Актуальное Альтернативное образование Воспитание

Непрошеная оценка — враг творчества

Творчество расцветает в бесконтрольной, непредвзятой среде.

Автор Питер Грей, доктор философии, писатель

Последние два-три десятилетия уровень детского творчества снизился. Период, в течение которого жизнь детей, как в школе, так и вне ее, все больше контролировалась и регулировалась взрослыми авторитетами вырос.

Вот еще одно доказательство того, что свобода—включая свободу от непрошеной оценки-является существенным элементом расцвета творчества.

Лонгитюдные исследования показали, что дети, воспитанные относительно недирективными и непредвзятыми родителями, проявляют больше креативности, чем дети, воспитанные относительно директивными и непредвзятыми родителями.

 В классическом исследовании, проведенном в 1970-х и 80-х годах, Дэвид Харрингтон, Жанна Блок и Джек Блок оценили убеждения и практику воспитания детей родителями 106 детей дошкольного возраста (3,5-4,5 года), а затем, когда дети были в 6-м классе и снова в 9-м классе, попросили школьных учителей оценить их по ряду характеристик, относящихся к творчеству.

Когда дети были дошкольниками, исследователи оценивали степень контроля родителей во время взаимодействия родителей и детей в лаборатории, а также просили родителей описать свой собственный стиль воспитания с помощью метода Q-сортировки. Такие заявления, как следующие, были приняты для представления неконтролирующего, не осуждающего стиля:

-Я уважаю мнение своего ребенка и поощряю его высказывать его.

-Я считаю, что у ребенка должно быть время думать, мечтать и даже бездельничать.

-Я позволяю своему ребенку принимать многие решения самому.

В противоположность этому, такие утверждения, как следующие, были восприняты как контролирующий, осуждающий стиль:

-Я не позволяю своему ребенку сердиться на меня.

-Я стараюсь держать своего ребенка подальше от детей или семей, у которых другие идеи или ценности, чем у нас.

-Я не позволяю своему ребенку подвергать сомнению мои решения.

Оценка педагогами творческого потенциала детей, проведенная много лет спустя, включала в себя такие пункты, как:

-Находчив в инициировании деятельности.

-Любопытен, исследует, жаждет новых впечатлений.

-Интересный, арестованный ребенок.

-Становится сильно вовлеченным в то, что он делает.

-Стремится быть независимым и автономным.

-Уверен в себе, уверен в себе.

Результаты оказались весьма значительными. Дети, которые были воспитаны неконтролирующими , «несудящими» родителями, проявляли гораздо больше творческого потенциала в подростковом возрасте, согласно рейтингам учителей, чем те, кто был воспитан более контролирующими, осуждающими родителями.

Ожидание оценки тормозит творчество

В многочисленных экспериментах, проведенных в основном в Университете Брандейса, психолог Тереза Амабиль искала условия, которые могли бы увеличить или уменьшить креативность. В типичном эксперименте она просила участников—иногда детей, иногда взрослых-произвести какой-то творческий продукт.  В зависимости от эксперимента продукт может быть коллажем, или стихотворением хайку, или рассказом. Затем она оценила продукты на предмет креативности группой экспертов. Хотя творчество трудно определить, оно, по-видимому, его не слишком трудно распознать. Судьи были весьма последовательны в своих оценках, хотя и проводили их совершенно независимо. В общем, судьи считали творческими те продукты, которые были оригинальны и удивительны, но в то же время были в какой-то степени удовлетворяющими, значимыми и последовательными.

В некоторых из этих экспериментов Амабиле говорила некоторым участникам, что их продукты будут оцениваться на предмет креативности группой экспертов. Кроме того, для некоторых она сказала, что их продукт будет участвовать в конкурсе и призы будут вручены тем, кто будет признан самым креативным. Другим участникам ничего не было сказано об оценке или о каких-либо последствиях для творческой или нетворческой деятельности.

Результаты этих экспериментов были вполне последовательными. В эксперименте участники, которые делали самые креативные продукты, были те, кто не знал, что их продукты будут оценены. Они просто играли, не заботясь о суждениях или наградах.

В физически сложных задачах, таких как поднятие тяжестей, и в утомительных задачах, таких как подсчет бобов, мы делаем лучше, когда нас оценивают, чем когда нас не оценивают. Но в задачах, требующих творчества, новых озарений или новых знаний, мы справляемся лучше, когда нас не оценивают—когда мы просто играем, а не испытываем стресс, не боимся неудачи.

Оценка обычно способствует усилиям—потому что мы хотим произвести впечатление на оценщика,—но усилий недостаточно для творчества. Вы не можете стать более творческим, просто стараясь усерднее. Чтобы быть творческим, вы должны отстраниться от себя таким образом, чтобы полностью задействовать определенные бессознательные ментальные процессы—процессы, которые порождают необычные ассоциации и новые идеи. Эти бессознательные процессы работают лучше всего, когда вы играете, а не когда вы стремитесь к похвале или какой-то другой награде.

Два противоположных Психических состояния: Игривое и Вызванное стрессом

На основе многочисленных исследований влияния эмоций на выполнение задач психолог Барбара Фредриксон разработала то, что она называет “теорией расширения и построения положительных эмоций”.

Согласно ее теории, положительные эмоции расширяют наше восприятие и мышление, позволяя нам видеть то, чего мы не видели раньше, и объединять идеи и информацию новыми, творческими, полезными способами.

В противоположность этому, согласно Фредриксону, отрицательные эмоции сужают наше восприятие и мышление, прежде всего для того, чтобы сосредоточиться на стимуле, который вызвал эмоцию,—грозном тигре, ненавистном враге, оценщике или негативных последствиях неудачи.

Оба эти способа восприятия и мышления полезны; оба являются продуктами естественного отбора. Когда мы не сталкиваемся с непосредственной угрозой нашему выживанию, мы используем свой разум, чтобы строить себя и наше сообщество—учиться, творить, находить новые способы делать вещи, помогать друг другу. Напротив, когда мы сталкиваемся с непосредственной угрозой, мы, естественно, используем свой разум, чтобы справиться с ней.

Если тигр преследует вас, лучше всего использовать хорошо изученные или привычные способы бегства от тигра, а не придумывать новые творческие способы. Творческие пути всегда рискуют потерпеть неудачу, поэтому мы биологически устроены так, чтобы отсекать творчество, когда неудача имеет серьезные последствия.

Оценка, когда ее не требуют и когда она имеет последствия, как это происходит в школе, — это угроза. Она сужает кругозор и тормозит процессы “созидания”, препятствует новому обучению, новым озарениям и творческому мышлению—тем самым процессам, которые, по мнению некоторых людей, должна поощрять школа.

Мне нравится теория Фредриксона, но я предпочитаю называть ее “теорией расширения и построения игры.” Я прочитал результаты исследования и пришел к выводу, что позитивные состояния ума, которые расширяются и развиваются, — это игривые состояния. Игривость по самой своей природе- это состояние, в котором мы не боимся неудачи и можем свободно пробовать новые творческие ходы. В игре мы позволяем нашему воображению сливаться с нашей логикой.

Поэтому неудивительно, что дети становятся все менее творческими по мере того, как наши школы все больше сосредотачиваются на тестировании и оценке. Для тех, кто серьезно относится к школе, непрерывное тестирование и оценка создают постоянную угрозу. Умы студентов сосредоточены на угрозе: как мне справиться с этим тестом? Как мне угодить этому учителю? В таких условиях трудно быть творческим.

Источник

https://www.psychologytoday.com/us/blog/freedom-learn/201210/unsolicited-evaluation-is-the-enemy-creativity?fbclid=IwAR2qdF3XzxEkj7pUKEW_3twJJ4iKeJ5jSgcPleM8G35eAZMKe81MIWWU6Pk

Поделиться