Монтессори Монтессори педагогика Психология Эффективное обучение

5 шагов к свободной жизни. Или как передать ответственность за учебу ребенку.

Автор Полина Раскатова

руководитель Школы «МонтессориКа»
президент БФ «У меня есть мечта»

https://vk.com/polinaraskatova https://www.facebook.com/polina.fedorova.733 https://www.instagram.com/polina_raskatova_official/

Контролировать процесс обучения своего ребенка – та еще нагрузка для родителей. Родители вынуждены делать с детьми домашние задания. А в условиях самоизоляции еще объяснять новую тему и выполнять «классную» работу.

Интернет полон мемов и анекдотов по этому поводу: «Мать охрипла… Сын оглох … Соседи выучили всё наизусть, собака пересказала!»

Излишний контроль успеваемости, постоянные оценки со стороны взрослых приводят к ссорам между детьми и родителями и, что немаловажно, ребенок становится зависим от оценки взрослого, теряется уверенность в себе, интерес к учебе, ребенок незаметно «передает» ответственность за свое образование взрослым.

Самостоятельность – важнейшее качество свободного ответственного человека. Если взрослым постоянно «включаться» в его учебу, ребенок не увидит последствий своей работы.

У нас в классах мы применяем простейший инструмент самоконтроля – контрольные карты. То есть в каждом материале, который находится в классе, заложен контроль ошибок. Учитель показывает ребенку после объяснения материала способ самопроверки.


Как это работает?

Ребенок изучает какую-то тему, решает задачи, выполняет задания или упражнения и в конце своей работы делает самопроверку с помощью контрольной карты. Это позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить ее. Конечно, педагоги нашей школы потом проверяют и классные, и домашние работы школьников, но уже на предмет анализа: что именно понял ребенок, какой навык уже сформирован, с чем еще нужно поработать. Чувствуете, —  в этом нет напряжения! И учителям не приходится «делить» домашнюю работу ребенка на маму, бабушку, папу, няню и т.д.

Что можно сделать в домашних условиях?

  1. Сначала продумать самим, как могут выглядеть способы самопроверки. Поставить в домашнюю среду вместе с ребенком словари, калькулятор, таблицы сложения/вычитания, справочники по русскому языку.
  2. Договориться с ребенком о том, что он после выполнения домашней работы будет сам себя проверять.
  3. Показать ему как это делать: как работать с калькулятором, орфографическим словарем, энциклопедиями, справочниками.
  4. Технически отработать этот момент: несколько раз вместе с ребенком проверить его работы. Именно технически! Не комментируя и исправляя, а просто помочь найти, например, нужное слово в словаре и помочь, следя пальцем, сверить со словарем каждую написанную букву.
  5. Конечно, первое время ваш ребенок будет подходить к вам, чтобы вы проверили. Это всего лишь старая привычка. Здесь можно спокойно задать вопрос: проверил ли ты себя сам? Что тебе поможет самому помнить о том, что ты и сам можешь себя проверять?

Что дает такой простой инструмент?

У ребенка формируется адекватная самооценка: получилось – здорово! Не получилось – сам вижу ошибку, сам ее исправляю, нет страха перед ошибкой, нет страха наказания, желания поощрения. Контрольные карты помогают в развитии инициативности, поисковой активности. Такого типа контроль ошибок развивает аналитические функции мышления: ребенок сам способен обнаружить ошибку и исправить ее.

А для нас, родителей, это передача ребенку ответственности за учебу, поощрение независимости и, бесспорно, демонстрация нашей веры в него!

Поделиться