Альтернативное образование Наш опыт Опыт семейного образования

Расшколивание родителей

Автор Ольга Давыдова

…лучше поздно, чем никогда…

Тема расшколивания поднимается довольно часто по вполне понятной причине: находясь в школьном коллективе, ребенок очень быстро впитывает в себя все малоприятные привычки и начинает жить, даже не замечая их воздействия на свою жизнь по одной причине – так делали все. Но потом, даже прервав внешнюю связь со школой из школы, человек продолжает эти привычки культивировать в себе. И получается этакая «школа в голове». Она мешает учиться, думать, создавать, искать… Жить, если по большому счету.

И (по традиции) я знаю, что есть школы, где о детях думают, и учителя, которые не мешают. Но их катастрофически мало! Есть также дети, которым противопоказано СО. Но и таких меньшинство.

Начнем с главного, с вопроса

– Что такое обучение?

Это добровольное восприятие вами новых пластов теоретической информации и практических навыков, позволяющих изменить качество жизни в лучшую для вас сторону.

Мне кажется, вполне обоснованное утверждение))

И здесь есть 3 нюанса:

— добровольность (насильно «впихнутая» информация не запоминается надолго)

— совокупность теории и практики, конкретные умения на выходе

— улучшение жизни

Все 3 обязательны. Но в среднестатистической школе нет ничего из этого. Значит, в «школе» (из уважения к учебным заведениям, где преподают Учителя, и о детях действительно заботятся, буду писать в кавычках) не учатся. И поэтому, чтобы начать обучение, нужно отряхнуться от того, что на нас навешали за годы «школьных лет чудесных».

А так как ребёнок как минимум наполовину состоит из наших недостатков (спорная мысль, согласна, но подтвержденная опытным путем), то от собственных недостатков стоит избавиться как можно скорее. А «школьность» — это недостаток.

Что из школьных привычек мы чаще всего можем найти в себе?

— отношение к учебе как к тяжелому труду.

Это справедливо только отчасти. С непривычки, действительно, учиться тяжело. Именно для этого и нужно ввести момент обучения в бытовые ситуации. Каждому человеку полезно задаваться разнообразными вопросами. Не для оценки, а для себя. Потому что интересно. И этот интерес, эта увлеченность передаётся детям. Если этого не делать, ум станет вялым и ленивым. И разУчится. У меня сейчас память лучше, чем в школьные годы, потому что мне интересна моя деятельность, я в ней участвую душой. И мне не трудно учиться.

— боязнь ошибки.

Все знают в теории, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но почти все очень боятся ошибок. Я считаю, что это в основном из-за школьного воспитания. «Двоечники» и второгодники – это социальный штамп. Человек, получивший такой штамп, часто перестаёт сопротивляться и оставляет попытки что-то изменить. Потому что штамп всё равно несмываемый. И многим окружающим абсолютно безразличны обстоятельства, приведшие к этому результату. У тебя «два» в аттестате – ты тупой. Конец разговора. «Страх – убийца разума». Помните?)

— безынициативность.

«Как бы чего не вышло» — это девиз многих родителей. И я совершенно не понимаю (и не хочу понимать) почему. «Я не буду спорить с учителем из-за несправедливой оценки моему ребенку, потому что не знаю, что ему сказать. И мне все равно, что требования нелогичны и завышены, я буду молчать, потому что учителя я боюсь с детства» Эта позиция на меня действует, как красная тряпка. Я думаю, это потому, что я сама долго находилась в плену этих страхов, пока, наконец, муж не вытолкнул меня на середину большого зала под осуждающие взгляды присутствующих, и я, наконец, поняла, что мои страхи – это только смутные тени у меня в голове. А бояться стоило совсем другого. Например, потерянного интереса ребенка или впустую потраченного времени. Потому что такую потерю уже никогда не восполнить.

Безынициативность продиктована страхом перед осуждением. Это глубинное, иррациональное чувство, основанное на первобытном страхе исключения из стаи. Но не кажется ли вам, что пора идти дальше?…

Дети очень часто знают или предполагают верное решение или хотя бы начало этого решения, но боятся озвучить идею из-за страха быть неправыми. О каком творчестве мы тогда вообще можем говорить, если любое творчество по сути – это шаг в неизвестное и неожиданное? Где результат трудно или невозможно прогнозировать? При глубоко въевшемся в нас нежелании выйти вперед со своей идеей не может и речи идти о каком бы то ни было прогрессе.

— страх перед «учителем» или другим вышестоящим.

Меня поругают, меня осудят, меня накажут… Это то, что мешает многим высказываться в полный голос. Люди постоянно обсуждают учителей за их спинами, не умея, не решаясь говорить в лицо. Это проникло в нас настолько глубоко, что мы сами порой этого не видим, пытаясь оправдаться здравым смыслом и возможными неприятными последствиями.

Когда я рассказываю, что мы ходили в наше городское министерство образования, а потом в комитет по образованию, то люди часто недоверчиво качают головами и сами НИЧЕГО не предпринимают. Им кажется, что в таких учреждениях работают сверхлюди. Но это не так, там люди такие же разные. Есть хорошие и плохие, вежливые и хамоватые, чуткие и наглые. Если не повезло с одним, идите к другому.

И учителя часто воспринимаются так же. Мне даже кажется, что многим из учителей это действительно приятно. Это дает ощущение власти. Но учитель – это ваш помощник в обучении ваших детей. Он по умолчанию в этой ситуации может находиться не выше, чем с вами наравне.

— учиться — это не круто

Эту идею я слышала ото всех школьников, с которыми занималась. В классе осуждается стремление к знаниям. Не учиться, быть в контрсистеме – вот истинное геройство. А потом эти же дети вырастают, становятся родителями и начинают изо всех сил заставлять своих детей учиться. Как вы думаете, получается? Верно, не получается, ведь они сами в это не верят.

Дети СОшники в массе не подвержены этому заблуждению. И меня это всегда вдохновляет.

— чтобы учиться, нужна учебная обстановка (парта, учитель, оценки, тетради, много домашнего задания)

Это так глубоко сидит у нас в головах, что начиная учить собственных детей, мы пытаемся отыгрывать условную мариванну. Заставляем ребенка много писать, просиживать за уроками часы, указывать на детскую безответственность, ставить оценки в тетрадях красной ручкой, исправлять все ошибки, до которых можем дотянуться. Но эта картина – не обучение вообще. И даже рядом с ним не лежало. Это просто тот образ, что сохранился у нас. И ничего больше.

— лень

Это большая тема, я не буду сейчас в неё углубляться. Только скажу, что и лень бывает разная. Защитная реакция, гиперфункция, неуверенность в себе, страх, отторжение, вытеснение проблемы – это все может быть причиной лени ребёнка. А вообще дети не ленивы. Даже чересчур деятельны. Только их деятельность проявляется в поле их интересов, а не там, где навязывают призрачные ценности.

— я виноват

На мой взгляд, это самая разрушительная конструкция, которая подменяет собой ответственность. Я виноват… В том, что медленно пишу, читаю без выражения, не люблю учиться, не хочу ходить в школу, не оправдываю ожиданий, не отличник… Это бесконечно. Результат – я виноват всегда и во всем по умолчанию.

И что же мы можем сделать со своим восприятием, чтобы произвести дескулинг головного мозга?

— забыть про оценки (заменяем личными достижениями)

— выделить время на отдых и ничегонеделание

— постоянно задаваться самыми разнообразными вопросами (стать в позицию учащегося)

— помогать ребенку вместо того, чтобы только контролировать его

— разобрать ценность ошибок, начать спокойно ошибаться

— понять, что нельзя навязать долг (то есть можно, конечно, но это приводит к душевному нездоровью)

— учиться можно когда угодно и спектр учебных активностей бесконечен, нет одного способа, хорошо подходящего для всех

— успокоиться и перестать доказывать себе собственную правоту

И много еще чего))) Главное, начать задумываться.

Поделиться