СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТЬЮТОРСТВО. ЧАСТЬ 2.
Автор — Айгуль Воробьева
https://www.instagram.com/vorobeva.homeschooling/
К сожалению, культура субъективности в нашей стране утеряна. Даже выражение: «это твоё субъективное мнение… » — за ним идёт какой-то отрицательный контекст. Оно несколько негативное.
А на самом деле, культура субъективности, также как и культура объективности, очень важна. Что ты хочешь, что тебе интересно, что тебя привлекает… Так вот тьютор в педагогике — это тот, кто поможет человеку любого возраста от 3 лет получать образование по своему индивидуальному пути. Тот, кто поможет построить этот путь индивидуализации человека. Таким образом, можно сказать, что тьюторство — это педагогика субъективности.
Эта профессия существует в официальном классификаторе профессий с 2008 года. В некоторых школах уже появились тьюторы. Но роль их пока недопонята. Это не ассистенты учителя, не психологи, не кураторы. Это примерно как «сопровождающие». Ведь сопровождать невозможно стоящего на месте человека. А вот учить, наставлять можно.
«Тьютор – новая профессия в современном российском образовании, но не в европейской истории. Впервые должность тьютора была введена в ХIIвеке в английских университетах для сопровождения индивидуальной программы студента.
Основным содержанием работы тьютора в сфере семейного образования может как раз стать совместный с родителями поиск, отбор и использование самых различных ресурсов развития ребенка с учетом его особенностей, а также возможностей и ограничений той среды, в которой он растет.
Принципиально важно, что тьютор не транслирует семье свои собственные ценности и не выдает пошаговых рекомендаций. Главное направление его работы – помочь родителям в каждом конкретном случае САМИМ сделать выбор в ситуации избыточности ресурсов. Результат работы тьютора в этом случае – это осознанный выбор родителей, их уверенностьв правильности выбора и принятие ответственности за этот выбор»
(Т. М. Ковалева, д.п.н., Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации)
Педагоги, воспитатели, учителя, мастера, тренеры, менторы, психологи – представители формирующей педагогики. Они формируют человека до нормы. Отличие тьютора от них в том, что тьюторская компетенция гарантирует процесс индивидуализации. Это не формирование под норму, а процесс замысливания, складывания и реализации свего образовательного маршрута, программы, сценария и переход человека (тьюторанта, сопровождаемого) к проактивной заботе о себе.
В этом смысле, в фокусировке на понятии заботы о себе, как выяснилось в моем мини-исследовании, родители и педагоги столкнулись с неприятием возможностей индивидуальности в обществе. Более того, феноменом заботы о себе в целом приравнивается к эгоизму и несет отрицательный заряд.
Таким образом, актуальность работы тьютора представляется острой, поскольку индивидуальность человека и его потребности выходит на передний план в современном российском сообществе, такая тенденция прослеживается в моем близком и дальнем окружении. А признавать индивидуальность без процесса индивидуализации не представляется более возможным.