Мамы на СО
Автор Ольга Давыдова
Я решила написать именно «мамы», так как папам моя помощь обычно не нужна. А мамы – существа, которых вечно обуревают разные беспокойства. Так как я сама проходила все основные стадии родительства, а потом несколько лет консультировала мам, то мне все эти процессы знакомы и изнутри, и снаружи.
Семейное образование – тема сама по себе довольно нервная, кто-то даже может считать, что оно невозможно. А у кого-то возникает необоснованная эйфория. Я думаю, что всем понятно, что оба варианта мешают объективно воспринимать происходящее.
Итак, семейное образование начинается тогда, когда только вы начинаете быть в ответе за полученное ребёнком образование. Это гораздо бОльшая ответственность. Со всеми вытекающими последствиями.
Первое и главное: если вам небезразлично, какое образование получает ваш ребёнок и получает ли что-то вообще, а в школе вы не прижились, то на СО вам будет лучше, чем в школе. Лучше – не значит проще, лучше – это правильнее. Если сказать по-другому, то на СО труднее, но легче. Труднее, потому что в ребёнка сначала нужно вложить максимально много труда; легче, потому что ощущение тяжести, постоянного давления в большинстве случаев дома меньше в разы.
И ещё, я говорю про нормотипичных и почти нормотипичных детей. Для детей, ощутимо не попадающих в «норму», не все так однозначно. С ними всегда всё индивидуально, а порой ещё и непредсказуемо.
Начнём с неприятного. Что, скорее всего, будет из того, что вам не хотелось бы.
Во-первых, первые год-два-три нужен постоянный контроль за ребёнком. Причём «умный» контроль, приучающий к самодисциплине. Не «садись за уроки», а «посмотри, что тебе ещё сегодня нужно сделать» или «найди все задания, которые тебе непонятны».
Во-вторых, важно думать на опережение. На СО время можно и нужно распределять аккуратно. Всё, что быстро учится, учить быстрее или углублённее. Всё, что даётся труднее, прорабатывать и перерабатывать под ребёнка.
В-третьих, в начальной школе и примерно до 5-6 класса вы будете в курсе того, что учит ваш ребёнок. Иначе вы не сможете указать ему верное направление в размышлениях. Это порой совсем неинтересно.
В-четвёртых, нужно будет снова, снова и снова разговаривать с ребёнком о целесообразности обучения, придумывать аргументы ко всем «а зачем мне это учить?» Рецептов здесь нет, что весомо для одного, то совершенно неприменимо для другого.
В-пятых, вам нужно будет кардинально пересмотреть взгляд на процесс и результат обучения. Любой способ что-то выучить хорош, если он работает. В прыжке, на прогулке, перед сном, сочиняя кричалки… Вообще что угодно… А про оценки проще всего забыть, то есть исключить их из приоритетов вообще. Кстати, тогда дети учатся ровнее, стабильнее.
Бонусом ко всему прочему может явиться постоянное отвечание на одни и те же довольно плоские вопросы, как то: социализация, успеваемость, а зачем и почему вам больше всех надо и т.д…
Плюсов, конечно, намного больше.
Для детей:
— свободный график: вы можете учиться тогда, когда вам всем это удобно
— отпуск/каникулы в любой момент: вы не зависите от школьного расписания
— основательные знания: дети на СО намного лучше помнят программу за предыдущие классы, потому что действительно стараются разобраться. И поэтому легче понимают новый материал.
— самостоятельность: средний СОшный ребёнок намного самостоятельнее среднего школьника, он сам в состоянии решить многие сложности как в обучении, так и в жизни
— умение планировать: к 6-7 классу средний ребенок на СО умеет сам примерно распределять учебную нагрузку
— понимание цели обучения: дети могут объяснить, зачем они учатся
— более очевидный выбор профессии: из-за вышеперечисленных обстоятельств дети сами начинают понимать, какая деятельность им ближе, причём в более раннем возрасте
— лёгкость в общении с людьми любого возраста: так как не было недоверия к школьным учителям и замкнутого коллектива сверстников, СОшники обычно легко разговаривают со взрослыми и детьми любого возраста.
— широкий кругозор: банально остаётся больше времени на интересы
— отсутствие привычки к унижению: не уверена, что это вообще нужно пояснять
— собственное мнение: на СО оно приветствуется родителями
— улучшение (неухудшение) здоровья: проходит психосоматика
— любознательность: опять же из-за наличия свободного времени и отсутствия страха перед новым
— иногда даже учёба с искренним интересом: и такие бывают и нередко
Для родителей (не буду пояснять, всё очевидно):
— нет домашки на 6 часов
— никаких поделок типа «Здравствуй, осень, Новый год!»
— меньшие траты (в большинстве случаев)
— сохранение нервных клеток
— ребёнок впитывает семейные ценности
— отношения с ребёнком ровнее и ближе
— разговоры не крутятся только вокруг школы
— вы становитесь более образованными (многие мамы об этом рассказывают)
— никто вам не рассказывает, какой ваш ребёнок необучаемый
— больше времени для наблюдения за ребёнком
Есть ещё, но, я думаю, и этого вполне достаточно. Конечно, плюсы проявляются не у всех равномерно. Я беру свои обобщённые наблюдения за детьми и родителями.
И в конце моя любимая рубрика «Советы для воображаемых собеседников».
1. Не бойтесь пробовать. Вернуться в школу можно всегда (хотя я и не приветствую такой поворот), а вот опоздать на СО можно. Ребёнок к 7 классу теряет всякий интерес к учёбе и больше даже не пытается осмыслить происходящее, даже если старательно делает вид.
2. Изобретайте. Это важнейшая составляющая СО. Не ограничивайте себя методичками и школьной программой.
3. Не ищите рецептов. У каждого они свои. Чужой рецепт может вам навредить.
4. Ошибайтесь. Так вы приобретаете нечто бесценное – опыт.
5. Много разговаривайте с ребёнком. Не умеете – учитесь вместе. Связь должна быть двусторонней.
6. Учитесь постоянно. Покажите ребёнку, как это делается.
7. И как завещал великий ̶Л̶е̶н̶и̶н̶ Летов: «Убей в себе государство!» Это я про школу в голове)
Источник https://www.facebook.com/groups/protyv/permalink/2332472363641098/