Алексей Семёнычев Альтернативное образование Аттестации Демократическое образование

Пять мифов об образовании, которые уничтожил анскулинг

Автор Алексей Семёнычев


Я последний месяц плотно изучал анскулинг: проводил встречи с родителями, читал и думал. Я продолжу изучать эту тему, и если вы учите ребёнка на анскулинге, то приглашаю вас к себе, поговорить об этом и обсудить. Сейчас же я хочу подвести некоторые интересные итоги этого исследования.


Сначала, что такое анскулинг, и как он понимается. Я бы обобщил эту формулировку так: обучение ребёнка без аттестаций и прикрепления к школе. Хотя уже не так давно я общался с мамой, которая формально присоединилась к школе (“Хочу учиться”) и вполне себе легально организовала не сдачу аттестаций ещё на пару лет. В принципе,

спор “а можно ли сдавать аттестации только в 9 классе” разрешён в пользу ответа “Да, можно, если договориться с правильными людьми в правильном месте”.

Места я уже одно сказал, потом ещё будут. Словом, этот образовательный маршрут вполне себе доступен.


Теперь про мифы.


Обязательно нужно учить всё, что предлагает программа школы.


Я больше скажу, можно учить всего пару-тройку предметов и этого будет достаточно, чтобы сдать ОГЭ и учиться дальше. Но это не значит, что анскулеры ничего не учат. На самом деле, они пашут как лошадки, просто этого не понимают. Они не вылезают из моря интересных секций, кружков, мастер-классов и онлайн и не онлайн занятий. Их учёба в удовольствие, делают они то, что им нравится и в этом себя совершенствуют. А могут заниматься музыкой всеми днями, рисовать, читать (большинство (но не все!) дети-анскулеры — читающие дети!), гулять.

Можно подумать, что они ничего не делают. Это не так. На практике абсолютное большинство всегда находят себе занятие в среде, заботливо организованной их родителями.


В принципе, у таких детей довольно ярко выражено желание учиться чему-то определённому или всему сразу. Их интересы часто очень разрознены, но и могут быть так же вполне чётко определяться. Идеология анскулинга — “Мы идём за интересом ребёнка”.

Только увидели, что он чем-то заинтересовался, только попросил что-то сразу — на тебе!


Важно пройти всю программу школы.


Оказалось, что для успешной сдачи аттестаций или ОГЭ/ЕГЭ совсем не обязательно учить предмет все 9, а потом + ещё 2 года. Можно всё осилить значительно быстрее. Достаточно иногда одного-двух лет…

Да, может быть, результат и не будет слишком высоким, но школу вы точно закончить сможете.


Вместо обычных уроков у анскулеров чаще изучение предметов у “интересных людей”. То есть те, кто может рассказать и увлечь. Но, понятно, что эти ребята расскажут то интересно, а вот программу школьную вряд ли знают, да и не нужна она им никак. Зато в школах вам расскажут всё, но скучно. Вряд ли после этого ученики могут вспомнить хоть что-то, а эти товарищи вполне помнят и на полку памяти знания кладут.


Сам ребёнок ничему не научится. Его нужно всё время понуждать к обучению.


Я думал этот миф развенчала ещё Мария Монтессори, но нет. Наши родители до сих пор уверены, что ребёнка нужно контролировать всё время иначе всё. Нет. Не всё. Вполне они могут сами учиться, могут планы составлять, высказывать свои пожелания, чему хотят учиться и планы эти осуществлять.


Но такие весёлые истории сами собой не рождаются. Родители создают среду, которая таки влияет.

Без среды и забот родителей я не уверен, что анскулинг будет работать.

Удивительно, что некоторые родители анскулеров старательно отказываются считать, что они на что-то влияют. Но если внимательно посмотреть на образ жизни таких семей, то видно, что влияние это не прямое, а скорее косвенное есть. Вот то самое “скрытое содержание образования”. В таких семьях саморазвитие, образования часть жизни. Родители анскулеров очень часто имеют самое прямое отношение к образованию или просто сами по себе любят учиться.


Нужно сдавать обязательно все аттестации, а то опека придёт.


Я об этом уже немного говорил, повторю ещё раз — они аттестации не сдают совсем. Вполне можно учиться и без них. Из 15 семей, с которыми я разговаривал, только к двум реально приходила опека. По разным причинам и очень субъективным — заботливые родственника не давали покоя.

Но в принципе, если вы не особо светите себя в органах, то и они вас не трогают. А если вас ещё и все поддерживают, то совсем замечательно.


Можно устроить сдачу аттестаций и удобно пристроить своё личное дело. Я несколько раз слышал кроме “Хочу учиться” ещё “Тесториум” и “СОтворчество”, которые помогают решить проблемы родителей анскулеров со сдачей аттестаций вполне в рамках существующего закона.


После анскулинга нельзя учиться в школе.


Можно. Более того, кроме тех, кто принципиально не ходит в школу, есть те, кто не сдавал аттестации несколько лет, а потом шёл в школу.

Главные проблемы — это математика и русский. Удивительно, что как раз с английским у большинства (но не у всех!) проблем немного.


В целом, если вы придёте в школу без знания биологии, географии, истории, обществознания, литературы мир не рухнет. При желании и любви учить можно эти предметы с любого класса. Есть множество историков Средних веков, которые понятия не имеют о фараонах Древнего Египта. Все же перечисленные предметы легко закрываются активным чтением книг, онлайн лекциями, экскурсиями, путешествиями. А “Окружающий мир” и “Литературное чтение” в начальной школе анскулеры вообще за предметы не считают. И в этом я с ними согласен.


Если вы знаете математику и русский, то всё остальное довольно легко можно учить с любого класса. Большинство же анскулеров в этих предметах не отстают. А иногда и превосходят школьную программу.

Главное — не терять желания учиться! А это желание вне школы, кажется, удаётся сохранить лучше, чем в школе.


Не подумайте, что я сейчас рисую какую-то лучезарную картинку, где анскулинг это совершенная форма существования образования. Конечно, это не для всех. Есть и моменты, которые мне кажутся странными и не совсем удачными. Но я подхожу к феномену анскулинга как исследователь, а не как классный руководитель. Это очень необычный и сложный маршрут.


Для меня не понятно, например, высокая образовательная мотивация анскулеров это результат свободного образования, в котором нет школы, или специфика личности, помещённой в благоприятную образовательную среду?


Если мы рассматриваем устойчивое сохранение и развитие высокой мотивации к обучению, раскрытие личности через обучение как успешный результат образования, то как нам его измерить?

Тесты измеряют всего то академические знания на коротком промежутке жизненного времени. Развитее личности оно то пределов не имеет. Его к аттестату не приложишь.


На мой вопрос о том, как родители видят будущее ребёнка, я слышал разные ответы. Кто-то планировал пойти в школу… наверное… если “он сам захочет”. Кто-то -многие — даже не задумываются над этим вопросом (“пусть он сам решает”). Есть и те, кто довольно уверенно говорят о своих планах. В целом у меня сложилось впечатление, что семьи анскулеров живут настоящим днём, они живут “здесь и сейчас”.


Анскулинг — интересная тема для изучения. Надеюсь, что у меня будет возможность посмотреть развитие этого движения и дальше. Феномен анскулинга сильно меняет представление об взаимоотношениях официального образования и неформального, альтернативного образовании. Думаю, что сам феномен самообучения нужно исследовать. В России об этом мало информации. Но будем работать. Хорошо, когда есть что-то новое.

=======================

Читать дальше

Статья Алексея Семёнычева о социализации дома и в школе.

Поделиться