Альтернативное образование Альтернативные школы Наш опыт

Семейное образование во Франции

Мы попросили рассказать о жизни хоумскулеров во Франции русскую маму, обучающую своего ребёнка дома.

Недавно появилась информация, что правительство Франции собирается запретить эту форму обучения, разрешённую ещё в 19 веке. Мы поговорили и об этом.

Автор интервью попросила не разглашать ее имя, поэтому интервью будет анонимным. Просим отнестись к этому решения автора с пониманием. Мы подтверждаем, что это реальный человек, и его рассказ — рассказ очевидца.

Расскажите, почему вы перешли на семейное обучение.

Добрый день, Алексей! На самом деле, мы никуда не переходили. Я целенаправленно вела ребенка к СО еще с рождения, даже скажу, я подозревала, что не отдам ее в школу еще до того, как она родилась.

Осознавая то, что у меня родится франко-русский ребенок, я задавала себе вопросы, как буду ее воспитывать, как мы будем общаться, на каком языке? Муж русским языком не владеет совсем, школ русскоязычных у нас в городе нет. Представить себе то, что мой ребенок не будет говорить по-русски, я просто не могла. Я же видела пример многих русскоязычных знакомых, у которых дети, рожденные здесь, по-русски говорят либо плохо, либо совсем не говорят. Говорят только те, кто приехали во Францию в детстве, либо те, с которыми много занимались родители: речью, чтением, письмом, культурой. Меня просто пугала мысль, что когда моя дочь вырастет и я захочу что-то ей объяснить, мне не хватит моего французского, чтобы словесно передать все оттенки моих чувств, а ей не хватит ее знания русского, чтобы меня понять. И даже если она бы говорила на одном со мной языке, если она не будет знакома с моей культурой, она меня никогда не поймет! Это и было самой главной мотивацией во всей этой истории.

Уже будучи беременной, я начала готовить программу дошкольного образования для своей младшей дочери, впоследствии ее только дополняя. То, что я решила осуществить, было чем-то совершенно новым для меня и непредсказуемым, так как тому, что я собиралась сделать, нельзя было нигде научиться и не у кого было спросить совета.

Начала я с того, что с рождения мне пришлось учить ее сразу двум языкам. Естественно, она впитывала французскую среду с любимыми папой, бабушкой и дедом, другими родственниками, друзьями и знакомыми, на кружках, на улице и тд. Я очень ждала, что франкоязычные родственники смогут частично взять на себя роль учителей хотя бы по французской части, книжечки французские почитать, но как-то не сложилось. И я поняла, что все придется делать мне. Так что целенаправленно обучать ее пришлось мне сразу на двух языках. Грамматику и мелодику языка маленький ребенок изучает интуитивно. Благо, среда помогала. Но достаточный словарный запас у дошкольника — это труд родителей. И я начала клеить двухъязычные карточки с рисунками, шить из фетра фигурки, чтобы давать ребенку каждое новое понятие сразу на двух языках. Я боялась, что ничего не получится и ребенок будет путать оба языка, как меня пугали. Но все получилось. Уже в 2,5 года сидя за столом, дочь поворачивалась к папе и говорила фразу, потом поворачивалась ко мне — и тут же делала точный перевод на русский. Мы с ней читали книги на русском и на французском, но больше я ей читала на русском. Мне очень радостно, потому что я чувствую, что душой моя дочь — наша! Добрые наши детские книжечки помогли! Я очень много с ней занималась и давала терминологию сразу на двух языках, чтобы вечером она могла поделиться радостью познания чего-то нового и с папой тоже.

Потом пришло время, когда нужно было принять решение о записи ребенка в школу. В то время (это было несколько лет назад), в школу нужно было записывать с 6 лет, это сейчас уже запись в обязательную школу перенесли на 3-летний возраст. Мы с мужем сидели и писали все

плюсы и минусы, решали, оставлять ребенка на СО или вести в школу. Минусов школы насобиралось больше, я торжественно пообещала мужу, что справлюсь, он видел, как у нас все хорошо получилось в дошкольный период, и поддержал мое стремление продолжить обучение ребенка в семье. Вариант обучения русскому языку после школы, на выходные или на каникулах нам не подошел, так как учебный день во Франции заканчивается поздно, и мы бы ничего не успели, и у ребенка жизненных сил просто не хватило бы на учебу еще и вечером. И отдыхать ребенку тоже нужно!

================================================================

Какое отношение во Франции к обучению дома и к альтернативным школам.

Кроме мужа, никто из семьи меня не поддержал. Обе бабушки «упали в обморок» и лежат в нем до сих пор. Некоторые из родственников, друзей и знакомых пытаются мягко «направить нас на путь истинный», чтобы мы, наконец, пожалели себя и ребенка, и отправили ее в школу. Но все очень радуются ее успехам и знаниям, и подсознательно понимают, что школа бы всего этого не дала.

К обучению дома здесь, я думаю, такое же отношение, как и в России: большинство не понимает и не поддерживает; какая-то часть относится с уважением, но не больше; и меньшинство — относится очень хорошо. Я не знаю, с чем сталкиваются другие семьи, у которых дети учатся дома, могу только рассказать о нас. Большинство знакомых, которые узнали о нашем решении, восприняли эту новость с огромным удивлением и уважением.

Альтернативные школы во Франции существуют: у нас в городе это, например, частные школы, религиозные, школы Монтессори (мне очень нравится их методика, одна грамматика по системе Монтессори чего стоит!) и т.д. К ним относятся с некоторым подозрением, мне кажется.

Есть дистанционные школы, где большая свобода выбора. У каждой школы своя программа, может быть даже свой набор изучаемых дисциплин. Можно купить опцию с полным набором изучаемых предметов, а можно — только французский, или только математику, или два других. Можно купить вариант с отправкой домашнего задания учителю на проверку, а можно и не отправлять. Можно запросить сертификат, а можно обойтись без него. Никаких экзаменов при этих школах нет. Отправляешь контрольные, если решил это делать, и уже хорошо. В первом классе мы подписались на одну такую школу, проучились год, и я поняла, что нам маловато, и дополнила другими пособиями на французском.

Никаких серьезных интернет-платформ я здесь пока не встречала.

К большому моему сожалению, о других русскоязычных семьях на СО во Франции я не слышала. Хотелось бы с такими познакомиться!

================================================================

Как вы строите обучение дома? По какой программе?

Мы обучаемся по программе, которую я составляю самостоятельно, вернее, это две программы, где параллельно изучаются все предметы сразу на двух языках, которые я потом объединяю в одну: я выбираю французские, английские и российские учебники и пособия, которые подходят МНЕ и мы спокойно учимся. Такой вариант тут разрешен. Пока.

Программу на следующий учебный год я начинаю составлять уже с января: подбираю учебники, иногда просто выбираю нужные мне страницы, дополняю познавательной литературой и пособиями, составляю список тем по каждой дисциплине, которые я хочу в следующем учебном году ребенку дать. Привязки к школам и их программам, как в России, тут нет. С этим тут полегче. Никаких перечней обязательных к изучению тем тоже нет, в каждом учебнике своя программа. Министерство образования требует только освоения необходимых для каждого класса учебных навыков, что не упрощает мою задачу, если честно, а слегка усложняет.

Летом я группирую все найденные на следующий учебный год материалы, составляю свой финальный список тем, разбиваю их на 36-40 недель и составляю подробное окончательное расписание недели (К сожалению, в течение учебного года каникул у нас нет, иначе мы бы ничего не успели. Только летом мы почти отдыхаем). Где-то примерно в феврале текущего учебного года я немного изменяю программу, так как к этому времени уже видно, что мы успели выучить быстрее, чем было задумано, а что — затянули. Меняю, чтобы оптимизировать оставшееся время учебы, и к маю оставить только самое легкое на повторение. Самое сложное и новое я теперь распределяю на осень и зиму. Т.е. ритм у нас неравномерный, сначала интенсивный, пока еще есть силы и энергия, а к весне ослабляем «бег». Такой способ позволяет нам не упасть от бессилия непосредственно перед проверкой. И если нужно, в последний месяц необходимое повторить.

Учебная неделя у нас довольно сложная. Нам нужно очень много успеть. Это только в первом классе мы учились до обеда, а после обеда — читали и ходили на кружки. Со второго класса уже пришлось учиться и после обеда. У нас каждый год только 2 часа в день уходит на французский язык. Это самая трудоёмкая дисциплина, по-другому не получается, поэтому просто приходится иногда быть эквилибристом, чтобы вместить и другие дисциплины в учебную неделю.

Рабочая учебная неделя выглядит примерно так: утром — французский, математика-геометрия (ежедневно, на фр и на рус), чтение (рус +фр); после обеда — русский ( 2 раза в неделю) или английский (3 раза в неделю) + география (1 раз в неделю, фр+ рус) либо история (1 раз в неделю, фр +рус) либо естествознание ( 1 раз в неделю, фр+рус) либо гражданское образование (1 раз в неделю, фр) либо ИЗО_музыка ( 2-3 раза в неделю, рус).

Я стараюсь максимально похожие темы на русском и французском сгруппировать вместе. Иногда и на английском. В любом случае, одна и та же тема в разных учебниках подается по-разному, а французские и российские учебники настолько различаются, что получается, что они очень хорошо дополняют друг друга, без нудного повтора.

В конце года, когда уже основной материал пройден и остается больше свободного времени, я подключаю другие дисциплины, необязательные, но интересные нам с дочкой, или читаем больше познавательной литературы.

До весны 2020 года у нас было большое количество кружков, на которые мы ходили после обеда, до 4 раз в неделю. В этом учебном году из-за всех карантинов мы ребенка не записали никуда:(

===============================================================

Есть ли контроль за обучением, и как он выглядит.

Контроль за обучением в стране есть, но он не так жёсток, как в России. Один раз в два года на дом приходят проверяющие из мерии. Информируют нас о своем приходе всегда в письменном виде, обычно в начале учебного года. Смотрят, в каких условиях проживает и учится ребенок, убеждаются, что ребенка оставляют учиться на дому не насильно, что тот видит других детей, ходит на кружки, занимается спортом. Обычно такие смотры проходят очень мирно и спокойно. У нас с ними никогда проблем не было. Все было очень вежливо и деликатно.

Второй контроль — от Министерства образования, проводится обычно в конце года, в период с начала февраля по конец июня, тоже предупреждают заранее. Сначала позвонят и спросят, какая из дат нам больше подходит, а потом присылают письмо за месяц до контроля. В первый год проверяющие пришли к нам домой, посмотрели, как мы учимся, а в последующий мы уже пришли к ним в офис на проверку.

Каждый раз проверка длилась около 2 часов, в течение которых один преподаватель проверял знания ребенка в отдельной комнате, а другой представитель общался с родителями. В начальной школе у ребенка здесь проверяют только знания математики и французского. Задания были устные и письменные. В конце проверки оценки не ставятся, просто составляется письмо, в котором кратко указывается уровень знаний ребенка и работа родителей (программы, учебники).

Общение представителей министерства с родителями во время контроля достаточно интенсивное. Мне кажется, что больше даже проверяют родителей: по какой программе учились, кто занимается с ребенком, сколько времени тратите на каждую дисциплину, организация учебного дня, кружков, встреч, какие темы прошли, по какой методике учили конкретную тему, например, по математике и тд. Первый раз мне было страшновато, я видела перед собой умных и знающих свое дело специалистов, которым не надо было ничего доказывать и обьяснять, такое впечатление, что тебя видят насквозь. Вежливые, тактичные, но требовательные. Но все проверки у нас проходили хорошо, в конце всегда предлагают помощь, охотно отвечают на вопросы. Пока я общалась, очень переживала, как и все родители в подобных случаях, как там мой ребенок, как у нее получится, сможет ли, напишет ли, скажет ли, что нужно? Но когда она прибежала ко мне радостная и сказала: » Мама, мне понравилось, а когда тетя придет ко мне еще?», все страхи улеглись.

Прошлой весной контроля у нас не было совсем. Хотя других проверяли. Видимо, они за оставшееся к концу учебного года время просто не успели всех проверить, так как карантин сбил все планы. Наверное, сконцентрировались только на новеньких.

====================================================

Как родители видят перспективу обучения в свете последних законов Макрона?

Ой, самый больной вопрос! Перепугались все СО-шники. Слишком серьезно и много сейчас об этом говорят во всех СМИ. Президент, похоже, не на шутку взялся за СО. Почему всех сбили в одну кучу, неизвестно. Аргументы президента направлены, в первую очередь, против неаккредитированных государством частных школ, в частности, мусульманских.

Проект нового закона по упразднению СО, выдвигаемый президентом Франции, будет обсуждаться в Совете Министров 9 декабря 2020 года.

Вот на днях я общалась с директором одной из дистанционных школ, у которой давно есть государственная аккредитация. Они тоже подпадают под одну гребенку с остальными. Директор мне сообщила, что все аккредитированные дистанционные школы, и все общественные организации, которые хоть как -то связаны с обучением на дому, теперь сплотились и ждут аудиенции в Версале. А пока все желающие подписывают 2 петиции против решения упразднить СО во Франции и собирают письма, рисунки детей на СО, чтобы переслать это всё Первой Леди. На сегодняшний день, я посмотрела, уже собрано 92000 подписей по первой петиции.

Спасибо вам подробные ответы.

Поделиться