Актуальное Альтернативное образование Альтернативные школы

Альтернативное образование против государственного. Чьё кунг фу круче?

Автор Алексей Семёнычев

Часто можно увидеть обсуждение, что круче альтернатива или госшкола. Ну это такая любимая тема: «А вы докажите, что семейное образование круче!» Мне же кажется это противостояние очень искусственным. Его попросту нет.

На первом фото самолёт братьев Райт – Уилбера и Орвилла. 17 декабря 1903 года в страшной американской глухомани они запустили свой первый самолёт Флайер-1. В тот день он сделал четыре вылета после чего упал и разбился. Все остались живы, потому что высота была 4 метра. Сильно позже Орвилл восстановит его и передаст в музей Смитсоновского института авиации и космонавтики, где его и сейчас можно увидеть. Первый полёт был 37 метров, а самый дальний в этот же день -240.

Если бы полет проходил где-то поближе к цивилизации, то наверняка рядом бежали бы извозчики и стебались на Райтами – типа «Моя лошадь и та быстрее может». А если бы рядом проходила железная дорога, то машинисты паровозов стыдили бы бедных братьев за их очевидную недальновидность. Вот их то паровозы крутые! Вон скорость какая! Паровозы! Вот будущее транспорта! Наши деды на паровозах ездили, наши дети и наши внуки ещё будут. Вот сын моей подруги он на паровозе вот куда уехал! Аж до штата Джорджия! А я так и вообще – ещё и в Техасе был два раза!.. Стебались бы так над братьями Райт машинисты. Но они, слава Богу, были далеко. А самолёт и правда был так себе.

На втором фото уже наш самолёт «Русский Витязь», он же «Илья Муромец». Русско-Балтийский вагонный завод, инженер Игорь Иванович Сикорский. Первый в мире пассажирский самолёт. Испытания проходят при огромном стечении народа недалеко от Петербурга. Пилотирует сам Сикорский, где-то рядом будущий авиаконструктор Поликарпов, общая грузоподъёмность самолёта рекордная по тем временам — 1100 кг. Михаил Шидловский, руководитель вагонного завода, настолько уверен в машине, что летит вместе со всей своей семьёй.

Фотография 1913 года.

Прошло 10 лет от Райтов.

Куда двигается современное образование? – Спросите вы профессоров-педагогов. И все они вам хором скажут: «Наша цель — индивидуализация образования. Каждый ребёнок должен реализовывать свои интересы». Это вам повторят учителя во всех самых дальних аулах. И правильно скажут – ну нет другого пути. Мы можем спорить о форматах, но путь очевиден.

А заодно бизнесмены подхватят историю про организации, где всё больше внимание отдаётся коллегиальным решениям.

А художники расскажут, что в современном искусстве всё больше тех, кто не имеет художественного образования.

Архитекторы расскажут о популярности общественных пространств, где люди собираются на равных.

Политики постараются помолчать на всякий непредвиденный случай…Но историю нельзя изменить, ее можно притормозить, даже откинуть назад, но нельзя откинуть насовсем.

Современная школа пытается решить проблему индивидуализации, но получается отчаянно плохо. Не умеют они. Умеют то, чему учили – запрещать, контролировать, проверять, стращать, вызывать кого надо и пугать. А это уже не работает.

Иерархия, вертикаль власти уже не работает. Она всё чаще даёт сбой. Авторитаризм – проект прошлого века. Там он ещё как-то работал. Да и то не очень, честно сказать.

Альтернативное образование или Свободное образование – это место, где есть возможность проводить эксперименты над будущем.

Проблему индивидуального образования решит выбор разнообразных форм обучения: семейное, заочное образование, семейные и альтернативные школы.

Булинг, суициды, недоверие между учениками, родителями и учителями исчезнут при внедрении демократических процедур в школе. Приучат к праву свободного выбора и терпимости к иному мнению. Развитие гуманитарного, а не технического образования воспитает новые гражданские нормы.

Возможность учителям развиваться, открыто и честно общаться с родителями и учениками, не оборачиваясь со страхом на управление образования, создаст школы, где уважают учеников и учителей, а не новые ФГОСы.

Диалог – это решение, а не сообщение сверху единственно верного мнения.

Нельзя остановить то, что неизбежно. Спорить, что лучше, а что хуже бессмысленно. Мы стоим там, где образование делает поворот и уходит в будущее. Разговор о том, что лучше альтернативное образование или государственное, это всё равно, что спорить, что лучше -прошлое или будущее.

Сейчас трудно предположить, какое образование мы получим через, например, десять лет. Но история неизбежно ведёт к отказу от формата «сверху вниз». А именно так построено современное образование. История идёт к формату – «равный равному». Это неизбежный процесс.

Альтернативное образование сегодня это попытка решения всех сложных вопросов школы, место экспериментов. Именно здесь проходят самые важные изменения не только в образовании, но и во взглядах родителей и учителей на образование. Меняется их отношение к самому понятию – развитие личности и общества. Понятию важнейшему в жизни любого человека. Поэтому так тяжело происходит изменение взглядов и привычек, потому столько агрессии, за которой скрыт понятный страх перемен. Новая школа тоже не будет идеальной, в ней тоже могут быть проблемы, но они будут решаться быстрее, чем в школах, где живёт страх.

Можно упасть, можно лететь очень низко и не очень далеко. Можно, даже выглядеть как-то не очень красиво. Но то, что рано или поздно мы полетим высоко у меня нет никаких сомнений.

(Ну и не могу удержаться… Извините… Братья Райт -ни Уилбер, ни Орвилл – не имели аттестата об образовании, что не мешало им торговать в магазине по продаже велосипедов и двигателей. Заказ на первый двигатель для их самолёта не смогла выполнить ни одна компания в Америке – нужен был очень лёгкий двигатель. Его сделал их рабочий при магазине — первый двигатель из алюминия для самолётов. Зато они до конца жизни рассказывали, что именно подарок папы — самолётик с резинкой — дал им мечту о полётах.

Игорь Сикорский вспоминал, что именно от мамы он впервые услышал о летающих аппаратах Леонардо да Винчи, книги Жюля Верна его вдохновили, а во сне он видел, как летает. Так он понял и принял своё призванье. Именно его сестра поверит в его талант и даст ему уже позже — в 1908 году (мальчику 19 лет!) — денег на первый вертолёт.)

Поделиться