Ученье-мученье?О школьной усталости в преддверии учебного года.
3 совета как избежать школьной усталости.
У нас в школе был случай. Мама привела к нам в монтессори-школу свою дочь-первоклассницу. Девочка училась в традиционной школе всего 4 месяца. И в конце второй четверти легла дома на пол и сказала, что очень устала и в школу больше не пойдет.
Проблема школьной усталости и переутомления звенит в воздухе как минимум столетие! Родителей беспокоят у своего ребенка-школьника отсутствие концентрации внимания, усидчивости, пассивность, раздражительность, «гиперактивность». Корнем этой проблемы может быть школьная усталость.
Как вы можете увидеть проявления усталости у ребенка?
Есть 3 ключевых признака: внимание, движения и интерес. И если редкие отвлечения внимания говорят о незначительной усталости, то рассеянное внимание, отсутствие на новые раздражители (словесные указания) говорят о значительной усталости ребенка. А если обратить внимание на тело ребенка, оно говорит само за себя. В норме, когда ребенок устал, то при незначительной усталости это будут потягивания, выпрямление туловища, а вот при острой усталости — стремление положить голову на стол, частые повороты головы, суета рук и пальцев или наоборот замедленные движения – это красный сигнал «светофора».
И ключевой показатель: наличие интереса. Если у ребенка отсутствуют вопросы, наступила апатия, интерес отсутствует, необходимо срочно обратить внимание! Одна из причин усталости: дробление урока на малюсенькие части. Урок в традиционной школе длится 40 минут по ФГОС и дробится на мизерные 8 частей по 5 минут.
Анимация чистой воды. И, если еще добавить, что разделы урока и задания в тетради зачастую не связаны, то о какой концентрации внимания и усидчивости мы говорим? Добавим сюда эмоциональную вспышку/и учителя в орг.моментах на уроке. Это истощает. И это та норма, к которой ребенок привыкает с детства.
Врачи предлагают профилактику школьной усталости: больше белка, спорта, после умственных нагрузок – прогулки. И главное: организация условий, среды для ребенка. На сколько школьная среда ДЛЯ ребенка? На мой взгляд нынешняя школьная среда – для удобства взрослых.
Вот 3 совета для профилактики усталости ребенка:
1. Если у ребенка есть вопросы – проверьте, есть ли в доступе энциклопедии и взрослый, который поможет с навыком поиска информации.
2. Если интерес ребенка лежит дальше изучаемой темы в классе, проверьте, на сколько его интерес удовлетворяется, на сколько долго он может изучать интересующую его тему, может ли он выбрать себе партнера по изучению, на сколько взрослый может поддержать интерес ребенка.
3. Если у ребенка затекли ноги и спина от 40 минутного «неёрзания» на уроке, проверьте: может ли он встать, размяться, иметь возможность заниматься на коврике или стоя, позаботиться о себе, о своем здоровье и на сколько взрослый учитывает физиологию ребенка.
Полина Раскатова, создатель и руководитель школы «МонтессориКа»
https://www.facebook.com/polina.fedorova.733
https://vk.com/polinaraskatova
https://www.instagram.com/polina_raskatova_official/
https://baby-and-family.ru/montessorika