Дистанционное обучение VS Родители-Ученики-Учителя
Не секрет, что вынужденная «дистанционка» многим подпортила нервы. И пусть она не навсегда (может быть, наверное), но прямо сейчас появилось много вопросов, требующих решения. И дело не только в программе, сколько в психологической поддержке. Актуально для учеников, посещавших школу очно, для «семейников» мало что изменилось) Наши эксперты дали очень действенные и при этом простые рекомендации, как справиться с учебой в zoomе и не обезzoomеть при этом)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Екатерина Блюхтерова — Клинический психолог, психотерапевт, трижды мама. Стаж практической работы 20 лет. Создатель в Блюхтерова групп, хозяйка в «Мастерская психологии». Запись на индивидуальную консультацию 8 (903) 795 4651
Давайте начнем с практического вопроса: допустим, родители хотят помочь ребенку в свалившейся всем на голову «дистанционке». Но у них получается не так много (родители сами дистанционно работают, компьютер один на всех, в семье несколько школьников и др) Что вы посоветуете родителям в такой стандартной ситуации?
На родителей вообще в последнее время очень активно давят, убеждая, что освоение школьной программы сверхважная задача — практически судьбоносная история!!! Для многих взрослых успеваемость ребёнка в школе является критерием оценки себя, как родителя. Так что мой первый совет: разделите ваши отношения с ребёнком и взаимодействие ребёнка со школой. Какова бы не была успеваемость вашего ребёнка, она не является показателем отношения детки к вам.Покажите вашему ученику, как находить нужную информацию. Определите, когда и сколько времени вы готовы потратить на обсуждение учебных вопросов. Не берите на себя контроль за выполнением заданий, но окажите конкретную помощь в удобное вам время, и только когда к вам обращаются. Сейчас не важно количество, да и качество тоже; сохранить простую регулярность прослушивания тематических уроков — уже очень хорошо!!! Некоторые общеобразовательные предметы: окружающий мир, история, биология, география и т п можно перевести в режим вечерних чтений вслух по очереди.
Ребенку надоел весь этот онлайн, глаза устали и хочется на улицу. Как родители могут помочь?Что сейчас нам всем очень нужно? Держаться за любовь, держать все время в голове два важных знания: мы семья и любим друг друга; даже полная неаттестация ничем не угрожает жизни и здоровью ребёнка. Сейчас просто важно поддержать привычную регулярность учебного процесса. Если ребенку сложно много времени проводить за компьютером, в режиме конференций, лучше выбрать более короткие видеоуроки по актуальным темам. Между занятиями важно оставлять «буферные переходы». В обычное время эту функцию выполняют: дорога в школу и обратно, перемены и общение с друзьями. Так что и дома не стоит уходить в учебный нон стоп. Сходите вместе до магазина, запускайте мыльные пузыри с балкона и даже попрыгайте вместе на кровати, танцуйте, деритесь подушками, ползайте на скорость, соревнуйтесь кто дальше плюнет…. поручите ребёнку вместо учебы пару дней в неделю придумать и приготовить обед и ужин для всей семьи.
Допустим, родители видят, как учитель преподает урок, и им кажется, что он это делает недостаточно хорошо… Как им себя вести в этой ситуации? Я сейчас тоже вынуждена проводить только онлайн консультации и семинары, и это требует времени на перестройку. В индивидуальном режиме это, конечно, проще. В первую очередь стоит отнестись с пониманием к тому, что не все школы и учителя могут экстренно приспособиться к новому режиму преподавания. В данной ситуации уже готовые короткие видеоуроки, изначально спланированные под онлайн формат могут быть полезнее и понятнее. не бойтесь поменять учителя, нам сейчас важнее комфорт ребёнка и адаптированность процесса.
Родители могут себе разрешить «забить» на дистанционку и дождаться очного обучения? Будет и это правильным для ребенка? Меня часто про это спрашивают) Отвечаю: можно! Повторюсь, жизни и здоровью ребёнка ничто не угрожает. Сейчас важнее благополучное состояние семьи и добрые отношения и, если новый учебный формат создаёт в семье невыносимое напряжение, лучше «забить» и переключиться на другие процессы. Вы можете написать заявление и перевести ребёнка, например, на заочное обучение с индивидуальным планом аттестации и подготовиться, когда будете в силах. Можете выбрать видеоуроки, стиль преподавания, который ближе вашему ребёнку и больше нравится вам. Откажитесь от подвигов сами и не принуждайте к подвигам ребёнка.
СОВЕТЫ УЧЕНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
Виктория Шиманская — доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель и активная мама 🙂
Возьмем самую сложную группу учеников, которые не хотят учиться дистанционно. Как их мотивировать? Младшая-средняя-старшая школа: есть ли какие-то особенности?Скажу страшную вещь: учеников не надо мотивировать! Мотивация – это всегда извне. Работа с учениками из младшей, средней и старшей школы всегда идет изнури. Причем не столько из целей, а из интересов. Если мы хотим мотивировать ребенка на обучение, важно создать ситуацию, в которой мы отвечаем ему на вопрос: а для чего мне это нужно? Есть 5 универсальных шагов для учеников любого возраста. Если их пройти, то ребенок может лучше двигаться в отношении предметов, которые ему необходимо изучать.
Шаг 1. «Я чувствую»Прежде чем давать знания, очень важно подготовить ребенка к познанию. У нас обычно это не учитывают. Надо не просто начинать утро автоматически. Сделайте трехминутную разминку, включающую в себя активную работу на крупные группы мышц (приседания, поднятие рук и др), несколько упражнений на дыхание… На физическое «включение» включение на самом деле достаточно двух-трех минут.Далее идет сенсорное включение, помогающее оказаться в состоянии «здесь и сейчас»: • Пять вещей, которые я вижу;• Четыре вещи, которых я могу коснуться;• Три звука, которые я слышу;• Два аромата, которые я ощущаю;• Один предмет (страница в учебнике, задача и др), который я буду читать (решать)прямо сейчас.
Шаг 2. «Я хочу»Самый важный шаг. Здесь есть различие на младших, средних и старших школьников. Младших можно вовлечь в игру: «А давайте мы сегодня отправимся в царство гласных и согласных» и др. Для средней школы одной игры уже недостаточно. Здесь мы движемся через интерес ребенка. Наша задача получить от ребенка, подтверждение, что ему действительно интересно нас слушать. Например, вы начали изучать Средние века. Спросите детей: «Вы что-то знали про этот период? А что знаете про рыцарей? Хотите узнать еще?»Для учеников старших классов очень важно, чтобы обучение было связано с их талантами, с их будущей профессией. Здесь каждому педагогу надо уметь ответить на вопрос: если ребенок хочет стать режиссером, причем здесь математика? Если он хочет стать программистом, причем здесь география? Если педагог может ответить на этот вопрос, то он ребенка не потерял.
Шаг 3. «Я знаю»У детей чаще всего нет сопротивления к самому обучению, но у них есть сопротивление к форме обучения. Просто взять и прочитать параграф в учебнике – это неинтересно. Но когда есть дискуссия, интеллект-карты, познавательное видео — тогда это интересно. Как только мы учимся давать материал в разных формах познания, детям это интересно.
Шаг 4. «Я могу»Очень быстрый, но наиважнейший этап, когда в конце идет рефлексия: «А чему я сегодня научился?» В режиме изоляции родитель может сделать трек по урокам: «По какому уроку и что интересного ты изучил?» И тогда мы очень быстро поймем, в каких направлениях дети больше интересных вещей для себя отмечают. Для нас, родителей, это ориентир, куда развивать ребенка, какие дополнительные книжки читать и др. Если эти четыре шага сделаны, то последний шаг всегда осуществится. Шаг 5. «Я буду делать»
Как детям отдыхать в замкнутом пространстве? Это взрослые могут усилием воли заставить себя переключиться, «подумать об этом завтра» и тд. А детям что делать? Дети умеют отдыхать в замкнутом пространстве на хуже взрослых. Самое главное – регулярность. Волшебные «пятиминутки». 25 минут решали задачу, 5 минут отдыхаем. В этом плане дистанционное обучение имеет свои плюсы. Придумайте всей семьей, как вы будете отдыхать в эти «пятиминутки»: танцы, «водопой», наблюдение за прохожими, игра с игрушками и др. Прикрепите эти стикеры на видное место или вытягивайте «фанты». Обязательно переключайтесь. Важно чередовать зрительное восприятие с другим: сейчас у вас только («обнимашки»), в следующий перерыв – только музыка и т.д. Используйте все пять чувств для перезагрузки!
Если программа ребенку непонятна, и родители не могут помочь с уроками, что делать правильнее всего? Главное, не учти в раздражение. Сначала попробуйте концентрироваться на третьем шаге («Я знаю»), использовав разные форма познания. Это самый главный ключ. Рисуйте схемы, проводите аналогии, смотрите видео ролики… Если нет ни времени, ни сил, главное, не раздражаться. Мы не можем быть компетентны во всем, особенно если это средняя и старшая школа. Но ваш контакт с ребенком намного важнее, чем оценки. Самая главная задача родителей — не тянуть до пятерки, а критерий «понял или не понял». Лучше уделять внимание тем предметам, которые интересны, а по остальным главное, чтобы не было провала.
Кто больше всего пострадал от вынужденного дистанционного образования: родители, ученики или учителя? Пострадал ровно тот, кто захотел пострадать. Банально, но в любой ситуации есть возможности, и мир такой, как ты на него смотришь. Я знаю огромное количество людей, которые рады тому, что происходит сейчас: родители смогли помочь ребенку с учебой, они стали проводить с ним больше времени… Кто-то начал заниматься самоорганизацией, планированием…Не надо страдать и геройствовать… Подумайте, что вы можете сделать в этой ситуации. На ставьте себе и ребенку безумных целей. Самое главное сейчас — научиться быть со своими близкими 24/7. И если этому научиться, то эта та поддержка, которая останется на всю жизнь. Для учеников, если они проходят эту сложную ситуацию вместе с родителями, это хороший опыт и поддержка. Для учителей бонус в том, что до этого у них цифровая грамотность была крайне низкая, а теперь им пришлось ее освоить. Возможно, в ближайшее время будет набирать популярность формат blended learning. Лично я в этот формат смешанного обучения верю больше всего и вижу в нем много плюсов.