«Ты действительно можешь повлиять на будущее своего ребенка, обеспечив ему свободу выбора и научив ею пользоваться».
Опыт обучения дома и в семейной школе. Ольга Безменова, Школа мечты ( Переславль-Залесский). @dream_school_pz
Автор Полина Гльник
Зачем родители забирают детей на семейное образование? Какие преимущества оно даёт? А подойдёт ли это моему ребёнку? Такими вопросами задаётся практически каждый родитель, столкнувшийся с системой альтернативного и семейного образования в России и за её пределами. У каждой семьи своя история и свои выводы, конечно же, и свой путь — тем интереснее делиться опытом и решениями.
Сегодня своей историей делится Ольга Безменова, мама двоих детей и активный участник альтернативной школы — «Школы мечты».
Оля, привет, расскажи о себе, где ты живёшь сейчас, как твои дети?
После переезда из Москвы в середине 2021-го я живу в Переславле-Залесском Ярославской области. Со мной переехала дочка, ей сейчас 8, 17-летний сын остался учиться в Москве.
Как семейное образование случилось с вашей семьёй?
Задумываться о СО я начала, когда сын учился во втором классе московской частной школы, когда поняла, что небольшое количество детей в классе и улыбчивые учителя — это далеко не всё, что в моем понимании должно представлять собой альтернативное образование. Просто стандартная школьная программа в комфортных условиях. Никакого личностного развития, никакого раскрытия индивидуальных способностей — ничего. Зато появилось много нового, к чему я была совсем не готова: «отключились» навыки самообслуживания, появились «барские» замашки и странное пренебрежение к своим же друзьям, которые учатся в обычных школах. Недолго думая я перевела его в обычную районную школу и стала наблюдать, параллельно корректируя его адаптацию. Да, я добилась от этого перехода «возврата» сына к реальной жизни, но мы неминуемо столкнулись с другой крайностью — шаблонами, необоснованными рамками, неповоротливостью, неадаптивностью и, конечно, политизированностью системы. Началку мы еще худо-бедно дотянули на энтузиазме прекрасной учительницы, а вот в пятом классе начался реальный ад с буллингом моего сына, причем не со стороны детей, а со стороны взрослых. К концу я была так вымотана, что просто забрала документы в никуда, еще не понимая, как и зачем. За лето пришла в себя, изучила все возможности СО, и мы с сыном приняли решение в школу не возвращаться.
Путь был непростым. Сначала мы пытались выстроить учебный план своими силами, прикрепившись для аттестаций к районной школе. Бой с прикреплением, будучи к тому времени подкованной в своих правах, я выиграла легко. Но это было только начало.
Без четкого понимания и структурирования учебного процесса мы быстро скомкали и учебу, и секции, плюс в школе, к которой мы были прикреплены, были совсем нам не рады, по итогу первую аттестацию мы завалили
И тогда я пошла на второй заход изучения вопроса. Забегая вперёд, скажу, что новый опыт оказался успешным. Мы прикрепились к «Интернет-уроку» и структурировали учебный план. Выстроили график индивидуальных занятий по интересам. Школу сын окончил с аттестатом 4,5 и без труда поступил в выбранный им колледж.
Что было трудно. Трудно было передать ответственность за учёбу от себя к сыну. Особенно с учётом бурного переходного возраста. И круто то, что этот процесс проходил сугубо между нами, без давления школы, без разрыва нашей связи. По итогу именно это я считаю главным достижением. Мы оба очень изменились за это время и стали реально ближе и сильнее как семья.
Но у тебя же есть ещё младшая дочка, верно?
Сейчас у меня новый этап. Я изначально планировала, что она останется на СО. Но дочь сама захотела в школу. И при том, что я была уверена, что она, выросшая без режима, без шаблонов, выдохнется через месяц, ан нет. В первый класс она отходила без единого пропуска, с удовольствием включилась в учебный процесс. Поэтому, переезжая, я понимала, что для нее СО должно быть в ином формате, что коллектив ей просто необходим. Что нужна конкуренция, нужна команда. Городок у нас крохотный, и я понимала, что мне придется брать этот вопрос в свои руки. Планировала устроить СОшную началку прямо у себя в доме, взяв на себя трёх-четырёх детей, выступив в качестве этакого тьютора с расширенными функциями.
Но, видимо, хорошие идеи не могут случаться сами по себе. И через неделю мне позвонила подруга и рассказала о своих друзьях, которые задумали более масштабное мероприятие — целую СО-школу. Но планировали делать классы начиная с 6-го. Недолго думая, я позвонила и предложила объединить усилия. У ребят были сомнения по поводу началки, но по итогу могу сейчас с гордостью сказать: пожалуй, началка — это то, что у нашей «Школы мечты» Переславля-Залесского получилось просто идеально. Ребята в основном прикреплены к ЦПСО, т.е. все аттестации в комфортном режиме 100% онлайн, без камер. Учимся мы 4 дня в неделю.
Раз в неделю проводим профориентационные экскурсии, на которых ребята знакомятся с местными предпринимателями самых разных направлений — от искусства до фермерства. Большинство кружков и клубов по интересам удалось организовать на базе школы.
Оля, если попытаться как-то коротко обозначить, как СО изменило твою жизнь и жизнь твоей семьи?
Не могу сказать, что СО как-то глобально изменило жизнь моей семьи. Мы всегда были включены в процесс и как-то изначально школа в нем была лишним звеном. Соответственно, из изменений только два пункта, и оба прекрасны: больше времени друг на друга и на любимые занятия и спокойствие. Читателям желаю в первую очередь не бояться своих деланий, а пробовать. У СО нет какого-то единственно правильного алгоритма, и в этом его прелесть. Всегда можно выбрать свой путь, свой ритм, свой формат.
И пусть прозвучит пафосно, но это один из немногих моментов, когда ты действительно можешь повлиять на будущее своего ребенка, обеспечив ему свободу выбора и научив ею пользоваться.