«Младшая дочь у меня немного необычная. Или, как теперь говорят, не системная».
Автор интервью Полина Гольник
Приветствую каждого. Сегодня история Эмилии из Иркутска и ее семьи.
Эмилия, расскажи, пожалуйста все, что сочтешь нужным о вашей семье. Что любите, кто чем занимается и т.д.
Живем в Иркутске, недалеко от славного озера Байкал. Мы с мужем уже много лет работаем в редакции местного издательства, он – главный редактор, я занимаюсь компьютерной версткой и сайтами компании. Там и познакомились, и семью создали. Для каждого это второй брак. У меня от первого брака сын и дочь (их отец погиб еще в 91-м). Сын – программист, вынужден был с женой уехать из страны после начала известных событий, «которые нельзя называть», дочь – юрист без опыта работы по специальности, зато с тремя детьми (сын школьник 14-ти лет и полуторагодовалые двойняшки сын и дочь). И наша младшая дочь Александра. Старшим детям 34 и 33 года, младшей – 14. Да-да, Александра и ее племянник – ровесники, родились с разницей 11 дней. Они и росли почти вместе.
Чем дышим? Любим читать (у нас большая библиотека, хватит на всю оставшуюся жизнь, и не только нашу), ходить в наш музыкальный театр, филармонию и органный зал. В последнее время живем надеждами на то, что «вот это всё» скоро закончится, хотя надежды призрачны, но это уже разговор совсем о другом. Хотя сейчас все разговоры так или иначе сводятся все равно к этому… И конечно, мечтаем, чтобы хватило сил и здоровья поставить младшую дочь на ноги. Но прямо сейчас прилагаем все усилия, чтобы купить дочери профессиональный аккордеон, который стоит «как сбитый боинг».
О младшей дочери немного подробнее. Для нас с мужем это подарок судьбы – родилась она, когда мне было 45, еще и в Благовещенье. С ней и связаны в последние годы наши мысли, мечты, планы… и просто вся жизнь.
Лет в пять обнаружили нарушение слуха, лечили, но все же пришлось надеть слуховые аппараты. К счастью, это не помешало ее музыкальным способностям – дочь успешно играла и пела на сцене детского музыкального театра, занималась в музыкальной школе. В музыкальную школу захотела пойти сама, я даже сначала была против, тем более была против такого выбора инструмента – аккордеон. Но мои уговоры оказались бессильны. В итоге дочь все эти годы занималась игрой и на аккордеоне, и на фортепиано дополнительно с репетитором. В этом году получила свидетельство об окончании музыкальной школы с отличием. Лауреат городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов, трижды обладатель Гран-при, дважды стипендиат мэра города, стипендиат губернатора.
А как принимали решение о семейном образовании?
Моя мама всю жизнь проработала редактором в книжном издательстве, сейчас она главный редактор в музее декабристов, редактор серии книг «Полярная звезда» о декабристах. Мой муж историк, политолог и, как я уже писала, главред в местной газете. Вот уже три месяца сам ничего не пишет, понятно почему. Хотя интервью на свой страх и риск разным изданиям дает. Мы бы тоже уехали, да некуда и не на что, в нашем возрасте нигде уже не устроиться. Я про работу, конечно. Сын с женой уехали, у них профессия и квалификация позволяет. Тоже все здесь бросили. А мы, видимо, будем ждать, когда придут…
На СО ушли неожиданно, хотя я с интересом читала о нем к тому времени. Но не знаю, решилась бы или нет, если бы не одно обстоятельство. Школу, в которой училась дочь, снесли из-за нарушения фундамента. Детей классами распределили по ближайшим школам, но смена оказалась очень неудобная: дети уходили из дома в 11 часов, возвращались в 16. Наша музыкальная школа в это расписание никак не укладывалась. И мы решили на время строительства новой школы (обещали всего пару лет) уйти на СО. Вот так в начале третьего класса началась наша новая жизнь. Аттестации сдавали по полугодиям в виде тестов и впр, приносили рисунки и поделки. Третий и четвёртый класс сдавали в достаточно комфортных и доброжелательных условиях. Школа тем временем построилась. Хорошая, современная, с бассейном. Но желания вернуться почему-то не возникло.
Надо сказать, что младшая дочь у меня немного необычная. Или, как теперь говорят, не системная. Более непосредственная, чем принято, при этом очень общительная и открытая. К тому же у нее проблемы со слухом, из-за которых она вынуждена носить слуховые аппараты. Все это вместе отражалось на ее общении со сверстниками, друзей и подруг практически не было. Сейчас, конечно, она повзрослела, и это её «не от мира сего» ушло, но в то время это тоже сыграло роль в нашем переходе на СО.
За два года мы почувствовали разницу в обучении в школе и дома. Могли утром вставать позже, учиться спокойно по удобному графику, уделять больше внимания и времени занятиям музыкой. Дочь по четыре-пять часов в день играла на аккордеоне и фортепиано, участвовала в конкурсах, выступала на концертах. И при этом стало больше времени на чтение книг. И мы решили продолжить СО. Вернее, это было решение дочери, мы его просто поддержали.
Средняя школа встретила нас как-то не очень радостно. Завуч сразу обозначила своё отношение, заявила, что все условия и требования к аттестации по всем предметам будут известны за три дня до самой аттестации.
Я не большой любитель «бодаться», поэтому не стала заключать договор со школой, и мы полностью ушли на онлайн. Сначала попробовали «Интернет-урок» и некоторые предметы самостоятельно. Но «Интернет-урок» дочери не понравился – скучно и нудно. Потом я узнала про «Фоксфорд», взяли несколько курсов на пробу, и за следующий учебный год дочь изучила программу 5 и 6 класса. Летом в «Фоксфорде» тогда можно было заниматься бесплатно. И дочь за лето прошла программу 7 класса. К сентябрю мы заключили договор с «Фоксфордом» на обучение в Домашней школе, и два года дочь с удовольствием училась в этой школе, в этом году закончила 9 класс. Правда, ОГЭ решили сдавать в следующем году, запас времени есть, торопиться некуда.
Следующий год посвятим подготовке к ОГЭ и вступительным экзаменам (дочь уже начала заниматься с педагогом из колледжа). Плюс тренировки в спорт зале и некоторые предметы 10 класса в «Фоксфорде».
Вы очень интересно рассказываете. Но ведь не могло же обойтись вообще без сложностей? Какие трудности были?
Трудности были при переходе в среднюю школу. Я немного говорила об этом выше. Аттестация должна была быть годовая. И конечно, требования должны были озвучить до заключения договора или хотя бы в первые дни учебного года. Но сказали, что нам все условия, требования и учителей, которые будут принимать аттестацию, объявят за три дня до аттестации. Это же абсурд. Тогда мы и заключили договор с московской онлайн-школой.
Других сложностей пока не было. Конечно, в учебе не всегда всё гладко, но это мелочи, которые легко исправляются. Бóльшую часть предметов дочь изучает в «Фоксфорде», физику – на ютьюбе с Павлом Виктором (известный учитель из Одессы), английский с репетитором. По истории в следующем году решили смотреть уроки с Тамарой Эйдельман.
Самая большая сложность – это финансовая, конечно. Зарплаты у нас небольшие, а сейчас ещё и урезанные наполовину… Надеюсь, все наши усилия не пропадут. Сейчас ещё и на аккордеон собираем–- инструмент Александра выбрала дорогой (стоит около миллиона рублей и больше). Когда-то примерно так же вкладывалась в сына, зато теперь он востребованный программист. В любом случае задача родителей – дать удочку, рыбы наловят сами.
И конечно, мой рабочий график позволяет уделять достаточно времени своему ребенку. Я с ней на все занятия все годы ездила, аккордеон за ней носила, да и дома контроль был. Хотя дочь сама учиться любит, ей большого контроля и не надо было.
Для успешного СО, на мой взгляд, необходимы несколько условий. Самое главное – обязательная вовлеченность родителей. Остальное не обязательно, но желательно – финансовые ресурсы (пусть и небольшие, но все-таки нужны), одобрение со стороны всей семьи (без этого трудно психологически) и отношение к учебе самого ребенка (очень много зависит от его личных качеств от того, как родители построят учебный процесс).
У нас немного особый случай. Во-первых, ушли на СО по необходимости. За первый год вся семья увидела, что можно учиться в удобном графике и при этом эффективнее. Во-вторых, у дочери была цель: она с первого класса мечтает о профессии музыканта. А значит, и личная ответственность выше, отсюда желание заниматься и получить хороший аттестат.
А у внука опыт СО неудачный. С малышами-двойней у мамы очень мало времени на старшего, с финансами сейчас тоже туго (ипотека и пр.), у него самого заинтересованности ноль. Так что, скорее всего, вернется в школу. Но с таким его отношением и в школе будут проблемы. Думают пока.
Не знаю пока, какие сложности у возникнут в следующем году при прикреплении Александры к школе для сдачи ОГЭ. Как отнесутся, заставят ли досдавать какие-то дополнительные предметы, проект… Посмотрим.
У нас сложности возникают при соприкосновении с системой. Когда мы вне ее, мы прекрасно справляемся сами.
Пожелаете что-нибудь родителям, которые сейчас только пытаются принять решение о переходе на СО?
Советы банальные. Не надо никогда бояться начинать что-то новое, это и про СО. Но при этом надо рассчитать свои силы и возможности. И главное понять, для чего это. Ребенку и родителям. Свобода – это не только удовольствие, это ещё и ответственность. В данном случае за судьбу своего дорогого ребенка.
И если вдруг не получилось, не надо отчаиваться, всегда можно вернуться и наверстать. Хотя мне кажется, что таких случаев совсем немного.