Домашняя образовательная среда

Домашняя образовательная среда. (Предисловие и 1 часть)

Нет, мы не будем делать из дома школу. Школа пусть останется школой, а дом домом.

Это книга о том, как организовать домашнее пространство  так, чтобы образование стало частью жизни  ребёнка,  так чтобы для ребёнка получение знаний было радостным и приятным. Школа не единственное место, где дети могут получить знание. Жизнь предлагает много вариантов.

Много лет я занимался изучением детей, учащихся на семейном образовании. Они не ходят в школу, родители учат их дома. Они совершенно здоровы, но родители забирают их из школ, чтобы учить вне государственных организаций. Трое моих детей тоже  учились дома. Многие истории и лайфхаки в этой книжке  взяты из нашей семейной жизни. Часть историй я узнал на своих консультациях у родителей, обучающих детей дома.

Собрав весь этот опыт, я увидел, что, конечно,  не все родители готовы учить детей сами, но многие хотят, чтобы ребёнок получал знания не только в стенах класса. Лайфхаки родителей, обучающих детей на семейном образовании, показались мне очень полезным для других родителей.  Эта книга — попытка поделиться, накопленными знаниями с другими семьями.

Понятно, что вам совсем не обязательно повторять всё, что я описал. Выбирайте только то, что вам покажется интересным для вашего ребёнка. Дети на семейном обучении, конечно,  не всё время проводят дома. У них много есть  кружки, спортивные секции, друзья. В этой книжке я собрал только то, что касается образовательной среды дома, то, что вы можете повторить вы  сами, если захотите.

Правильно организованная домашняя среда устроена так, что  участие родителей в обучении не слишком велико. Сама среда: расположение книг,  стола, окон, комнат, стен (стена — очень важна и нужна не только для здания, но и  для образования, вы это позже узнаете) — всё влияет на то, как будет ребёнок относиться к учёбе.

Даже наш дом мы использовали для того, чтобы понять как устроена архитектура послесталинского периода, поговорить об особенностях планировки «хрущёвки» и разбирали причины их строительства. Туалет — для разговора о коммуникациях, паркет для измерения площади и периметра, кухню — для опытов (о кухне потом будет подробнее).

Но родители —  не учителя. Родители —  помощники. Вы направляете, объясняете, показываете. Учите пользоваться пространством.  И тогда обучение покажет свой смысл — образование даёт возможность понимать то, что тебя окружает, учит, как работает мир.

Когда будете читать, обратите внимание, что в большинстве случаев мы организуем пространство так, чтобы ребёнку было удобно, чтобы он мог действовать без вас. Наша задача — показать, что знание может быть интересным, что учится можно с удовольствием, и  получать знания можно не только в школе. Весь мир, всё пространство вокруг наполнено открытиями.

Предоставьте ребенку как можно больше свободы, больше возможности самостоятельно решать, что ему сейчас интересно. Пусть всё пробует.  Так появляется самостоятельность и бесстрашие. Мы только объясняем и показываем, а когда поймёт, отходим в сторону и даем  возможность всё освоить самому.

По сути, это книга о том, как вырастить ребёнка, который сможет добывать знания сам, пользоваться для этого окружающей его средой, не бояться спрашивать и  искать ответы.

1. Книги и чтение

Родители уверены, что наличие книг гарантирует высокий интеллект. И это, возможно, так. Но недостаточно купить книжки, заставить ими все полки и ждать. Главное не само наличие книг, а умением ими пользоваться. Много книг всегда есть в семьях с высшим образованием, культом чтения и преклонением перед знаниями. Этот фактор более важен для образования детей, чем просто книга в ваших руках или на полке.

Если в вашей семье книги непросто стоят на полках, а активно используются, то у ребёнка шанс полюбить книги выше.  Однако, и активное использование книг не гарантирует любовь к чтению.  Интерес ребёнка тоже важен. Он может успешно использовать и видео, и аудио, что бы изучать мир. Об этом мы ещё поговорим. Есть много способов получать информацию.

Книги должны стоять на полках, лежать на видном месте, они должны цитироваться и читаться.

Изучая семейное образование, я заметил, что в семьях, где ребёнок много читает, самообразование и образование  проходят значительно проще. Не знаю ни одного случая, чтобы читающий ребёнок плохо учился дома. Именно чтение книг часто приводит к тому, что ребёнок довольно рано знает всю программу «Окружающего мира» и «Литературного чтения». Их знания могут и превосходить программу.

Позвольте ребёнку самому искать книжки в книжном магазине и принести домой. Запускаете его в магазин и даёте изучить полки. Пусть сам выбирает.

Можно требовать от ребёнка, чтобы он клал книги на постоянное место. Если вам это удалось сделать, вы достойны всяческой похвалы. Мне не удалось. Наши книги всегда валялись по всей квартире и бесконечно терялись.

Читайте книги вместе. Почему книги нужно читать непременно перед сном? Кто это сказал? Совсем не обязательно. Это же не снотворное. Найдите время днём. Перед обедом, например. Или днём, в выходные, или когда на улице дождь или пурга. В такие дни книги почему-то очень хорошо читаются. Старайтесь обсуждать прочитанное. Задавайте вопросы, слушайте ответы. Очень важно уметь говорить о книгах. Хорошо, если ребёнок может высказать своё мнение, а вы своё. Дайте ему поговорить, покажите, что вам важно его мнение.

Закладка в книжку. Это не пустяк. Подбирайте закладку, чтобы она была красивой, чтобы она сама по себе вызывала интерес.  Мы покупали закладки в музеях, в которые ходили. Потом эти закладки шли в книжки и напоминали нам о местах, где мы были.

Подставки для книг. В школах часто настаивают на них. Это верно. Глаза надо беречь. Не пренебрегайте этим предметом на столе.

Классическая картина:  мама (бабушка) с ребёнком в кресле или на диване читают книжку. Эта традиция благополучно сохранилась. Должно быть уютно и удобно, но не сонно.

Куда бы ваш ребёнок не залез с книжкой, всё хорошо. Главное, что читает. Я видел, как мальчик читал, залезая под стол. Мне это казалось невероятно неудобным. Но вот ему было  очень хорошо. Поставил вниз лампу и читал.

Прочитанные книги ставьте так, чтобы ребёнок их видел. Всегда можно сказать; «Посмотри, сколько книг ты прочитал за месяц!». А  вдруг юный читатель захочет взять книжку снова и почитать с вами или без вас. Они должна быть доступна для него.

Обычно детские книги убирают с полок куда-нибудь подальше, когда ребёнок вырастает, и они ему становятся не интересны. Если у вас накапливаются книжки и нет младших для повторного чтения, отдайте книги в библиотеку, подарите кому-нибудь. Обязательно обсудите это с вашим ребёнком! Не исключено, что он не захочет расставаться с книжкой, которую особенно полюбил. Тогда пусть стоит и радует глаз.

Если у вас несколько детей, то с полками нет однозначного решения. Я видел вариант, когда у каждого из детей была своя полка, и вариант, когда была совместная полка. Думаю, что это зависит от отношений между братьями и сёстрами и общностью или различием интересов. Если общие интересы-книги это то, что обсуждается и вместе читается, то и полка одна. Если разные (например, иногда у мальчиков и девочек не совпадает), то и полки для книг разные.

Поделиться