Психология

Ребёнок наполовину пуст или наполовину полон?

Мария Черкасова. Заметки педагога дефектолога.

Как многое наши дети не могут сделать, выучить или понять. И как люди готовы выстроиться в очередь, чтобы указать им на это.

Одно из моих убеждений, приобретенных в работе с детьми: от вопроса «Кто виноват?» почти невозможно перейти к вопросу «Что делать?». Нет ни мотивации, ни четкого направления, ни каких-то конкретных ясных целей.

В противовес этому важно помнить, что основой обучения и развития является укрепление и расширение уже существующих умений и представлений ребёнка. Поэтому нам так важно в полной мере понимать состояние познавательных способностей ребенка на данный момент, определить его кругозор, сферу его интересов и талантов.  Именно они будут главным и наиболее плодотворным подспорьем для любой обучающей и воспитательной деятельности.

За этим стоит вполне очевидная логика, хоть и редко применимая именно в контексте работы с детьми. Например если нам надо приготовить еду. С чего мы начнём? Мы будем перечислять каких продуктов у нас нет? Скорее наоборот, мы изучим то, что мы имеем на руках в данный момент и посмотрим. как мы можем это использовать. Возможно мы не достигнем какой-то изначальный большой цели, но мы можем поставить перед собой новую цель, которая будет более реалистичной и более близкой к достижению. Решённая задача наверняка окажется важной ступенью на выбранном пути.

 Или же предположим встречается совет продюсеров, который принимает решение о съемках картины. Как бы выглядела такое совещание?

— У нас нет оператора, сценариста, декорации.

— С понедельника начинаем снимать.

Возможно так иногда и бывает. Но цель от этого точно не будет достигнута. Скорее всего по итогу придется крайне неловко оправдывать свои просчеты.

Возможно позитивного мышления нам не хватает не только в общем мироощущении и взаимодействии друг с другом. Но и в профессиональной сфере. Нужно видеть в ребенке потенциал, видеть какие его черты могут служить ему опорой, в чём он может проявить себя и увидеть свою успешность, свою значимость. Ясный позитивный взгляд поможет составить план в работе, благодаря которому ребенок сможет в полной мере реализовать свои возможности в познавательном, психологическом и личностном развитии.

Поделиться