. Кроме того, я смотрела записи прямых эфиров Ольги Давыдовой о семейном образовании, были и другие люди, чьи опыт и мысли помогли вникнуть в тему и придали уверенность. Когда начинаешь, очень важно сообщество, важно иметь людей, которые близки по ценностям и уже обладают опытом.


А как у Вас все-таки состоялся переход из школы на семейное? Что в школе было не так?

Сначала сын учился в школе. В начальной школе вся соль — в личности единственного учителя: критически важно, чтобы это был человек, которому вы отдадите ребенка со спокойной душой, который с уважением относится к личности детей. И у Андрея был именно такой учитель. О семейном образовании я тогда не имела представления и не планировала его. Более того, оно представлялось мне решением дикарей, людей крайних взглядов.

Но в пятом классе начался длительный карантин по гриппу. Детям задавали домашнее задание, и так я увидела, что мой сын не может решить простейшее уравнение, хотя была уже середина учебного года. Я и раньше слышала на родительских собраниях о проблемах с учителем математики, которая не справляется с дисциплиной в классе и это сказывается на знаниях. Но слышать это одно, тем более Андрей мне ни на что не жаловался, а тут я всё увидела своими глазами. За полчаса мы разобрались с уравнениями, и он стал легко их решать. Но я поняла, что школьная обстановка ему не подходит.

Больше того, этот карантин проявил подходы учителей. Классная руководитель написала всем родителям на почту такую фразу: “У нас такого-то числа контрольная по русскому языку, готовьте ремни”. Я понимаю, что это шутка, но на мой взгляд недопустимая. И стало ясно, что это лишь верхушка айсберга школьной системы, которую я случайно увидела благодаря карантину. Конечно, определенное недовольство было и раньше, но этот момент стал решающим: я поняла, что не хочу, чтобы мой ребенок рос в такой среде.

Наконец, у Андрея достаточно рано проявился предпрофессиональный интерес: в 6 классе он активно занимался современным искусством и дизайном. Проблема была в том, что школа почти не оставляла такой возможности: он очень уставал и довольно регулярно пропускал занятия в музее современного искусства из-за этого. И расстраивался. Мне тоже это казалось довольно нелепым: отсидеть в школе на уроках, которые мало что дают, но не иметь возможности заниматься тем, что действительно важно.

Вот так практически в один момент сошлись три фактора: низкое качество обучения, недовольство школьной системой и необходимость освободить время для увлечений. В общем, принимая решение, я ориентировалась на интересы Андрея, и с шестого класса он перешел на семейное.


А сколько времени Ваш сын тратил в день на учебу? Потому что в школе они проводят 6-7 часов, и потом еще два часа делают домашнее задания…

В первый год семейного обучения Андрей учился три часа в день, во второй — четыре.

Я не знаю, куда они в школе “сливают” время. В стандартном режиме за две недели у него получалось пройти материал полугодия. Затем он сдавал аттестацию и брался за следующий. За исключением русского языка и математики — ими он занимался на протяжении всего учебного года, а не блочно.

Как все-таки готовились к ОГЭ, какие процедуры были, какой был план? 

Для нас был важен средний балл аттестата, потому что Андрей планирует поступать в колледж. С учетом этого мы составили план учебы в 9 классе. Во-первых, разделили по времени сдачу аттестаций и подготовку к ОГЭ. В основном до нового года Андрей сдал аттестации, и затем начал готовиться к ОГЭ по выбору. Во-вторых, у нас была договоренность, что по части предметов он пишет аттестации с использованием любых материалов. Все аттестации были сданы на пять.

К обязательным ОГЭ Андрей готовился с репетиторами. Математикой он занимался с репетиторами три последние года, а русским — только в 9 классе. У него хорошая врожденная грамотность, и все годы на семейном образовании я не делала акцента на зубрежке правил. Но для ОГЭ они нужны — и учебного года оказалось достаточно для подготовки. Остальные два предмета он выбирал по принципу к чему лежит душа, и сдавал географию и информатику. Все ОГЭ сданы на четверки.

Учитывая правила выведения оценок для аттестата, у Андрея в нём оказались все пятерки.


Такой аттестат вы и считаете итогом семейного образования?

В том числе, но главное, безусловно, не это. При переходе на семейное образование была цель освободить время для увлечений, и она себя оправдала на 100%. Андрей ходил в музей современного искусства, затем его интересы конкретизировались, и он три года занимался промышленным дизайном. И позже увлекся архитектурой. К сегодняшнему дню он попробовал эту профессию на зуб: был в профильном лагере, знаком с ее представителями, несколько раз был в архитектурном бюро и даже сделал для них небольшой кусочек работы, связанный как раз с 3d-моделированием. В общем, его выбор образовательной траектории максимально осознанный. Я сама занимаюсь профессиональной ориентацией подростков, я знаю, что чаще картина другая.

Это я говорю не только про себя. Ярким показателем состояния Андрея был такой случай: я увидела в окно как он шел на один из ОГЭ, и на его лице была улыбка, походка легкая и радостная. Совершенно расслабленный человек. Вот тогда я подумала, что наше семейное образование получилось.

А уже после экзаменов я спросила Андрея, какое у него самое яркое воспоминание от семейного образования. Он сказал, что первым делом вспоминает, как мы учили с ним английский на поляне среди одуванчиков. По-моему, отличное воспоминание об этом времени!

А я помню, как мой ребенок прямо в шестом классе начал с удовольствием читать русскую литературу,  решать сложная задачи по математике, который еще весной делал всю домашку как попало, лишь бы отвязаться, и злился, если попадались особо сложные задания. Семейное образование восстанавливает познавательный интерес — отличный результат этих четырех лет.

Если снять “розовые” очки, и сказать, с какими проблемами столкнутся родители при подготовке к ОГЭ и аттестации когда дети на семейном обучении?

В начале 9-го класса волнение по поводу предстоящих ОГЭ было, это правда. Но это было полезное волнение, именно благодаря ему удалось собраться с мыслями, продумать план подготовки и прийти к хорошим результатам. К весне стало понятно, что наша система подготовки работает и беспокойства не осталось.

Глобально для успешной подготовки в 9 классе нам потребовалось решить два вопроса: режим занятий и методика подготовки. На мой взгляд, режим и расписание занятий необходимы, но они должны быть комфортными: с учетом периодов наибольшей продуктивности ребенка и его желаний.

А вот в методическом плане мне пришлось вникнуть в структуру предмета и ОГЭ, выяснить состояние знаний по нему в начале года, помочь составить план подготовки и периодически интересоваться, как идут дела. 

Если ребенок не хочет что-то делать, что бы вы посоветовали?

За каждым “не хочет” всегда что-то стоит. Возможно, это усталость, – тогда надо отдохнуть. Может режим не тот, может учебник не подошел. Нужно понять причину, а не следствие. И исправить.

Есть расхожее мнение, что если ребенок находится на семейном образовании, то мама не должна работать… Как вы на это смотрите? Насколько приходится выступать менеджером всех процессов?

Частично ответ зависит от возраста ребенка. Если на нашем опыте учебы в средней школе, то сначала нужно было помогать, но с каждым полугодием всё меньше. Весь шестой класс я помогала Андрею спланировать и организовать процесс обучения. В первом полугодии седьмого уже меньше, а со второго полугодия седьмого класса Андрей учился в основном сам. Правда, я рассказывала ему физику, но это было скорее способом приятного совместного времяпрепровождения. Я когда-то закончила специализированный физический класс, люблю этот предмет, и мне было приятно снова соприкоснуться с ним. А Андрей говорил, что я понятно рассказываю.

Но в целом тогда же, со второго полугодия 7 класса, Андрей не только сам учился, но и сам договаривался с учителями и завучем обо всем, что было нужно, и это тоже важный момент. Именно ради этого в 6-7 классах Андрей сдавал аттестации очно в школах: у меня была цель, чтобы он научился взаимодействовать с системой, взрослыми людьми, мог договариваться. К концу 7 класса эта задача была выполнена, и в 8-9 классе он аттестовывался онлайн.

Конечно, девятый класс — это особенный класс, и тут потребовалась моя помощь, чтобы помочь спланировать запустить подготовку осенью.И все — дальше Андрей готовился сам.

Сама я все эти четыре года вела активную профессиональную жизнь. Кроме журналистики, у меня еще есть свой собственный проект профориентации подростков, и то, что мой сын учится на семейной форме обучения никак этому не мешало.

Поделиться