Без рубрики

Про анскулинг от первого лица.

Автор Анастасия Шумихина.

( пост из Фейсбука, источник по ссылке на автора)

Я написала пост несколько дней назад, что мой старший сын, не ходивший в школу никогда, сдал аттестацию за 11 класс (сдал хорошо очень) и, были вопросы. Попробую ответить на некоторые. Итак, вопрос первый:
— Как вы поняли, что вашему ребенку подойдёт анскулинг?
Ну, достаточно быстро ( хотя, я теперь думаю, что много времени ушло) стало видно, что даже на СО ребенок стал менее любознателен. Сын стал меньше читать, он перестал задавать миллион вопросов, стал меньше рисовать и даже забросил свою любимую глину. Совершенно исчезли запросы с его стороны на всё, что требовало умственного труда. Все любимые энциклопедии были заброшены.

Я же работала с детьми, я много лет наблюдала за тем, как дети развиваются и учатся. И я видела, что если ребенку создать среду и пригласить его, он пойдёт обязательно при интересе. Будет заниматься чем-то, что для него полезно. И для меня было тяжело смотреть как сын, всегда чем-то увлеченный, вдруг потерял мотивацию к учебе, вообще к каким-то занятиям.

Меня ужасно утомило, что мы должны быть в конфронтации. Это было самое трудное. Конфликтовать с ребенком и биться с ним только ради галочки. Чтобы государство было спокойно. Но мне не нужны оценки, чтобы любить ребенка и чтобы быть уверенной в его успехах. Тем более эти оценки очень сомнительные. Учебники составлены кое-как, в них куча ошибок. Много лишней информации, которая годами повторяется. Было много вопросов,- зачем это всё? Ради чего?

Через пару лет таких мучений,- а я ещё тогда была модератором в команде сайта и сообщества «Свобода в образовании», это было первое большое сообщество тематическое в ЖЖ,- я добилась того, что было возможно на тот момент и поняла, что истощена. Тогда, в начале 2010-х- это был такой экстрим, заявить, что вы хотите раз в год сдавать. Мне стоило огромных усилий добиться этого. Не раз в месяц, не раз в полгода, как хотела школа. На меня смотрели как на безумную, нам звонили из опеки, меня запугивали. И вот, добившись такой свободы, как выражается Битнер,- сменив оброк на барщину, я взяла детей и мы поехали в Азию. Были планы подготовиться там и вернуться.

И вот тут я вспомнила как мы жили раньше, до школы. Старший сын вновь стал читать, он задавал свои «обычные» тысячи вопросов в час. Он начал вести дневники, в которых писал свои наблюдения. Но, конечно, не сразу. Через несколько месяцев, наверное, через полгода » ничегонеделания». И я помню, что позвонила Olga Pisaryk , если не ошибаюсь, тогда мы ещё все вместе были в группе модераторов с Alexandra Strix и писали статьи, посты, популяризируя эту тему, делая её нормальной. А у Оли всё дети были на анскулинге. И я помню что я стою в доме, за окном индийский океан шумит, дети жгут костер и рассказывают какие-то истории, мы болтаем с Олей и я рассказываю, как стало всё хорошо и спокойно. И добавляю, что только одно тяготит- дамоклов меч весенней аттестации. И Оля, как сейчас помню, тогда сказала своим звонким весёлым голосом :» Ну и забери документы, не ходите больше в школу». И эта мысль легла тогда как семя в землю готовую. Я не могла её не думать с тех пор. Очень благодарна Оле за эту лёгкую мысль.

До этого времени я много читала про анскулинг и была знакома с несколькими семьями анскулеров. Конечно, больше всего успокаивало, что дети все были чудесные, живые, интересные. Я не знаю, чего я боялась. Какими они должны были быть. ))) Я слышала много рассказов вдохновляющих, как детей не заставляют, а они учатся. И для меня это было мечтой. Так как все такие люди жили где-то вне России. И законы им позволяли. Сейчас в России тоже можно так, но когда я забирала документы это был риск, к нам хотели прийти из школы, опеки. Мне пришлось что-то рассказать, что мы уезжаем в другую страну (это была правда) и нам нужны документы. Я готова была бороться за права, но я не хотела тратить на это время и силы.

Здесь большая благодарность всем анскулерам знакомым и моим друзьям, кто поддерживал анскулинг, хоть и был где-то между хоумскулингом и анскулингом. Извините, что всех не упоминаю, но помню каждого. ) Понимаете, когда у вас есть немного больше свободы, хочется ещё больше. Это нормально. И в такой момент, когда я не понимала, — я уже совсем или нет, что будет с детьми, может надо срочно опять в систему привычную — мне встретились в путешествии похожие люди. В Индии, например, мы познакомились с Таня Апет много общались и тогда решили обоюдно, что это хороший шаг. И по детям видно. Дальше было больше таких знакомых и это стало чем-то обычным. Когда вокруг много таких как вы, то нет вопросов и терзаний.

В какой-то момент я перестала сравнивать- нужно так или иначе. Ясно стало, что для нас это нормально. И было здорово, конечно, быть в сообществе. Когда дети общались между собой. Они придумывали какие-то приключения, делали опыты, занимались рукоделием. Наши друзья ставили спектакли потрясающие с детьми. Много европейцев, американцев так живут. Русских очень мало мы встретили в путешествии, кто анскулит.

У русских очень много тревоги, я сочувствую и больше не пишу про это всё посты. В России много страха в пространстве, государство нацелено постоянно всех наказывать, никто не знает по сути, что можно, а что нет. И люди перестраховываются, отдают в школы детей. Мне было полезно уехать из страны. Понять, что я не фрик, а вполне разумный человек, любящий своих детей. Пообщаться с такими же людьми.

В этом месте мне нужно, наверное, писать, что мои дети очень отличаются от других благодаря анскулингу или что они могли бы быть другими. Что они такие выдающиеся, потому что. Но у меня же нет наблюдения за двумя реальностями. Я вижу только , вот то, что точно отличает всех анскулеров, которых я знаю — детей никогда не надо заставлять учиться. Они достаточно легко расставляют приоритеты, ставят цели. Сами организуют себе обучение полностью.

Отличают своё «хочу» от чужого. Они сами решают сколько чего им учить и для чего им это нужно. Никаких отлыниваний нет. Мне часто говорили репетиторы, что дети удивительным образом любознательны. Потому что они знают, если они сами не захотят что-то сделать, их никто не заставит. Я даже пытаться не стала бы. И они решают для себя, а если нужно, то учатся. Мне хотелось этого, чтобы интерес к учебе не был потерян. И кажется, это получилось. И, наверное, было маркером все эти годы. Подходит анскулинг или нет. А может это просто удобно, исходить из себя, не подстраиваться под режим учебного заведения. Тут каждая семья решает для себя как лучше. Я хочу верить, что моим детям это было хорошо. По крайней мере, я не встретила как педагог и мама лучшей теории про обучение. И моя интуиция говорит то же- к каждому человеку должен быть свой подход. 

Поделиться