Азбука семейного образования

Азбука семейного образования: Р — родительский ресурс.

Автор Екатерина Заостровцева

Восстанавливаю себя, выгорела до основания», — такую фразу написала в подзамочной записи моя давняя знакомая. Мама троих детей, цельная личность, уверенная в своих убеждениях на 100%. Мне помнится, что она интересовалась семейным обучением еще до того, как родила старшего ребенка. Запоем слушала лекции западных гуру хоумскулинга, ловко жонглировала методиками, четко планировала дни и составляла учебные планы на год вперед. Казалось бы, учла все, что было нужно. И… выгорела.
Российская тусовка семей, обучающих детей дома, находится под таким пристальным вниманием окружающих, что многие предпочитают не жаловаться, или делать это в узком кругу «своих», «под замком». Но правда в том, что семейное обучение требует от родителей колоссальных ресурсов. И жаловаться есть на что.
Это работа на полную ставку, которая никем не оплачивается, а многими обесценивается. Если в семье ребенок с особенностями развития — это еще и творческая работа без гарантий успеха, потому что учить по учебнику «как всех» — не вариант, нужно искать подходы. Никто при этом не отменял, что семье надо как-то зарабатывать деньги на жизнь, и худо-бедно поддерживать быт (готовить еду, наводить порядок).
Когда люди планируют СО, их чаще всего волнует бытовая сторона. Например, меня постоянно спрашивают, можно ли организовать обучение детей дома, если мама работает, или если детей воспитывает только один родитель. Ответ — можно, хотя это и не просто. 
Но есть вещи, которые не кажутся очевидными. А без них СО рискует со временем превратиться в пытку, а родительский ресурс может истощиться и уйти в минус
Вот короткий список того, без чего категорически нельзя выстроить психологически комфортное для родителя семейное обучение:

  • Тусовка хоумскулеров для регулярных встреч и обмена опытом. Ютьюб и Фейсбук не способны заменить живого общения с живыми коллегами. Даже если вы живете в глубинке, где слово «хоумскулинг» люди воспринимают как ругательное — берите билет в районный центр, чтобы хотя бы раз в квартал пообщаться вживую с такими же как вы.
  • Регулярные встречи и посиделки с друзьями, не связанными с хоумскулингом. Чтобы не огораживаться от придуманного «внешнего врага». И периодически видеть, что семьи с другим укладом — тоже нормальные, а дети, посещающие школу, в целом, примерно такие же, как и дети на СО.
  • Наличие у обучающего детей родителя (чаще всего это мама) работы или своего дела, пусть даже маленького и приносящего «несерьезный» доход. Обеспечивающий семью папа при полностью погруженной в обучение и воспитание детей маме — это бомба с замедленным действием. И даже не потому, что финансово нестабильно. А потому что очень сильно утомляет морально. В жизни человека должен быть труд, который: а. имеет конечный результат в обозримом будущем (это точно не про образование собственных детей — всегда есть что «доработать»), б. принимается кем-то с благодарностью — и не обязательно даже в денежном эквиваленте (за семейное обучение можно услышать «спасибо» разве что от супруга — общество, родственники, друзья не видят в нем особой доблести).
  • Наличие свободного времени для того, чтобы просто подумать. Когда-то, когда я была на стажировке в Японии, мой университетский профессор сказал фразу, которую я поняла только недавно: «Идеальная нагрузка для преподавателя — 8 часов в неделю. Остальное время — для того, чтобы читать, думать, готовиться к занятиям». В жизни родителя, обучающего детей дома, времени «на подумать» должно быть в достатке.
Поделиться