Азбука семейного образования: Т — тщетность
Автор — Вероника Михалко
Т — ТЩЕТНОСТЬ
Если вы знакомы с книгами Ньюфелда и его теорией развития, основанной на привязанности, то наверняка знаете о важности и необходимости переживания ребенком тщетности. Это состояние, когда все усилия по достижению желаемого напрасны, нужно перестать бороться и пережить неудачу.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие родители не пытались отнести то же самое к себе. А именно — смириться со своим родительским провалом в какой-то области, оставить надежду, что ребенок будет вот таким, сможет вот это, увлечется вот тем…
Родители часто требуют от себя невозможного (иногда еще и успев до этого совершить что-то крайне сложное) и чувствуют себя виноватыми, если невозможное почему-то не удается. Интересно, что такой повышенной требовательностью к себе чаще грешат альтернативные родители.
Почему? Нас в этом активно поддерживают общественные институты и социум.
Ах, ты такая умная, хочешь обойтись без школы, без учителей, системы образования? Ну, давай, покажи, как ты это сможешь!
И покажи не какие-то там средненькие результаты, а не менее, чем блистательные (по нашим меркам, конечно, а не по своим). Иначе зачем ты все это затеяла?
Ты выбираешь альтернативный путь для своего ребенка? Говоришь, он особенный, талантливый? Покажи! Докажи! Продемонстрируй!
И если претензиям социума еще как-то можно противостоять, то необходимости обосновать оформление ИП (обучения по индивидуальному плану) в школе противостоять, увы, невозможно.
И начинается родительская доказательная гонка: ребенок у меня молодец, я молодец, у нас все получается… Без права на ошибки, неудачи, провалы. Любая неудача в процессе — это, фактически, клеймо «миссия провалена». Ведь не иначе это все потому, что изначальный выбор был вот таким альтернативным.
Но СО — длительный процесс, во время него, как и во время обучения в школе бывает всякое. Дети растут, меняются их интересы, характеры, предпочтения и планы, происходят перемены в семье, меняются планы родителей.
Не все можно изменить, исправить, совместить, развить, предотвратить… Иногда все наши родительские усилия тщетны. Но в переживании этой тщетности много отваги и силы, открывающих новые возможности и ресурсы.
Не пренебрегайте неудачами.
И если вы никак не можете избавиться от ощущения собственного родительского несовершенства, просто будьте скромнее — не претендуйте на роль бога. Своему ребенку вы лишь жизненный куратор, а не создатель, и полномочия и возможности ваши ограничены. И это к лучшему.
Источник —
https://www.facebook.com/groups/familyedu/permalink/833903590153818/
Иллюстрация — Квинт Бухгольц