Альтернативное образование Наш опыт О семейном образовании самое главное

Принудительное школьное обучение, Тревожность и «Расстройства обучения»

Раннее академическое давление создает блоки обучения, диагностируемые как расстройства.

Питер Грей, американский психолог, автор книги «Свобода учиться»

Наши стандартные школы исходят из того, что все дети данного возраста должны усвоить одни и те же уроки одинаковым образом и в одно и то же время. Это предположение вопиюще ложно, и оно ведет к бесконечной агонии. В последние десятилетия школы все настойчивее пытаются втиснуть всех учеников, независимо от их интересов и личностных особенностей, в одни и те же квадратные дыры. Это не работает. Одним из результатов этого является растущая тенденция навешивать ярлыки на детей, которые не могут быть выдавлены, как неупорядоченные. Вместо того чтобы признать, что школьная система является неупорядоченной, ненормальной средой для обучения детей, неспособной приспособиться к нормальным человеческим вариациям, школьная бюрократия предпочитает называть детей неупорядоченными, то есть имеющими какую-то биологическую аномалию, такую как СДВГ или специфическое расстройство обучения (например, дислексия, дисграфия).

Исследовательская литература не поддерживает общее утверждение о том, что конкретные категории расстройств обучения представляют собой конкретные дефициты в мозге или даже конкретные когнитивные дефициты. Дети, которые получают ярлыки, — это дети с нормальным или выше нормального интеллекта, которые по какой-либо причине не усваивают навыки, преподаваемые в школе в соответствии со школьным расписанием и школьными методам.

Я описал результаты небольшого опроса родителей, чьи дети были диагностированы с дислексией в обычной школе и которые впоследствии были удалены из этой школы на семейное обучение. Все 10 респондентов, отвечавших критериям опроса, сообщили, что их ребенок, когда его впервые забрали из школы, испытывал сильную тревогу по поводу чтения, которая заставляла ребенка сопротивляться даже попыткам читать. Только с течением времени, когда исчезло всякое принуждение к чтению, эти дети начали проявлять интерес к чтению и готовность принять помощь в обучении этому.

Дети, отмеченные как неупорядоченные в обучении, страдают от высокой тревожности, которая препятствует обучению.

Другие исследования постоянно показывают, что школьники, которые помечены как имеющие специфическое расстройство обучения, страдают от тревоги—особенно тревоги, связанной с их академической работой—на гораздо более высоком уровне, чем другие школьники. Большое количество исследований показывает, что тревога тормозит обучение. Школы, почти по замыслу, являются фабриками для создания беспокойства. Представьте себе, что вы чувствительный ребенок, который по той или иной причине не совсем соответствует своим сверстникам в том, как правильно произносить слова на школьных уроках чтения. — «На самом деле, мне даже не нужно представлять это, я могу вспомнить. В младших классах я был одним из самых слабых читателей в классе и постоянно испытывал неловкость». Вас призывают читать вслух перед другими детьми, которые, кажется, все лучше вас. Ты замираешь. Ты хочешь кричать, хочешь убежать, но не можешь. Это верно независимо от того, насколько добр учитель. На самом деле, может быть и хуже, если учитель добр. Вы не можете винить этого доброго учителя, это все ваша вина.

       А теперь представьте, что вы, озабоченный малышу, который замирает от чтения, ставят диагноз «дислексия». Это может быть похоже на облегчение. – «О, значит, я вовсе не дура, просто у меня в мозгу образовалась какая-то дыра, из-за которой я не могу читать». Но это странное облегчение. Это не обязательно то облегчение, которое заставляет вас хотеть читать; это такое облегчение, которое может заставить вас подумать: “Ну, чтение — это не мое, зачем пытаться.” Диагноз может помочь вам в некотором смысле чувствовать себя лучше, но не лучше, когда вы читаете. Когда вас заставляют читать, старая тревога вполне может вернуться и проявиться в выражении ненависти к чтению, как это произошло с детьми, участвовавшими в опросе. Вот почему так много детей с диагнозом дислексии преодолевают свои проблемы с чтением, когда их забирают из школы и помещают в условия для самостоятельного руководства. Образование или спокойная домашняя среда обучения таковы: давление спадает. Никто не осуждает вас за то, что вы читаете. Люди ценят вас за то, кто вы есть, за все великие дела, которые вы можете сделать, и за вашу доброту.

Чтение — это еще не вся жизнь. В школе почти все обучение после второго или третьего класса зависит от чтения, но в других местах это не так. И так, тревога по поводу чтения снижается с удалением из школы, а потом, в какой-то момент, ребенок начинает читать.

Теперь я перехожу к одной из причин, почему диагностированные нарушения обучения продолжают расти. Сейчас мы пытаемся обучать академическим навыкам детей во все более раннем возрасте, в условиях все большего давления. Как общество мы приняли предпосылку, что чем раньше мы начнем учить чему-то, тем лучше дети будут учиться. Эта посылка неоднократно доказывалась как ложная, но мы слепо настаиваем на ней, как если бы она была истинной.

Хорошо контролируемые эксперименты показали, что попытки дать детям фору, обучая их в дошкольном или детском саду, приводят к обратному результату. К третьему классу те дети, которые в остальном не прошли раннее обучение, регулярно превосходят тех детей, которые его прошли—как в учебном плане, так и в социальном и эмоциональном.

Конечно, школьная бюрократия продолжает игнорировать подобные выводы. Легче спрятать голову в песок, чем сделать реальные изменения, которые пошли бы на пользу нашим детям.

Источник, где вы можете посмотреть подробнее статью и результаты эксперимента, который описывает Грей : https://www.psychologytoday.com/intl/blog/freedom-learn/202103/forced-schooling-anxiety-and-learning-disorders?fbclid=IwAR1SbOvwmZ-fhRdufyjTwnBOyL-BvaUc4Q7Jme0aQDbp7Udf9DaDiqf5ZZw

Поделиться