Свой опыт

Как поступить в школу “Летово” после домашнего обучения

Автор интервью Анна Комаровская

Знакомьтесь, Ольга Шалина, мама четырех мальчиков, двое из которых поступили в престижные учебные школы страны после домашнего обучения. 

Ольга — преподаватель, магистр математики и физики Московского физико-технического института (МФТИ), с 2015 года организатор собственной образовательной студии. Живет со своей семьей в Ставрополе.

Ольга, здравствуйте, задам сразу главный вопрос: скажите, пожалуйста, в чем секрет обучения ваших детей. Ваш старший сын после домашнего обучения поступил в школу “Летово”, а второй сын поступил в республиканский лицей Саранска, что тоже очень престижно и требует от ребенка большой работы. Как это возможно?

Все мои дети учились с первого класса на семейном обучении, они не видели школы. Часть предметов после 5-6 класса они учили в онлайн школах. При этом, как правило, одним предметом дети занимаются много и постоянно, а другой предмет они учат только для аттестации. И я не мешаю, я знаю, что если ребенок погрузился в предмет, то он сделает огромный скачок в нем. И так и происходило.

Вот только сейчас мы узнали, что третий сын прошел по конкурсу и поедет в лагерь “Сириус”, два старших ребенка уже съездили в этот лагерь. У него самый лучший результат по Ставропольскому краю. Последние три месяца он занимался только математикой, выигранный конкурс — результат именно погружения в предмет.

Мы не готовились к этим школам специально, дети занимались теми предметами, которые им нравятся, и потом я увидела, что старшие дети хорошо занимаются математикой, физикой и английским и предложила им попробовать свои силы. На мой взгляд, секрет именно в том, чтобы позволить детям погружаться в один предмет, не отвлекаясь на другие. 

Также было с английским языком у старшего сына, он увлекся, создав себе языковую среду, смотрел фильмы на английском, читал Стивена Кинга, Гарри Поттера в оригинале, и как результат, он сдал экзамен по английскому языку на Кембриджский сертификат уровня Advanced (C1).

С “Летово” — это был челлендж, потому что поступить туда практически нереально.

Как поступил туда старший сын, для меня до сих пор загадка, но у него получилось, он проучился год и решил вернуться домой.

Почему, разве из таких школ уходят? Как на это реагировали Вы?

Дело в том, что в этой школе очень много разных предметов. Он был недоволен тем, что много времени тратит на посторонние предметы, которые ему не нужны. На семейном обучении он имел возможность заниматься четырьмя предметами, которые ему нравятся, а все остальные предметы учить для аттестации. В “Летово” получилось, что у него огромное количество времени уходило на предметы, которые он не хотел изучать. Мне было очень жаль, что он принял решение уйти, но пришлось смириться. При этом он был доволен школой, занимался в кружке видеомонтажа, прекрасно его освоил, занимался бальными танцами. И на самом деле, там хорошая школа, чудесные учителя, но она не для него. Сейчас он учится дома.

А второй сын, где он учится? Как он вписался в систему после домашнего обучения?

Второй сын сильно отличается от старшего, он очень общительный ребенок. Он поступил в республиканский лицей Саранска, и представьте себе, человек, который никогда не ходил в школу, сразу стал старостой в классе. Он продолжает обучение, живет в интернате при школе, приезжает домой на каникулы, ему нравится следовать правилам, системность, но, с другой стороны, я вижу, что профильные предметы пошли на спад, азарт к математике он потерял. 

Такой необычный выбор для ребенка: из домашней и комфортной среды пойти  в интернат. Как это возможно?

Надо сказать, что у меня отнюдь не домашние дети в классическом понимании, у них много интересов, они ходят в походы, на разные занятия, у них богатая социальная жизнь. Второй сын хотел учиться именно там, он самостоятельно готовился, трудился, каждый день решал олимпиадные задачи. Это было похоже на спортивный интерес, он хотел проверить, насколько он взрослый.

И надо сказать, что он прекрасно вписался в лицей, он очень сильно повзрослел за эти два года учебы в лицее, он сам покупает себе продукты, один летает на самолетах, планирует путешествия.

Ольга, у вас четверо детей, все на домашнем обучении. Вам приходится выступать менеджером для детей? Сколько времени мама тратит на обучение детей?

Я — работающая мама, 4 дня в неделю я работаю в образовательной студии очно, 2 дня в неделю — онлайн. Я занята и мало времени провожу времени со своими детьми. Последние 7 лет я развиваю свою образовательную студию. Когда дети маленькие, им нужно много внимание, но после 10 лет, дети никак не ограничивают маму. Есть контролирующие мамы, но это не мой вариант.

Дети могут пойти со мной в студию, но я работаю, я занята уроками. Они ставят меня в известность, куда идут, что собираются делать, но в моей голове нет плана, чем сейчас конкретно занимаются дети, кто и что делает. 

И все-таки спрошу про мотивацию, как детей мотивировать учиться? Исходя из собственного опыта могу сказать, они не всегда этого хотят.

Дети разные, и если старший сын был просто подарок в плане учебы, он сам садился и решал задачки в 7 лет, то с младшими иначе, и мы объясняем детям, что если не учиться дома, то придется каждый день ходить в школу, и не будет вот такой свободы, как сейчас. Кроме того, за сдачу аттестации у нас полагаются подарки. Мы отмечаем аттестацию как праздник.

Хотела бы спросить о стоимости домашнего обучения? Потому что многие мамы думают, что обучение дома очень дорогое, что придется бесконечно платить репетиторам. 

Здесь действует такой принцип: либо ты вкладываешься, своим временем и вниманием, помогаешь ребенку и приводишь его к тому, что он делает сам, либо, в сложных случаях, ты обращаешься к репетитору. Даже если рассматривать помощь со стороны, я более склонна к групповым занятиям, а не репетитору.

Я изначально строила систему так, чтобы они учились по пособиям или онлайн программам, и это бесплатно. На самом деле, очень много доступных ресурсов для обучения, которые можно использовать и пройти программу школы. 

Репетитор — это точечное вмешательство, например, для подготовки к олимпиадам. Репетитор нужен в двух крайних случаях: когда у ребенка не получается совсем и когда у ребенка очень высокий уровень, и групп его уровня просто нет. У моего старшего сына не было никогда репетиторов, и в то же время он поступил в “Летово” и владеет английским на уровне носителя. 

Я понимаю, что вы даете очень много свободы детям, отпускаете контроль. А как же аттестации?

Мы решили, что дети будут сдавать аттестацию два раза в год. До аттестации они могут заниматься чем угодно. К ней можно подготовиться накануне. 

В целом, каждому ребенку — свое время, до 10 лет основная деятельность ребенка — игровая, и если заниматься какими-то предметами, то только через игру, математика — “Банда умников”, ролевые, подвижные игры, лазить по деревьям, строить шалаши — это лучшее, что можно делать с ними, а не решать тесты. 

Государство считает по-другому, и надо подстроиться и сдать аттестацию в начальной школе. Наша задача, показать ребенку как искать информацию по предметам, как найти кружок в своем городе. Считаю, что мое достижение заключается в том, что каждый ребенок в пятом классе сам готовится к аттестации. И когда это происходит, я понимаю, что я на правильном пути. 

Домашнее обучение именно тем и хорошо, оно дает огромное количество вариантов для ребенка и родителя. Всегда можно найти подходящий вариант именно вашему ребенку.

Поделиться