Для успешного изучения математики необходимо развивать наглядно-образное мышление
На конференции «Психология и технология в математическом образовании», организованной компанией Яндекс и Международным обществом исследователей в области психологии математического образования, выступила доктор наук Бостонского колледжа (США) Марина Васильева. По ее словам, намного успешнее в изучении математики становятся те дети, которые способны мыслить образно, визуализируя задачу.
Именно тренировке способности визуализации Марина Васильева предлагает уделять в школе особое внимание. Вместе со своей командой она провела эксперимент: разделила учеников начальной школы, обладающих приблизительно равными способностями в математике, на две группы, с первой из которых работали специалисты, помогавшие детям в развитии способности создавать мыслеобразы. Со второй группой такой работы не проводилось.
Изначально дети не понимают интервалов и равенства интервалов (например, между 5 и 6, 95 и 96), говорит Марина Васильева, — зато они становятся понятными при наличии наглядных подсказок и конкретных изменений.
Мы фокусировались на пространственном отображении. Например, использовали на уроке кусочки бумаги разной длины для обозначения разных интервалов, а также понятные жесты, обозначающие ту или иную длину,
– рассказала Марина Васильева.
Пример задания: детям показывали три линейки с разными интервалами градации, затем клали какой-либо предмет, например, карандаш и говорили: на одной линейке получилось значение 2, на другой – 20 и т.д. Дети должны были понять, о каких линейках идет речь и какие линейки были использованы. В результате, первая группа детей заметно лучше освоила материал, чем группа, с которой не занимались развитием визуализации.
По словам Васильевой, это подтверждает связь пространственных величин и визуализации. По ее мнению, подобные методы следует использовать на уроках математики в школе.
Справка:
Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.Именно тренировке способности визуализации Марина Васильева предлагает уделять в школе особое внимание.