Альтернативное образование Альтернативные школы Демократическое образование

Наши социальные обязательства: образовательные возможности без принуждения

Как мы можем давать универсальное образование, не используя принуждение

Автор Питер Грей, автор книги «Свобода учиться», доктор философии, профессор-исследователь Бостонского колледжа. Его исследования и публикации сосредоточены в первую очередь на естественных способах обучения детей и ценности игры. Он является одним из основателей некоммерческого альянса за самоуправляемое образование и членом правления некоммерческой организации Let Grow.

Дети обучаются сами. Дети биологически устроены для самообучения. У них есть инстинкты, чтобы исследовать; чтобы наблюдать; чтобы подслушивать разговоры старших; чтобы задавать бесчисленные вопросы; чтобы играть с артефактами, идеями и культурными навыками, и всё это служит образовательным целям. Те, кто регулярно читает этот блог, знают, что это основная мысль всех моих постов.

Школы в том виде, в каком мы их знаем, постоянно мешают самообразованию детей. Заточив детей и подростков в школы, где их распределяют по кабинетам в соответствии с возрастом так, что у них нет возможности выбирать себе приятелей, где они не могут отстаивать свои интересы, но вместо этого обязаны подчиняться диктату учителя и временным рамкам, определяемым звонком, мы мешаем их самообразованию. Детские способы получать образование требуют свободы. Те, кто постоянно читает этот блог, знают, что это мой второй тезис.

В этом посте я немного расскажу о том, что ученикам нравится в школе, в той степени, в какой им вообще может что-то там нравиться, и обрисую свои мысли о том, как наше общество может удовлетворить их желания и предоставить им возможность хорошего самообразования без принуждения.

Что ученикам НРАВИТСЯ в школе
Большинство учеников наших общественных и частных школ не имеют о них строго негативного мнения. Я пока не проводил формального опроса, но мои неформальные наблюдения позволяют сделать выводы, что ученики иногда или часто рассказывают о следующих вещах, которые им нравятся в школе:

Возможность с кем-нибудь подружиться и проводить время с друзьями. В последние несколько десятилетий, по мере того, как взрослые приобретают всё больший контроль за жизнями детей (например, см. этот пост), детям всё сложнее знакомиться с другими детьми и заводить друзей. Школа — это одно из мест, где собирается много детей, и в свободное время — перед занятиями, за обедом, на больших переменах (в тех школах, где всё ещё бывают большие перемены) они могут поговорить и поиграть вместе. Распределение детей по классам и школам в соответствии с возрастом не даёт им возможности заводить друзей среди разных возрастных категорий, но по крайней мере, в школе у них есть возможность познакомиться и подружиться с детьми того же возраста.

Возможность побыть без родителей. Некоторые из детей — те, чьи родители властные, или гиперопекающие, или (в крайних случаях) склонны к жестокому обращению — рады возможности сбежать от родителей на целый школьный день. Даже дети самых замечательных родителей, каких только можно себе представить, нуждаются в свободном времени, чтобы узнать, как обходиться без родителей и как решать проблемы самостоятельно. В культурах охотников и собирателей, где дети могут весь день делать всё, что они хотят, чаще всего дети, начиная с четырёхлетнего возраста, проводят время с другими детьми, без присутствия взрослых. Так они учатся независимости и самоуправлению.

У детей в наших школах нет такой независимости, так как ими управляют учителя, но по крайней мере они находятся вдали от родителей и могут справляться с другими обстоятельствами, отличающимися от тех, что дают им родители.

Возможность избежать бедности или других ограничивающих условий. Один из комментаторов моего недавнего поста вскользь заметил, что некоторые дети используют школу в качестве «убежища». В нашей местной газете недавно была статья о девочке из обедневшего района Бостона. Папа её бросил, мама умерла от ВИЧ, многих из её друзей убили или она потеряла их по другим причинам, связанным с бедностью, и теперь она «пробивается» при помощи школьной системы. Она звезда старшей школы, так как очень инициативна, и движется в направлении колледжа. Такие истории напоминают нам о необходимости убежищ для тех, кто родился в бедности.

Нам нужны убежища, которые работали бы лучше, чем наши обычные школы.

Как известно, наши школы не соответствуют нуждам большинства детей из бедных районов. Только некоторые могут воспользоваться этим убежищем; а домашнее обучение для них не выход.

Знакомство с новыми идеями и новыми способами мышления, обучение ценным навыкам. Чаще всего ученики говорят о том, что им в школе скучно, что они тревожатся по поводу тестов или злятся по поводу того, что им приходится тратить так много времени на выполнение бессмысленных домашних заданий, что у них остаётся мало времени на жизнь. Но, с другой стороны, иногда они говорят о новых идеях, услышанных в школе, о том, как эти идеи их вдохновили, или о том, какое они получили удовольствие при обучении в школе новым навыкам, или о радости от чтения книги, с которой их познакомили в школе. Некоторые учителя лучше других справляются со скукой и беспокойством по поводу оценок, они находят способы заинтересовать учеников, и ученики их очень ценят.

К сожалению, ученики почти никогда не выбирают себе учителей, поэтому такая возможность обогащения зависит от удачи.

Но даже самые лучшие учителя вызывают интеллектуальный интерес у своих учеников всего лишь в небольшой промежуток школьного времени, частично потому, что от учителя требуют знаний по стандартной школьной программе и проведения стандартных тестов.

Но даже самые лучшие учителя вызывают интеллектуальный интерес у своих учеников всего лишь в небольшой промежуток школьного времени, частично потому, что от учителя требуют знаний по стандартной школьной программе и проведения стандартных тестов.

Как мы могли бы, если бы хотели, предоставить всем детям возможность хорошего самообразования без принуждения?

Думаю, никого не удивляет, что вещи, которые детям больше всего нравятся в школе, входят в перечень вещей, необходимых им в первую очередь для качественного самообразования. Дети жаждут обучения, но жаждут его на их собственных условиях. Они хорошо обучаются в условиях контроля, но так же, как вы или я, они часто обижаются, если кто-то пытается их контролировать. Для того, чтобы дети обучались, нам нужно предоставить им возможности. Нам нужно дать эти возможности не только для богатых семей или семей из среднего класса, но и для бедных в том числе.

Если коротко, в моих мечтах о будущем я вижу, что вместо школ в том виде, в каком мы знаем их сейчас, мы создадим систему общественных центров, открытых каждому, где дети — и взрослые, если захотят — смогут играть, исследовать и обучаться. По возможности будут леса и поля, где дети смогут побыть вдали от взрослых и самостоятельно заниматься исследованиями. Будут доступны разные инструменты обучения, включая компьютеры. Частью каждого центра будет городская библиотека. Местные жители, представители разных профессий, будут уделять какое-то время проведению уроков для тех, кто хочет их посещать. Это будут уроки музыки, искусства, физкультуры, математики, иностранных языков, кулинарии, управления бизнесом, экономической грамотности и всего остального, что люди сочтут увлекательным, интересным или важным. В центре будут местные театры и музыкальные группы, и люди всех возрастов смогут формировать новые группы, в зависимости от их интересов.

За суммы гораздо меньше тех, что сейчас тратятся на принудительное образование, мы могли бы построить прекрасные центры, с заманчивыми возможностями для самообразования. Дети бежали бы в эти центры, потому что там их друзья, там можно играть и заниматься исследованиями. В центрах было бы всё, что может предложить наша культура, и дети — и взрослые тоже, по желанию — могли бы предлагать свои образцы. Детали по конструкции каждого центра и предложения обсуждались бы локально, в рамках каждого сообщества, демократическим путём. Покупка оборудования была бы связана с потребностями, а не с результатами чьих-либо первоочередных ожиданий. Персонал нанимался бы на ограниченный срок, в соответствии с демократической процедурой, чтобы удостовериться, что персонал соответствует нуждам участников. Постоянных штатных должностей не было бы.

При наличии таких центров мы смогли бы доверять детскому инстинкту самообразования. Дети узнали бы то, что им нужно знать для становления успешными взрослыми в нашей культуре, они смогли бы глубоко развить свои интересы, и это привело бы их к карьере, которая играла бы за них, а не давила их.

Перевод Елены Арчаковой.

Источник https://www.psychologytoday.com/intl/contributors/peter-gray-phd

Поделиться