Пять главных ошибок родителей, обучающих детей дома
Автор Алексей Семёнычев
На самом деле эти ошибки совершает не так уж много родителей. Но они бывают. Из десяти консультаций в двух-трёх я всегда встречал какие-то стороны одной из этих ошибок. Иногда они бываю решающими и довольно ощутимыми и становятся причиной разочарования в семейном обучении. Но, Бог уж с ним, с разочарование. Гораздо хуже, что они ломают жизнь детей, у которых для детства отведено не так уж много времени, а классов всего 11. Потеря каждого из них может быть важна.
Первая ошибка: Забрала ребёнка из школы и ушла на работу.
Это я так этот феномен называю. Я не понимаю, как случается этот странный казус, но он есть. На что эти родители рассчитывают? Что ребёнок сам возьмёт в руки книжку и начнёт учиться, благословляя тот день и час, когда его забрали из школы? Нет. Он открывает компьютер и начинает играть, или рисовать, или читать-таки, или просто спит до двенадцати часов. Потом родители с удивлением понимаю, что к вечеру ничего не сделано, не выучено. Никаких допов при этом у ребёнка нет. Да и друзей тоже. А если есть друзья, то они все в школе, приходят только после обеда или вечером, рассказывают, что в школе так себе, конечно, зато полно мальчишек и девчонок и жизнь кипит. Через какое-то время родители слышат прекрасное: “Мама, а можно я пойду в школу?” Ребёнок прав — там ему будет лучше.
Совет здесь простой — Товарищи родители, ребёнка дома нужно учить! За ним нужно смотреть. Его нужно как-то все-таки контролировать, уж извините, нужно делать его жизнь интересной. А не запирать его дома в надежде, что он сам научится.
Вторая. Стоит почти рядом: родители дома, но ребёнок ничего не делает.
Эта ошибка уже практически идеологическая. Родители прочитали про анскулинг (обучение без школы) и считают, что у них та же история. Им не важно, или они пропустили абзац, где было написано, что реальны анскулинг построен на погружении в образовательную среду и ,между тем, в неём довольно активное участие родителей в обучении. По факту же мы имеем ребёнка, который встаёт, когда захочет, делает, что хочет, но в основном дела простые и самые обычные: помогает по дому, ходит в магазин, играет в компьютер, разговаривает с родителями. И родители считают, что вот это и есть обучение. То есть ребёнок, который обладает огромным потенциалом и физическим, и творческим, и интеллектуальным проводит своё время в делах ненапряжных и для него самого мало интересных.
Вы упускаете время, когда ребенок мог бы узнать о мире много полезного и интересного, родители. Если ребёнок в 13 лет умеет в магазине сдачу считать, то вот уже математику знает? А если вывески читает, то и русский знает? Ну хорошо. Отлично. А что ещё то он умеет? И вот тут оказывается, что ничего больше. Вы потеряли пропасть времени, когда он мог узнать море полезного и интересного. Пробудится ли после такого обучения в ребёнке искра Божья? Ничего в нём не пробудится. Скучная и не интересная жизнь его ждёт. Не надо путать анскулинг и пофигизм. Тот же совет: взяли ребёнка домой — так учите его!
Третья ошибка: бывает у родителей, которые забирают ребёнка из школ из-за плохого образования или каких-то проблем в школе.
Их не интересует разная идеология свободного образования, они как раз не только про анскулинг ничего не знают, они и про хоумскулиг то мало чего читали. Они добросовестно меняют образование в школе на точно такое же только дома: уроки по расписанию, предметы по расписанию, если что-то не сделал, то сидишь пока не сделаешь. Вот это то самое, что называют “школа дома”. В принципе, формат таких занятий всё равно более свободный, чем в школе. Но он не учитывает главного — у ребёнка есть свои приоритеты. Главное в хоумскулинге — раскрытие потенциала ребёнка. Образование должно быть интересным и осознанным. Если вы используете те же методы, что и в школе, то отличаетесь вы от неё не слишком многим. Такое же давление сверху ради далёкой и благородной цели. Первое, что стоит делать — начать искать, что может быть для ребенка интересным, кроме уроков: спортивная школа, музыкальная, творческая, может быть, какие -то занятия онлайн или оффлайн. Важно, чтобы появлялись новые друзья, которые любят тоже, что и они. Образование должно быть интересным и полезным, а не школьным.
Четвёртая ошибка, наоборот, от той, что выше. Предметы “необязательной”, но, несомненно, интересной для ребёнка, программы становятся важными.
По сути, это кажется очень хорошо. Ведь ребёнок нашёл себя и увлечённо, например, программирует. Он молодец. Он освоил все программы и языки программирования. Он — хороший. Но внезапно оказывается, что скорее всего при таком уровне знаний других предметов его аттестат будет так себе и шансы поступить в приличный ВУЗ или колледж не слишком высоки. Родители увеличены темой поиска призвания, но теряют связь с реальностью. Они перестают учитывать особенности образовательной системы РФ. Даже если ваш ребёнок чудесно рисует, и в его планах — творческий колледж, где традиционно математика не особо учитывается, а учитывается творческий конкурс, — аттестат с низкими баллами может оказаться препятствием. Как, кстати, и досрочно сданный ЕГЭ с низкими баллами.
Наши родители иногда стараются сдать досрочно экзамен, даже пусть и получив очень низкие баллы. Для продолжения обучения это может стать большим препятствием. Чтобы избежать этих проблем достаточно разумно подходить к сдаче аттестаций, ОГЭ и ЕГЭ, точнее продумывать образовательный маршрут. К тому же, скажем честно, при сдаче аттестаций дистанционно получить хороший аттестат значительно проще, чем сдавая в школе.
Наконец, пятая ошибка: Родители совсем не учитывают возрастные особенности развития.
То есть они про них часто знают, но уверены, что это не про них. Пример: родители очень хотят, чтобы их ребёнок сразу с первого класса сам садился и делал уроки. Ролики себе находил в сети, упражнения делал, прописи писал. Не делает почему-то. Оставляют задания, упражнения… Не делает. Так ведь и не должен. Нет у них такой функции — сидеть весь день за уроками. Это же и есть школа. В началке больше игры, больше азарта, эмоций, прогулок, общения с родителями и другими детьми. Не сидят дети одни, да и за компом, кстати, редко могут долго усидеть. Игры удержат, а вот онлайн уроки уже нет.
В средней школе родители уже жалуются, что их дети не слушают и не понимают. Раньше понимали, а сейчас нет. Так и не должны. Они уже подростки. Им надо вырваться из-под опеки родителей и самим строить свою жизнь. Дайте им свободу! Им уже нужны друзья, им уже нужна другая ролевая модель поведения, тот, с кого можно копировать жизнь, на кого можно равняться. Они родителей и так любят, но им уже мало. Да как бы вы великолепно не объясняли тему, ваш подросток будет стараться искать своё место и всем своим видом будет показывать, что вас ему уже мало. Нужно только прочитать этот вызов и вовремя предложить ему либо репетитора, либо мини-группу, либо попробовать что-то самому уже делать. Главное не пропускать эти возрастные особенности и умело ими пользоваться.
Конечно, родители допускают самые разные ошибки. Иногда они имеют очень тяжелые последствия, а иногда требуют небольших перемен и жизнь налаживается. “ Пять ошибок” красиво звучит для заголовка. Я действительно выбрал самые важные ошибки. Спасибо. что прочитали. Но в конце будет шестая. Тоже очень важная…
Очень важная ошибка.
Часто родители берутся за обучение детей дома не приготовившись к этому процессу. Это самая страшная ошибка! Прежде, чем делать смелый шаг и начать учить ребёнка дома обязательно ПОДГОТОВЬТЕСЬ. Почитайте статьи, посмотрите вебинары, походите на встречи хоумскулеров. Скороспелое решение, отсутствие поддержки, не знание даже очень простых основ семейного обучения сильно усложняет обучение и приведёт к поражению и разочарованию.
Если вы прочитали эту статью, с вами это уже точно вряд ли случится. Одной ошибкой меньше.
Вот теперь всё.